Автор: Сафонова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 "Вишенка"
Населённый пункт: г.о. Балашиха Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная
игра
«
ЧТО
?
ГДЕ
?
КОГДА
?»
для
детей
подготовительной
группы
Цель
:
Обобщить
,
систематизировать
,
закрепить
знания
детей
пройденного
материала
.
Задачи
:1.
Учить
отвечать
на
вопросы
,
отгадывать
загадки
.
Закреплять
знания
о
математических
представлениях
,
развитие
речи
,
знания
русских
народных
сказок
.
2.
Развивать
слуховое
и
зрительное
восприятия
,
любознательность
,
коммуникативную
речь
детей
;
3.
Воспитывать
в
детях
интерес
к
занятиям
-
играм
,
мотивацию
к
обучению
;
самостоятельность
,
доброжелательность
,
выдержку
,
умение
слушать
товарищей
,
не
перебивая
их
.
4.
Формировать
личностные
качества
детей
:
чувство
товарищества
,
ответственности
,
взаимовыручки
,
умение
работать
в
коллективе
.
5.
Развивать
умение
работать
самостоятельно
,
выполнять
четко
заданные
инструкции
.
Развивать
логическое
мышление
на
материале
загадок
.
Оборудование
:
игровое
поле
со
стрелочкой
вопросы
в
конвертах
,
черный
ящик
,
лед
,
сказочные
герои
–
Карлсон
,
Золушка
,
Буратино
,
Мальвина
,
Баба
Яга
,
Доктор
Айболит
;
картинки
–
банка
с
вареньем
,
хрустальная
туфелька
,
портфель
;
конверты
с
заданиями
;
индивидуальные
листы
с
буквами
алфавита
,
красный
и
синий
карандаши
на
каждого
ребенка
;
бейджики
.
Предварительная
работа
:
1.
Чтение
старшим
дошкольникам
познавательной
информации
из
детских
энциклопедий
: «
Всё
обо
всём
», «
Большая
энциклопедия
животных
», «
Большой
атлас
животных
», «
Растительный
мир
»
и
т
.
д
.«
Животный
мир
», «
Тайная
жизнь
животных
».
2.
Отгадывание
загадок
.
3.
Рассказывание
детям
сказок
,
просмотр
советских
мультфильмов
.
4.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
:
сказочных
героев
,
животных
разных
поясов
,
картин
природы
.
5.
Беседы
с
дошкольниками
о
нравственной
культуре
(
общение
,
поведение
,
внимание
),
помощи
взрослым
на
занятии
(
трудовое
воспитание
).
6.
Разучивание
физкультурной
паузы
.
7.
Проведение
дидактических
игр
с
детьми
: «
Узнай
и
назови
», «
Кто
,
где
живёт
?», «
Найди
на
атласе
», «
Четвёртый
лишний
», «
Путаница
»,
«
Нарисуй
узор
».
8.
Проведение
со
старшими
дошкольниками
познавательных
комплексных
и
интегрированных
занятий
(
ООД
),
дидактических
игр
и
бесед
на
разные
темы
.
9.
Подбор
познавательной
и
энциклопедической
литературы
детям
6-7
лет
для
самостоятельного
изучения
.
Ход
игры
:
1
этап
.
Мотивационно
-
побудительный
(
цель
–
настроить
детей
на
игру
,
определить
цели
игры
)
Ведущий
: -
Добрый
день
,
дорогие
гости
нашего
детского
сада
.
-
Добро
пожаловать
на
интеллектуальную
игру
«
Что
?
Где
?
Когда
?».
Встречайте
наших
знатоков
.
(
Торжественно
звучит
музыкальная
заставка
к
игре
«
Что
,
где
,
когда
?».
Дети
заходят
в
зал
,
выстраиваются
полукругом
перед
игровыми
столами
,
жюри
и
зрителями
.)
-
Ребята
,
посмотрите
,
сколько
гостей
пришло
на
нашу
интеллектуальную
игру
«
Что
?
Где
?
Когда
?». -
Давайте
поприветствуем
наших
гостей
(
дети
здороваются
).
Чтобы
стать
знатоками
и
получить
главный
приз
,
нужно
пройти
всю
игру
до
конца
и
выполнитьв
все
задания
.
Вы
целая
команда
,
и
чтобы
победить
в
игре
,
вы
должны
быть
внимательными
,
активными
,
показать
все
,
чему
вы
научились
на
наших
занятиях
.
Какой
ваш
девиз
?
Девиз
команды
«
Знатоков
»:
«
Мы
знатоки
,
а
это
значит
-
нас
ждет
успех
и
ждет
удача
!»
-
Вы
готовы
начать
игру
?
Приглашаю
вас
занять
места
за
игровыми
столами
. (
дети
садятся
)
Затем
ведущий
представляет
игрокам
и
гостям
членов
жюри
.
Ведущий
:
Вы
видите
на
игровом
столе
стоит
волчок
со
стрелкой
и
лежат
конверты
.
На
каждом
конверте
написана
цифра
,
она
указывает
номер
вопроса
,
на
какой
конверт
покажет
стрелка
нашего
волчка
,
тот
конверт
мы
вскрываем
и
читаем
задание
.
Знатоки
должны
ответить
на
все
вопросы
,
которые
находятся
в
конвертах
.
За
каждый
правильный
ответ
знатокам
дается
1
очко
.
2
этап
.
Основной
–
игровой
(
звучит
музыка
–
фонограмма
из
игры
«
Что
?
Где
?
Когда
?»)
Ведущий
:
Внимание
!
Против
наших
игроков
играют
сказочные
герои
,
и
чтобы
получить
задание
,
вы
должны
отгадать
сначала
сказочного
героя
.
Начинаем
игру
. (
Звучит
фонограмма
«
Волчок
»
из
игры
).
На
игровом
поле
со
стрелочкой
6
конвертов
–
секторов
.
Сектор
№1.
Против
знатоков
играет
первый
сказочный
герой
.
На
доске
появляется
картинка
«
Банка
с
вареньем
».
-
Скажите
,
какому
сказочному
герою
принадлежит
этот
предмет
?
(
Дети
отвечают
: (
Карлсону
)
Воспитатель
выставляет
изображение
Карлсона
Карлсон
играет
против
знатоков
.
Открываем
конверт
с
заданием
№
1.
Воспитатель
читает
: «
Уважаемые
знатоки
,
вы
должны
определить
с
какой
буквы
пишется
ваше
имя
,
найти
эту
букву
в
алфавите
,
найти
остальные
буквы
своего
имени
и
закрасить
их
нужным
цветов
:
синим
–
если
это
согласная
буква
,
красным
–
если
гласная
»
Воспитатель
по
ходу
выполнения
детьми
отслеживает
правильность
выполнения
и
задает
вопросы
:
Какая
это
буква
?
(
согласная
).
Что
ты
можешь
еще
сказать
о
ее
звуке
,
какой
он
?
Как
он
звучит
в
твоем
имени
?
Сектор
№2.
На
мольберте
появляется
картинка
«
Хрустальная
туфелька
».
Воспитатель
:
Скажите
,
кому
принадлежит
этот
предмет
обуви
?
(
Золушке
)
Послушаем
задание
от
Золушки
.
«
Уважаемые
знатоки
!
Я
очень
люблю
решать
задачки
.
Но
сегодня
растерялась
и
не
знаю
,
правильного
ответа
.
Помогите
мне
пожалуйста
найти
его
найти
.
Задание
: «
Весёлые
задачки
».
1.
В
сад
вошла
Марина
,
а
за
ней
–
Ирина
,
А
потом
пришел
Игнат
.
Сколько
стало
всех
ребят
?(3)
2.
Три
цыпленка
стоят
,
три
в
скорлупке
сидят
.
Сколько
будет
детей
у
курочки
моей
?.........(6)
3.
Три
голубя
белых
на
крыше
сидели
.
Два
голубя
снялись
и
улетели
Ну
-
ка
,
скажите
мне
поскорей
,
Сколько
осталось
сидеть
голубей
?.......(1)
4.
Три
пушистых
кошечки
улеглись
в
лукошечке
.
Тут
одна
к
ним
прибежала
.
Сколько
вместе
кошек
стало
?......(4)
5. Утка семь морковок в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если одну морковку еще ей купить,
Сколько их будет? Ты можешь сложить?......(8)
6. Сколько ушей у трёх мышей?.....(6)
7. Четыре спелых груши на веточке качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?.....(2)
(
Звучит
фонограмма
«
Волчок
»).
Сектор
№ 3.
Ведущий: Против вас играет герой, узнайте его:
Эту девочку мы знаем, от всех кукол отличаем,
С голубыми волосами и красивыми глазами,
Она вежлива была, в домике в лесу жила
И учила Буратино, эту девочку зовут -... (Мальвина.)
Правильно
ребята
,
это
Мальвина
,
она
умная
девочка
и
учила
своих
друзей
.
Мальвина
хочет
проверить
вас
,
что
вы
знаете
о
цифрах
и
умеете
ли
вы
правильно
считать
?
Задание
«
Числовые
домики
»
от
Мальвины
.
-
В
каждом
домике
на
крыше
живет
цифра
,
нужно
определить
ее
состав
:
из
каких
чисел
можно
ее
сложить
и
заполнить
пустое
окошко
.
Сектор
4.
Музыкальная
пауза
(
Звучит
музыка
«
вращение
волчка
»,
игрок
вращает
волчок
.)
-
Над
каким
номером
конверта
остановился
волчок
? (
игрок
отвечает
:
конверт
-
загадка
)
Ведущий
: -
Угадайте
сказочного
героя
по
загадке
:
Лечит
маленьких
детей
.
Лечит
птичек
и
зверей
.
Сквозь
очки
свои
глядит
Добрый
доктор
… .
Дети
:
Айболит
.
Ведущий
: -
Верно
,
Доктор
Айболит
!
(
Ведущий
ставит
знак
музыкальной
паузы
.)
Сюрпризный
момент
-
приходит
Доктор
Айболит
.
Проводит
с
детьми
оздоровительную
гимнастику
.
Физкультурная
минутка
«
Зарядка
».
Задание
от
Доктора
Айболита
.
Дидактическая
игра
-
пазл
«
Природные
зоны
мира
»
(
Звучит
фонограмма
«
Волчок
»).
Сектор
№5
Против
знатоков
играет
сказочный
герой
-
звучит
загадка
:
С
букварем
шагает
в
школу
деревянный
мальчуган
.
Попадает
вместо
школы
в
деревянный
балаган
.
Как
зовется
эта
книжка
?
Как
зовется
сам
мальчишка
?... (
Буратино
)
Буратино
предлагает
вам
разгадать
что
находится
в
черном
ящике
Ведущий
:
Итак
,
внимание
,
вносится
чёрный
ящик
.
Вы
должны
по
вопросу
,
угадать
,
что
в
нём
находится
.
1.
Он
с
виду
кажется
простым
,
А
ведь
бывает
золотым
.
Не
зря
его
Тортилла
на
дне
пруда
хранила
… (
Золотой
ключик
)
2.
Учит
он
читать
меня
с
буквы
А
до
буквы
Я
,
Он
не
атлас
,
не
словарь
,
Как
зовут
его
?... (
Букварь
)
3.
Вот
зола
внутри
камина
,
без
огня
в
нём
-
холодина
,
Угли
стынут
под
золой
,
дует
в
окна
ветер
злой
...
Но
тепло
,
светло
мгновенно
,
если
кинешь
внутрь
...(
Полено
).
5.
Артист
на
сцене
–
кукловод
,
а
зритель
в
зале
там
-
народ
.
Артисту
смотрят
все
на
руку
,
что
за
театр
?...(
Театр
кукол
)
6. Очутился на беду Буратино, вдруг, в пруду… До чего же страшно было,
Приплыла когда… (Тортила)
Стрелочка
переходит
к
сектору
№6
Ведущий
:
Угадайте
сказочного
героя
!
В
дремучем
лесу
затерялась
избушка
В
избушке
живет
непростая
старушка
.
Берет
помело
,
да
в
ступу
садится
,
И
тут
же
над
лесом
взлетает
,
как
птица
!
Эта
старушка
не
любит
детей
.
Часто
пугают
ей
малышей
.
У
бабушки
есть
костяная
нога
,
зовут
же
старушку
… (
Баба
Яга
)
Задание
от
Бабы
Яги
.
«
Внимание
,
Блиц
-
вопросы
:» (
логические
)
1.
Снесла
уточка
яйцо
.
Кто
из
него
вылупится
?
Курочка
или
петушок
.
2.
Каким
гребешком
не
причешешься
?
3.
Под
каким
деревом
прячется
заяц
во
время
дождя
?
4.
На
берёзе
6
больших
шишек
и
2
маленьких
.
Сколько
всего
шишек
на
берёзе
?
5.
Кого
в
лесу
больше
:
медведей
или
зверей
?
6. Серый, маленький, выглядит как слон. Что за животное?
7. Какого вида камни нельзя найти в океане?.
Ответы
детей
.
Правильные
ответы
: 1 –
утёнок
, 2 –
гребешком
петуха
, 3 –
под
мокрым
, 4 –
ни
одной
, 5-
зверей
, 6 –
слоненок
, 7 -
сухие
.
1
этап
.
Заключительный
.
Итог
игры
.
Ребята
,
вот
и
закончилась
наша
встреча
на
игре
“
Что
?
Где
?
Когда
?”
со
счетом
6:0
в
вашу
пользу
.
Молодцы
!
Мы
вас
поздравляем
!
Знатоки
,
а
что
вам
сегодня
больше
всего
запомнилось
на
игре
?
Вам
понравилось
быть
знатоками
?
Спасибо
вам
за
интересную
игру
,
а
мы
с
вами
встретимся
на
игре
в
следующем
сезоне
.
А
сейчас
–
главный
приз
игры
!
Угощение
от
сказочных
героев
.
Список
литературы
:
1.
Алябьев
Г
.
М
. «
Утренники
в
детском
саду
»
г
.
Новосибирск
изд
.
"
Риф
плюс
–
книга
»,2004
г
.
3.
Кувашова
Н
.
Г
. «
Праздники
в
начальной
школе
»
г
.
Волгоград
изд
.
"
Учитель
»