Автор: Ольга Евгеньевна Сергеева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок " Главные члены предложения. Подлежащие. 5-й класс в соответствии с ФГОС"
Раздел: полное образование
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Цель: Знакомство учащихся с различными способами выражения подлежащего.
Задачи: развивать умение находить основу предложения, в котором подлежащее
выражено сочетанием слов, закрепление навыка правописания безударных
гласных в корне.
Важным этапом урока является фронтальный опрос учащихся ,на котором
повторяются все основные теоретические сведения.
Далее следует коллективное выполнение практической работы ,где происходит
закрепление теоретических сведений.
В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа, позволяющая
учителю оценить уровень знаний ,умений и навыков по данной теме.
1. Запись в «Словарь трудных слов».
Подлежащее, сказуемое.
2.Оргнизационный момент:
Учащиеся должны сформулировать , основываясь на тему урока, цели и задачи
урока, записать их, зачитать.
2. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание: п.30,упражнение №157(составить рассказ из7-8
предложений, используя восклицательные предложения рассказ «Самый
памятный день!»)
3. Повторение изученного по синтаксису
из начальной школы.
(Учащихся разбивают на два варианта , затем им раздают карточки с вопросами,
после десятиминутной подготовки, учащиеся варианта I отвечают на вопросы о
подлежащем как главном члене предложения, учащиеся варианта II о
сказуемом.)
Вопросы, на которые нужно ответить :
1. Что составляет грамматическую основу предложения?
2. Какие члены предложения называются главными?
3. Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает подлежащее как
член предложения?
4. Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.
5. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?
5. Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? Приведите
примеры.
6. Что составляет грамматическую основу предложения?
7. Сколько главных членов может быть в предложении? Приведите
примеры.
8. Как называются остальные члены предложения?
4 . Новая тема .
Слово учителя: Сегодня мы уже много вспомнили о главных членах
предложения, но когда вы формулировали цели урока, нам стало ясно , что
особую роль мы уделим сегодня подлежащему и закрепим наши знания на
практике, но и узнаем и что – то новое об этом члене предложения.
1)
Под диктовку учащиеся записывают предложения и выделяют
подлежащие и определяют, чем они выражены.
Над высоким лесом поднимается солнце. Мы весело идем по дорожке.
Ноги тонут в жидкой грязи. Мы подходим к узкому лесу.
2)
Выполнение упражнения № 162 , параграф № 32
5.Коллективное выполнение работы.
Выполнение упражнения №160, параграф № 32
6.Подведение итогов:
1) Достигли мы с вами целей, поставленных на урок? Почему?
1) Что мы с вами вспомнили о подлежащем как о главном члене предложения?
2) Что нового мы узнали об этом члене предложения (выражено помимо
существительного в им. пад., местоимением в им. пад., но и словосочетанием) ?
7.Проверочная работа:
Составить 5-6 предложений на тему «Погода за окном», чтобы подлежащие
были выражены в них и существительным, и местоимением, и словосочетанием.
8. Домашнее задание: параграф 32,упр.161