Автор: Цыганова Лилия Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ ТИК
Населённый пункт: Башкортостан, г.Туймазы
Наименование материала: Статья
Тема: Театральная постановка как один из способов обучения английскому языку
Раздел: полное образование
Театральная постановка как один из способов внеклассной
работы по английскому языку в средней школе
На данный момент преподаю английский язык в колледже. Но совсем
недавно была школьным учителем и хотелось бы поделиться с коллегами
своими наработками в области преподавания английского языка
школьникам.
Изучение английского языка – трудоемкий процесс. Учащиеся должны
приложить усилия, чтобы понять иноязычную речь, управлять вновь
изученными словами и фразами и использовать целый ряд языковых
структур в разговоре. Ролевые игры и элементы драмы повышают
мотивацию у обучающихся и способствуют развитию коммуникативных
языковых навыков. Использование драмы на внеклассных занятиях помогает
учителю расширить социокультурный уровень учеников, пополнить их
словарный запас. Все учащиеся обычно желают принять участие в
постановках.
Театральные постановки служат не только развлечением для детей, но и
средством обучения иностранному языку, выработки у учащихся речевых
умений и навыков, является одним из способов развития творчества и
воображения. Следует отметить, что драматизация помогает преодолеть
пассивность тех ребят, для которых изучение английского языка является
трудной задачей.
Во время подготовки театральных постановок такие ребята попадают в
атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым
подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что невозможно
без применения знаний и умений, полученных на уроках. Ребята
вырабатывают сплоченность и взаимовыручку, что помогает проявить
лучшие качества личности ребенка.
Использование ролевых игр и драмы при обучении иностранному языку
имеет следующие цели:
1. Формирование у детей первичных навыков общения на языке
2. Выработка умения пользоваться иностранным языком для выражения
собственных мыслей и чувств
3. Воспитания творческого и эстетического отношения к слову
Учитель ставит перед собой задачу погрузить детей в атмосферу театра,
развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на
речевой опыт как в родном, так и иностранном языке, создать
положительную установку на дальнейшее изучение английского языка,
пробудить интерес жизни и культуре англоговорящих стран.
Чем полезны для учителя и его учащихся приобщение к театральному
искусству во внеклассной деятельности по английскому языку?
- Использование драмы на занятиях английского языка способствует
повышению уровня знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Театральные постановки не являются самоцелью, а способствуют
повышению мотивации школьников в изучении английского языка, помогая
создавать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно
опережает языковые возможности учащихся, создавая тем самым
благоприятные условия для усвоения новых знаний.
- Работа по постановке спектаклей – очень сложный и трудоемкий процесс,
поскольку дети неусидчивы. Приходится постоянно раздувать огонек
интереса детей к происходящему, уделять внимание каждому ученику,
учитывая уровень его способностей и его индивидуальные особенности при
распределении ролей. Подготовка спектакля воспитывает сплоченность, дети
разных возрастов становятся единой командой, совместно решая общие
задачи, касающиеся костюмов, изготовления декораций, подбора
музыкальных произведений и песен, которые будет необходимо разучить
для того, чтобы спектакль предстал ярким и запоминающимся действом.
- Драма является действенным методом обучения иностранному языку,
который включает в себя традиционные методы: ознакомление с текстом,
отработка фонетики и интонации, использование лексики и грамматических
структур, изучаемых на уроках английского языка.
Но также это и изменение роли ученика, который обретает новый статус
актера, а учитель – статус режиссера. И уже не учитель исправляет ученика в
ходе репетиции, а режиссер помогает актеру научиться правильно говорить
на английском языке, войдя в образ своего персонажа.
Очень важным моментом в театральных постановках является то, что дети,
перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, даже допуская
ошибки, в речи, не теряются а продолжают роль.
Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана
с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной
постановки.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его
следует видеть не только в результате и в продукте творчества, но и в самом
процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое
воображение, которое они могут воплотить в спектакле. В настоящей детской
постановке все – от завязки до развязки драмы должно быть сделано в
сотрудничестве детей всех возрастов и учителя, их руками и воображением.
В постановке сказки “Snow White and Seven Dwarfs” («Белоснежка и семь
гномов» братьев Гримм) участвовали учащиеся со пятого по девятый класс,
вживую исполнялись песни группы ABBA “I have a dream” и “Chiquitita”,
использовали инструментальную музыку в исполнении немецкого виртуоза
David Guetta.
Сопоставляя свой опыт преподавателя со взглядами методистов-психологов
приходишь к выводу об огромной роли английского языка для развития
детей, их художественного образования, эстетического воспитания, желания
распахнуть сердца прекрасному окружающему их миру и довериться его
гармонии.
Увлекательный мир спектаклей, песен, импровизаций, имитаций
(улучшение орфоэпии) оказывает неоценимую помощь как в формировании
языковой компетенции, так и в развитии творческих способностей детей.
Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир
игры, в которой он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной
жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями.
Это та деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает
чувства и эмоции и воодушевляет играть разные роли, она и может
называться драмой.
При изучении английского языка драматизация превращает предмет в
приятное захватывающее занятие и освобождает изучающих английский
язык избавиться от оков страха и поверить в себя.
Соприкосновение с игрой и искусством делает общение учителя и ученика
ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, учитель и его
ученики становятся единомышленниками, а это значит, что:
1. учитель становится менее доминантным;
2. исчезает недопонимание между учителем и учеником;
3. создается атмосфера доверия, крепнут отношения;
4. дети становятся свободнее, увереннее в себе;
5. дети учатся работать в команде, быть добрее и терпимее;
6. ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
7. игра будит творческую фантазию.
Ставя спектакль «Белоснежка и семь гномов», пришлось испытать немалые
сложности, имея дело с ребятами из разных возрастных групп. Но все
сдружились и помогали друг другу. Научить детей держаться на сцене –
большой труд.
Участвуя в спектакле дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь
аудирование – один из самых важных и сложных видов речевой
деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в
практике аудирования может быть полезна. Сценическое действие помогает
понять смысл происходящего и в результате у зрителей также развивается
речевая догадка.
Как уже упоминалось выше, важным моментом в развитии произношения
и фонематического слуха является использование музыки и песен. Музыка
дает настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников
чувства языка, помогают активизации лексики.
Закрепляется правильное произношение звуков, ударение, интонация.
Музыка, являясь одним из наиболее эффективных способов воздействия на
эмоции и чувства детей, служит в спектакле сильнейшим психологическим
побудителем. Сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной
грамматически, фонетически и интонационно, речи.
Благодаря театральным постановкам:
1. обогащается и активизируется лексический багаж;
2. ликвидируются проблемы грамматических структур;
3. коммуникативным путем усваивается грамматика;
4.корректируются произношение и интонация, формируется
фонематический слух;
5. повышаются навыки аудирования;
6. развиваются все виды речевой деятельности;
7. повышается языковая компетенция
В заключение хочу добавить, что учитель не должен бояться показаться
непрофессиональным с точки зрения драматургии и режиссуры, так как
конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение
детей в творческий процесс обучения языку.
Уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание, надеюсь, что мои скромные рекомендации станут
кому-то полезными и удачи вам в работе.