Автор: Жаркова Ольга Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска Республики Коми
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Целеполагание как этап современного урока географии в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: среднее образование
Автор методической разработки: Жаркова Ольга Васильевна, учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП
г. Усинска Республики Коми
Целеполагание как этап
современного урока географии в условиях реализации ФГОС ООО
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистервег
Технологический процесс подготовки урока современного типа
по-прежнему базируется на
известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного
материала;
подбор
методов
и
приёмов
обучения;
определение
форм
организации
деятельности
учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для
подведения итога урока.
Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт,
который должен быть реальным, конкретным.
- Уважаемы коллеги, как Вы думаете, чем определяется цель?
Цель урока определяется:
планируемым результатом урока;
путями реализации этого плана.
- Что такое целеполагание? Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от
результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока
средствами
их
достижения.
Приведем
пример:
на
уроке
географии,
посвященном
«Великим
географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были
вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод
сделали о значении открытий ученики?
Формальный
подход
при
постановке
цели.
Расплывчатость
и
неопределенность
спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно
на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок.
Стратегические,
глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об-
разования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются
требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.
Например,
«интеллектуальное
развитие
учащихся»,
«овладение
знаниями,
необходимыми
для
практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на
уроке не интересно.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров
допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся
обучающая
(образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими
умениями и навыками.
Для
постановки
обучающих
целей
рекомендуется
использовать
глаголы,
указывающие
на
действие с определенным результатом:
«выбрать»,
1
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.
Воспитывающие цели
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке развивающей цели:
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В
соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей,
нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),
предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Схема целеполагания урока:
Цель
урока
(за
основу
берутся
одно-два
положения
из
раздела
«Выпускник
научится»,
скорректированные с темой урока).
Планируемые достижения:
предметные (перечисляются формируемые умения. Но могут быть упомянуты и знания, и отношения);
метапредметные (УУД, формируемые на уроке – Коммуникативные, Регулятивные, Познавательные).
Личностные.
Цели должны
быть:
Конкретные цели
Specific
Цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение
конкретной ситуации. Цели формулировать не абстрактно, а в привязке
к конкретной проблеме.
Измеримые цели
Measurable
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет
невозможно определить, достигнут ли результат. Критерии измеримости
бывают качественные и количественные.
Достижимые цели
Agreeable
Цель достижима, реалистична.
Ориентированы на
результат Resulting
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не
проделываемой работы.
Ориентированы по
времени
Timebound
Любая цель должна быть выполнима в определенном временном
измерении.
Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с
помощью чего они будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет в
2
практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через
деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы
целеполагания, которые выбирает учитель.
Приёмы целеполагания:
1.
Тема-вопрос;
2.
Работа над понятием;
3.
Ситуация яркого пятна;
4.
Исключение;
5.
Домысливание;
6.
Проблемная ситуация;
7.
Группировка;
8.
Прием «знаю - не знаю»;
9.
Подводящий диалог;
10. Собери слово;
11. Исключение;
12. Проблема предыдущего урока;
13. Скрытая ошибка;
Обязательными условиями использования приемов целеполагания является:
учет уровня знаний и опыта детей,
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
толерантность,
необходимость
выслушивания
всех
мнений
правильных
и
неправильных,
но
обязательно обоснованных,
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный
деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое
мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится
взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Умение
согласования
целей
учителя
и
ученика
является
одним
из
критериев
педагогического
мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой
для себя.
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы
ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений. Руководить процессом отбора
может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение
и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Движение литосферных плит» построили план действий:
1.Дать понятие о сейсмически активных районах, землетрясениях, вулканизме.
2.Определить причины возникновения землетрясений и извержения вулканов, гейзеров, сделать
вывод.
3. Определить последствия катастрофических бедствий для человека.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить
значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель
урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове
словосоставляющих основ.
Например, тема урока в 9 классе «Географическое положение России». Задание учителя:
-
Объясните
значение
понятия,
делимитация (лат.
delimitatio — установление
границ) —
определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными
государствами путём переговоров.
3
-
Исходя из названия темы, определите цель и задачи урока.
Яркое пятно
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или
размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно
определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели
урока.
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или
размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее
определяется тема и цели урока.
Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид - через зрительное восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом
случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока «Дикие животные».
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
Выясним
Обобщим
Закрепим
Докажем
Сравним
Проанализируем
Сделаем вывод
Разберёмся
Систематизируем
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
1. В 5 классе по теме «Методы географических исследований» предлагаются картинки методов.
2. Определить названия методов.
4
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность
применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например,
при
изучении
«Главные
типы
почв
России»
в
8
классе:
почему
чернозёмы
самые
плодородные почвы?
Группировка
Ряд
слов,
предметов,
фигур,
предлагается
детям
разделить
на
группы,
обосновывая
свои
высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие
признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока в 6 классе «География – наука о Земле» можно рассмотреть науки о Земле
и классифицировать их по направлениям географии. Урок можно начать с предложения: «Разделите
науки о Земле на 2 группы».
Скрытая ошибка
5
Географический диктант по географии
«Границы Республики Коми» (8 класс)
Республика
Коми
—
самая большая
по
площади
и
численности
населения
субъект
Российской
Федерации.
Мы
поставили
цель
совершить
путешествие
по
республике
вдоль
ее
границ с другими субъектами РФ. Начали свой путь
с северо-востока, где наша Республика граничит с
Архангельской областью.
На
востоке
республики
Коми
расположены
Уральские горы, за которыми граница Республики
Коми
проходит с Тюменской областью, в состав
которой входят Ненецкий АО и Ханты-Мансийский
АО-Югра).
На юге граница идёт по Тиманскому кряжу,
вдоль
которого
находятся
Кировская
область,
Екатеринбургская область.
Наконец-то
мы
достигли
северо-западной
части республики, где наш край граничит с Ямало-
Ненецким АО.
Удивительное рядом
Предлагается яркий текст, сказка, стихотворение, обеспечивающие формирование мотивации и
целеполагания в ходе совместной беседы.
Например, тема урока по географии «ООПТ России» (8 класс)
О какой заповедной территории говорится в этом стихотворении?
Находится он на Урале,
И на второй из всех равнин,
Где наши предки проживали.
Тут обитают барсуки,
Здесь также есть бурундуки.
Увидеть можем мы бобра,
А вот и заячья нора.
Встречается, конечно, волк.
Он в кабанах-то знает толк.
А вот бредет большой медведь,
Ему бы надо похудеть.
Вон из-за ели рог торчит,
На нас оттуда лось глядит.
А вот и сам кабан бежит
И рылом-носом воротит.
Сидят на ветках глухари.
Куда же делились снегири?
Здесь много уток и синиц,
Гусей и самых разных птиц,
От жаворонка до соловья.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
На
этапе
актуализации
учебного
материала
ведется
беседа,
направленная
на
обобщение,
конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу
некомпетентности
или
недостаточно
полного
обоснования
своих
действий.
Тем
самым
возникает
ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Собери слово
Задание: отгадайте загадки.
Я укрываю самолеты, когда кончаются полеты.
Но ты поставь союз за мной, и стану бурной я рекой. (Река Ангар-а.)
6
К названию животного прибавь меру площади и получишь полноводную Российскую реку. (Вол-га.)
Первый слог мой — нота, буква — слог второй; целое — широко разлилось рекой. (До-н)
Исключение
Задаются ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или
предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка,
кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный
ответ.) Формулируется учебная цель.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с
выполнением,
из-за
недостаточности
знаний
или
недостаточностью
времени,
что
подразумевает
продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне,
а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно
сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Следует отметить, что овладение целеполаганием, как правило, осуществляется постепенно в
процессе движения школьника от более низкого уровня к более высокому, что является свидетельством
успешного развития умения постановки цели в учебной деятельности. Систематическая деятельность
целеполагания на уроке способствует осознанию учащимся учебных целей как личностно значимых,
готовит
выпускника
школы
к
самостоятельной
регуляции
своей
деятельности
во
взрослой
жизни,
помогает
принятию
решения
в
проблемной
жизненной
ситуации,
содействует
жизненному
самоопределению молодого человека.
7