Автор: Атауллина Равиля Камиловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №160"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Стратегия смыслового чтения на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Стратегия смыслового чтения на уроках биологии
Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать.
Я.А.Коменский
На современном этапе реформирования всего общества усиливается
значение школы, призванной вооружать учащихся не только определенным
объемом знаний, но и формировать у них умение самостоятельно добывать
знания
и
оперировать
ими.
Новый
подход
к
образовательному
процессу
способствует разработке эффективных, более совершенных методов обучения
и включает в себя управление учебной деятельностью с целью формирования
познавательного
интереса,
как
актуальнейшей
проблемы
психолого-
педагогической науки.
За
последние
десятилетия
в
обществе
произошли
кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По
сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к
работе
(активной
деятельности)
над
заданиями
(проблемами)
с
целью
выработки
определенных
решений;
от
освоения
отдельных
учебных
предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных
жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения
знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов
обучения.
Целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой
ступени
образования
не
только
и
не
столько
на
основе
знаний,
умений
навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных
учебных
действий.
Основанием
преемственности
разных
ступеней
образовательной
системы
может
стать
ориентация
на
ключевой
стратегический
приоритет
непрерывного
образования
— формирование
умения учиться.
Залог успеха учащегося - в умении извлекать информацию из разных
источников,
представлять
ее
в
понятном
виде
и
уметь
эффективно
использовать.
Поэтому
проблема
обучения
чтению
становится
наиболее
актуальной в свете модернизации общего образования.
Смысловое
чтение
–
вид
чтения,
которое
нацелено
на
понимание
читающим
смыслового
содержания
текста.
В
концепции
универсальных
учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением
цели
и
выбором
вида
чтения
в
зависимости
от
коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как
различные
комбинации
приемов,
которые
используют
учащиеся
для
восприятия
графически
оформленной
текстовой
информации
и
ее
переработки
в
личностно-смысловые
установки
в
соответствии
с
коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового
чтения
состоит
в
том,
что
стратегия
имеет
отношение
к
выбору,
функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в
ходе
развития
познавательной
деятельности.
Обучение
стратегии
чтения
включает в себя приобретение навыков:
различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения,
оценки;
распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея,
тема и ее составляющие;
собственное
понимание
–
процесс
рефлексивного
восприятия
культурного смысла информации.
Необходимо
подготовить
учащихся
к
быстрому
восприятию
и
обработке
больших
объемов
информации,
овладению
современными
средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают
зависимость
информированности
одного
человека
от
информации,
приобретенной другими людьми.
Поэтому
уже
недостаточно
уметь
самостоятельно
осваивать
и
накапливать
информацию,
а
надо
научиться
такой
технологии
работы
с
информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе
коллективного знания.
В
ФГОС,
отражающем
социальный
заказ
нашего
общества,
подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что
чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»
или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным
учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись
работа по формированию и развитию умений смыслового чтения
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения
грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации.
С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации учащихся. И
наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-
нравственную позицию человека.
В век информационных технологий, микробиологии и генной инженерии
обучение смысловому чтению – это процесс, который направлен не только на
формирование
адекватной
интерпретации
текста,
но
и
на
постижение
личностных
смыслов,
что
в
конечном
итоге
приводит
к
формированию
Человека.
При получении информации учащийся должен понимать текст, для
этого
он
должен
в
нём
ориентироваться,
уметь
находить
информацию,
интерпретировать его, проводить рефлексию на содержание и форму текста.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная
речь, а затем письменная.
Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте,
глубокое
понимание
текста,
применение
полученной
информации
в
практической
деятельности,
потребность
в
систематическом
чтении
как
средстве
познания
мира
и
себя
в
этом
мире,
приобретение
устойчивого
навыка осмысленного чтения, формирование навыков рефлексивного чтения.
Значительная
роль
в
овладении
стратегией
смыслового
чтения
отводится предмету «Биология», при изучении которого учащиеся работают
с научно-познавательными
текстами. Приемы
работы
с
такими
текстами
отличаются от работы с художественным текстом.
Различают следующие виды текстов, используемые на уроках биологии:
Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме ( ГИА и
ЕГЭ) с созданием эталонов ответов или заданий со свободным ответом.
Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы,
конспекта.
Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом
которого является
новый текст (например, информационный лист,
лэпбук, стихотворение, презентация).
Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста-
носителя информации по определенной теме, в том числе как пример
работы над формированием понятий.
Текст как
алгоритм деятельности учащегося в индивидуальной или
групповой работе.
Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения
биологической информации и оценки её истинности.
На
уроках
биологии
применяю
различные
приемы
чтения,
чтобы
добиться грамотного прочтения текста учебника, понимания, нахождения
причинно-следственных связей, анализа, нахождения ответов на вопросы.
Приведу примеры использования приёмов чтения и работы с текстом на
уроках, которые позволят расширить предметную область и способствуют
формированию основных видов универсальных учебных действий.
1.Читаем и спрашиваем.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Учащиеся про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные
учителем. Объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует
выделить в прочитанном. Один из учащихся формулирует вопрос, используя
ключевые слова, другой – отвечает на него.
2. «Тонкие» и «толстые вопросы»
Цель:
научиться
формулировать
и
задавать
вопросы,
работать
в
парах,
группах.
Учащиеся делятся на группы. Одна группа готовит «тонкие» вопросы, другие
– «толстые». По очереди задают вопросы и отвечают на них.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Объясните, почему…?
Что…?
Дайте объяснение…?
Когда…?
Почему Вы считаете…?
Верно ли, что…?
Предположите, что будет, если…?
3. «Проработка текста по абзацам».
Цель:
выделять
главную
мысль
отдельных
частей
текста;
вычленять
информацию, заданную в тексте в явном виде.
Учащимся
предлагается
прочитать
абзац,
выделить
главную
мысль,
сформулировать её, используя как можно меньшее количество слов.
4. «Установите соответствие».
Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте.
Найдите соответствие между представителями протистов и их признаками
А.Гетеротрофный тип питания 1.Эвглена зелёная
Б.Автотрофный тип питания 2.Амеба обыкновенная
В.Наличие фотосинтезирующих пигментов
Г.Органелла передвижения - жгутик
Д.Органелла передвижения- псевдоподии
5. «Составьте задание».
Цель:
сформировать
умение
вдумчиво
преобразовывать
текстовую
информацию с ее дальнейшим использованием.
Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд.
При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания,
чаще всего дают закончить дома. Для выполнения этого задания необходимо
его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.
6.«Восстановите текст».
Цель: понимать информацию, анализировать, делать выводы.
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.
Клетка
снаружи
имеет
плотную….
.
Под
……..
расположено
живое
бесцветное полужидкое вещество -……, в котором находится округлое или
овальное тельце-…… В цитоплазме расположены полости -….., заполненные
…… Зелёные пластиды носят названия……
7.«Составьте схему, план, конспект, таблицу».
Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию с её
дальнейшим использованием.
Заполните схему :
Химический состав клетки
8.«Знаю, хочу узнать, узнал».
Неорганические вещества
-
-
Органические вещества
-
-
-
Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.
До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют
первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют
графу «Узнал».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
9. «Опишите по плану».
Цель:
самостоятельно
конструировать
информацию,
научиться
описывать
объекты живой природы по плану.
Описать растение по следующим признакам:
1.Жизненная форма растения
2. Стебель:
– высота
– форма
– тип стебля
3. Тип корневой системы
4. Лист:
– форма листовой пластинки
– жилкование
– окраска
– простой или сложный
– листорасположение
5. Цветок:
– формула
– описание
6. Плод:
– сочный или сухой
– одно или многосемянный
– способ распространения
– название плода
10. Чтение с «пометками».
Цель: сформировать умение критически осмысливать новую информацию и
находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.
Учащимся предлагается текст, работая с которым, они помечают на полях
условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.
V «Эта информация мне уже известна»;
+ «Новые факты для меня»;
— «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения,
уточнения».
11. Кластер.
Цель: научиться выделять основные смысловые единицы, находить между
ними связи.
Кластер представляет собой изображение, способствующее систематизации и
обобщению учебного материала, изображается в виде схемы с обозначением
всех связей между ними. Позволяет охватить большой объем информации,
научиться
ставить
вопросы,
выделять
главное,
устанавливать
причинно-
следственные связи и строить умозаключения, переходить от частностей к
общему, понимая проблему в целом.
12. «Деформированный текст».
Цель: формирование умения выделять информацию, не соответствующую
содержанию текста.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в
которых сделаны ошибки, объясните их.
1)
У
прокариотических
организмов
под
оболочкой
клетки
находится
плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
13. «Верные и неверные утверждения».
Цель:
понимать
информацию,
содержащуюся
в
тексте,
сравнивать
и
противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее
достоверность.
При
изучении
новой
темы
или
при
обобщении
темы
дается
задания
учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ
.
Какие утверждения верны:
Отметьте верные утверждения знаком «+»,а неверные- знаком «-»
1. Корневой чехлик покрывает корень по всей его длине.
2. В зоне корневых волосков происходит рост корня в длину.
3. Губчатая ткань листа обеспечивает процесс транспирации.
4.Фотосинтез осуществляется в хлоропластах.
5.Из зародышевого корешка развивается придаточный корень.
6. У пшеницы стержневая корневая система.
7. Клубень – это утолщённый видоизменённый подземный побег.
14.«Исключение».
Дается набор слов, одно понятие «лишнее», необходимо найти это слово и
объяснить.
1.Ягода, семянка, зерновка, боб, стручок, желудь Пример ответа: лишнее
слово «ягода», т.к. это сочный плод, а все остальные – сухие плоды. Или:
лишнее слово «желудь», т.к. этот плод не употребляется человеком в пищу, а
все остальные употребляются.
2.Хлопчатник, маслина, соя, лен, картофель, подсолнечник
Пример ответа: лишнее слово «картофель», т.к. это растение не относится к
масленичным культурам.
Умение
работать
с
различными
видами
текстов
способствует
самостоятельному
приобретению
новых
знаний
учащимися
и
активному
формированию у них универсальных учебных действий.
Учитывая
стратегии
современных
подходов
к
чтению,
можно
порекомендовать учителям предметникам следующее:
выбирать наиболее рациональные
виды чтения для усвоения
учащимися нового материала;
формировать
у
учащихся
интерес
к
чтению
путем
внедрения
нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся
при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных
видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их
продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью
развития у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах
деятельности.
Учитель должен создать такие условия на уроках, которые соответствует
активной
учебной
деятельности,
сформировать
потребность
в
чтении,
а
ученик научиться вдумчиво читать – уметь отвечать на вопросы, работать с
различными
видами
информации,
формулировать
мысли
автора
другими
словами.
Список использованной литературы
1.Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в
школе,-2011, -№6, - 2011, с.28-34.
2.Куропятник
И.В.
Чтение
как
стратегически
важная
компетентность
для
молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
3.Суматохин, С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении
биологии / Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54-60.
4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования.
5.Формирование
универсальных
учебных
действий
в
основной
школе:
от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г.
Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.