Напоминание

Целеполагание как этап современного урока географии в условиях реализации ФГОС ООО


Автор: Жаркова Ольга Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска Республики Коми
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Целеполагание как этап современного урока географии в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




Автор методической разработки: Жаркова Ольга Васильевна, учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП

г. Усинска Республики Коми

Целеполагание как этап

современного урока географии в условиях реализации ФГОС ООО

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег

Технологический процесс подготовки урока современного типа

по-прежнему базируется на

известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного

материала;

подбор

методов

и

приёмов

обучения;

определение

форм

организации

деятельности

учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля;

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для

подведения итога урока.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;

2) предметная проекция будущего;

3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт,

который должен быть реальным, конкретным.

- Уважаемы коллеги, как Вы думаете, чем определяется цель?

Цель урока определяется:

планируемым результатом урока;

путями реализации этого плана.

- Что такое целеполагание? Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от

результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока

средствами

их

достижения.

Приведем

пример:

на

уроке

географии,

посвященном

«Великим

географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были

вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод

сделали о значении открытий ученики?

Формальный

подход

при

постановке

цели.

Расплывчатость

и

неопределенность

спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно

на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок.

Стратегические,

глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об-

разования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются

требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.

Например,

«интеллектуальное

развитие

учащихся»,

«овладение

знаниями,

необходимыми

для

практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на

уроке не интересно.

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров

допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся

обучающая

(образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими

умениями и навыками.

Для

постановки

обучающих

целей

рекомендуется

использовать

глаголы,

указывающие

на

действие с определенным результатом:

«выбрать»,

1

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,

побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке развивающей цели:

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В

соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей,

нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),

предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Схема целеполагания урока:

Цель

урока

(за

основу

берутся

одно-два

положения

из

раздела

«Выпускник

научится»,

скорректированные с темой урока).

Планируемые достижения:

предметные (перечисляются формируемые умения. Но могут быть упомянуты и знания, и отношения);

метапредметные (УУД, формируемые на уроке – Коммуникативные, Регулятивные, Познавательные).

Личностные.

Цели должны

быть:

Конкретные цели

Specific

Цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение

конкретной ситуации. Цели формулировать не абстрактно, а в привязке

к конкретной проблеме.

Измеримые цели

Measurable

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет

невозможно определить, достигнут ли результат. Критерии измеримости

бывают качественные и количественные.

Достижимые цели

Agreeable

Цель достижима, реалистична.

Ориентированы на

результат Resulting

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не

проделываемой работы.

Ориентированы по

времени

Timebound

Любая цель должна быть выполнима в определенном временном

измерении.

Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с

помощью чего они будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет в

2

практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через

деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы

целеполагания, которые выбирает учитель.

Приёмы целеполагания:

1.

Тема-вопрос;

2.

Работа над понятием;

3.

Ситуация яркого пятна;

4.

Исключение;

5.

Домысливание;

6.

Проблемная ситуация;

7.

Группировка;

8.

Прием «знаю - не знаю»;

9.

Подводящий диалог;

10. Собери слово;

11. Исключение;

12. Проблема предыдущего урока;

13. Скрытая ошибка;

Обязательными условиями использования приемов целеполагания является:

учет уровня знаний и опыта детей,

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

толерантность,

необходимость

выслушивания

всех

мнений

правильных

и

неправильных,

но

обязательно обоснованных,

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный

деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое

мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится

взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Умение

согласования

целей

учителя

и

ученика

является

одним

из

критериев

педагогического

мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой

для себя.

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

1. Визуальные:

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы

ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений. Руководить процессом отбора

может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение

и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Движение литосферных плит» построили план действий:

1.Дать понятие о сейсмически активных районах, землетрясениях, вулканизме.

2.Определить причины возникновения землетрясений и извержения вулканов, гейзеров, сделать

вывод.

3. Определить последствия катастрофических бедствий для человека.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить

значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель

урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове

словосоставляющих основ.

Например, тема урока в 9 классе «Географическое положение России». Задание учителя:

-

Объясните

значение

понятия,

делимитация (лат.

delimitatio — установление

границ) —

определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными

государствами путём переговоров.

3

-

Исходя из названия темы, определите цель и задачи урока.

Яркое пятно

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или

размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно

определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели

урока.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или

размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее

определяется тема и цели урока.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид - через зрительное восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом

случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Например, тема урока «Дикие животные».

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

Выясним

Обобщим

Закрепим

Докажем

Сравним

Проанализируем

Сделаем вывод

Разберёмся

Систематизируем

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

1. В 5 классе по теме «Методы географических исследований» предлагаются картинки методов.

2. Определить названия методов.

4

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность

применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

Например,

при

изучении

«Главные

типы

почв

России»

в

8

классе:

почему

чернозёмы

самые

плодородные почвы?

Группировка

Ряд

слов,

предметов,

фигур,

предлагается

детям

разделить

на

группы,

обосновывая

свои

высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие

признаки?» будет задачей урока.

Например: тему урока в 6 классе «География – наука о Земле» можно рассмотреть науки о Земле

и классифицировать их по направлениям географии. Урок можно начать с предложения: «Разделите

науки о Земле на 2 группы».

Скрытая ошибка

5

Географический диктант по географии

«Границы Республики Коми» (8 класс)

Республика

Коми

самая большая

по

площади

и

численности

населения

субъект

Российской

Федерации.

Мы

поставили

цель

совершить

путешествие

по

республике

вдоль

ее

границ с другими субъектами РФ. Начали свой путь

с северо-востока, где наша Республика граничит с

Архангельской областью.

На

востоке

республики

Коми

расположены

Уральские горы, за которыми граница Республики

Коми

проходит с Тюменской областью, в состав

которой входят Ненецкий АО и Ханты-Мансийский

АО-Югра).

На юге граница идёт по Тиманскому кряжу,

вдоль

которого

находятся

Кировская

область,

Екатеринбургская область.

Наконец-то

мы

достигли

северо-западной

части республики, где наш край граничит с Ямало-

Ненецким АО.

Удивительное рядом

Предлагается яркий текст, сказка, стихотворение, обеспечивающие формирование мотивации и

целеполагания в ходе совместной беседы.

Например, тема урока по географии «ООПТ России» (8 класс)

О какой заповедной территории говорится в этом стихотворении?

Находится он на Урале,

И на второй из всех равнин,

Где наши предки проживали.

Тут обитают барсуки,

Здесь также есть бурундуки.

Увидеть можем мы бобра,

А вот и заячья нора.

Встречается, конечно, волк.

Он в кабанах-то знает толк.

А вот бредет большой медведь,

Ему бы надо похудеть.

Вон из-за ели рог торчит,

На нас оттуда лось глядит.

А вот и сам кабан бежит

И рылом-носом воротит.

Сидят на ветках глухари.

Куда же делились снегири?

Здесь много уток и синиц,

Гусей и самых разных птиц,

От жаворонка до соловья.

2. Аудиальные:

Подводящий диалог

На

этапе

актуализации

учебного

материала

ведется

беседа,

направленная

на

обобщение,

конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу

некомпетентности

или

недостаточно

полного

обоснования

своих

действий.

Тем

самым

возникает

ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Собери слово

Задание: отгадайте загадки.

Я укрываю самолеты, когда кончаются полеты.

Но ты поставь союз за мной, и стану бурной я рекой. (Река Ангар-а.)

6

К названию животного прибавь меру площади и получишь полноводную Российскую реку. (Вол-га.)

Первый слог мой — нота, буква — слог второй; целое — широко разлилось рекой. (До-н)

Исключение

Задаются ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или

предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка,

кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный

ответ.) Формулируется учебная цель.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с

выполнением,

из-за

недостаточности

знаний

или

недостаточностью

времени,

что

подразумевает

продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне,

а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно

сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Следует отметить, что овладение целеполаганием, как правило, осуществляется постепенно в

процессе движения школьника от более низкого уровня к более высокому, что является свидетельством

успешного развития умения постановки цели в учебной деятельности. Систематическая деятельность

целеполагания на уроке способствует осознанию учащимся учебных целей как личностно значимых,

готовит

выпускника

школы

к

самостоятельной

регуляции

своей

деятельности

во

взрослой

жизни,

помогает

принятию

решения

в

проблемной

жизненной

ситуации,

содействует

жизненному

самоопределению молодого человека.

7



В раздел образования