Напоминание

"Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"


Автор: Ештокина Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Орел,Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации города Орла

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №92 города Орла

__________________________________________________________________

_____________________________________

Воспитатель: Ештокина Татьяна Владимировна.

Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности».

Овладение связной речью, по-моему мнению, является высшим

достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя

освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического

строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи -

лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным

языком через речевую деятельность, через восприятие речи. Поэтому, очень

важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для

общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет

компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие

чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной

связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной

проблемой в нашем обществе. И именно поэтому развитие связной речи у

детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания

детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в

формировании личности. Умение высказать свою мысль, доказывать

правильность своей точки зрения, играет не мало важную роль на

протяжении всей жизни.

Развитие связной речи детей осуществляется в образовательной

деятельности, а также процессе повседневной жизни. В дошкольном возрасте

процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем.

Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка дошкольника виды

деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер,

что представляет собой диалог. Частота и регулярность общения в форме

диалогов сильно стимулируют развитие активной речи детей.

Можно выделить несколько групп диалогических умений: собственно-

речевые умения; умения речевого этикета; умение общаться в паре, группе из

3 – 5 человек, в коллективе; умение общаться в совместных действиях,

достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы;

невербальные (неречевые) умения.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе

которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого

общения через художественные образы. Воспитательные возможности

театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может

удовлетворить любые интересы ребенка. Участвуя в театрализованной игре,

дети знакомятся с окружающим миром – через образы, краски, звуки,

музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать,

анализировать, делать выводы. Поэтому именно театрализованная игра

позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования

речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний

и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В

результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру

и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения,

неуверенность в себе.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,

знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,

связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому

воспитанию ребенка.

Театрализованная игра: стимулирует активную речь за счет расширения

словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, его

выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.), совершенствует

артикуляционный аппарат, формируется диалогическая выразительная речь.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в

постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной

на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и

процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих

аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи

сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение,

управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к

воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения,

состояния героя, их смена.

Я считаю, что театральная постановка дает повод и материал для самых

разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют,

импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это

словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей,

ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У

него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает

активно пользоваться словарем, который тоже пополняется. В создании

игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить

свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать

с ними свои действия.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных

моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со

всеми образовательными областями.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. С

целью создания интереса и желания участвовать в последующей

театрализации, в совместной деятельности проводятся игровые ситуации, в

которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются

сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться.

В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть

последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к

созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я

буду рассказывать свою сказку, а ты старайся показать ее. Ребенок

внимательно слушает и расставляет фигурки героев на магнитной доске или

столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в

рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы

воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую-либо ситуацию,

предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку

предлагается набор игрушек или фигурок для магнитной доски, с помощью

которых можно придумать свою сказку. Если ребенок затрудняется,

привлекаются к помощи дети группы. Постепенно дети переносят игровые

ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется

сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации

друг перед другом. Из этих составляющих получается импровизированный

театр. Одной из основных задач речевого развития дошкольников является

овладение диалогической речью, так как именно здесь зарождается связная

речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие

мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения. Слово

«диалог» — одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время

широко употребляется в русском языке. Оно происходит от греческого слова

dialogas и означает «разговор», «беседа». Мы разделяем точку зрения

исследователей, указывающих на то, что диалог зависит от ситуации, от

обстановки разговора, чаще имеет незапланированный характер, реализуется

в процессе непосредственного общения и состоит из реплик. Т. Г. Винокур в

работе «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в

современном русском языке» выделяет следующие языковые особенности

диалога: более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент

является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и

эллиптичность построений внутри реплик; синтаксическая неполнота и др.

Бесспорно, что диалог — форма социального взаимодействия, и чтобы

дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми

умениями и навыками.

Виды театра:

Пальчиковый театр: способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,

выразительность, координацию движений; повышает работоспособность,

тонус коры головного мозга.стимулирование кончиков пальцев, движение

кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного

развития.

Театр картинок на магнитах: развивают творческие способности,

содействуют эстетическому воспитанию, развивают ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.Действуя с различными картинками, у ребенка развивается

мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному

развитию речи.

Вязаный театр: развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую

координацию, формирует творческие способности, артистизм, обогащает

пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр: помогает учить детей координировать

движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает

выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки: помогает расширять словарный запас, подключая слуховое

и тактильное восприятие, знакомит с народным творчеством, обучает

навыкам общения.

Театр на перчатке: оказывает потрясающее терапевтическое воздействие:

помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с

переживаниями, перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые

испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо: посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о

своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью

отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, невозможно играть молча!

Игра – драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной

деятельности.

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение,

самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия

для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует

коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения,

радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует

развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра -

драматизация. Положительные герои сказок становятся образцами для

подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение. Традиционно

театрализованная деятельность делится на две группы: ролевые

(драматизации) и режиссерские. В ролевых действиях ребенок исполняет

роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного

или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как

герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и

ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера

вербально и невербальное. Каждый проигранный образ, внутренне изучается

ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации

образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации. В режиссерских

действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками,

куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет.

Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или

придумывают свои. С помощью театрализованной деятельности ребенок

высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному;

дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что

способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и

фольклорное произведение является образцом диалогического

взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов,

потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических

реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется

представление об участниках диалога.

Театрализованная деятельность - это прекрасное средство, для интенсивного

развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения,

творческих способностей.



В раздел образования