Напоминание

Воспитание культуры общения


Автор: Потапова Яна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №158
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Воспитание культуры общения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание культуры общения у детей

старшего дошкольного возраста

выступление воспитателя МКДОУ д/с № 158

Потаповой Яны Сергеевны

на РМО 01.11.2018 в ДОУ № 461

Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу

воспитания

высокообразованного

и

хорошо

воспитанного

молодого

поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это

находит

отражение

в

государственных

документах:

«

К

онституции

Российской

Федерации

»

и

в

Законе

РФ

«

О

б

образовании

в

Российской

Федерации

»,

г

де написано, что каждый человек имеет право на образование

и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных

ценностей

является

культура

поведения,

а

одной

из

ее

составляющих

является культура общения.

Образовательная

область

«Социально-коммуникативная

развитие»

ставит перед нами задачи развития общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками, такие как:

- Создавать общую атмосферу доброжелательности;

- Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми,

чаще использовать поощрение и поддержку;

-

Содействовать

становлению

доброжелательных

и

равноправных

отношений между сверстниками.

Большое значение мы придаем проблеме воспитания культуры общения

детей,

в

решении

которой

ведущую

роль

играет

формирование

коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка.

Речь

выполняет

многообразные

функции

в

жизни

ребенка.

Основной

и

первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть

средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных

контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции

речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

Именно

формирование

функций

речи

побуждает

ребенка

к

овладению

языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в

первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при

этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и

просторечия, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере

владеет

культурой

общения.

Так

как

одной

из

важных

частей

культуры

общения

является

речь,

поэтому

и

воспитывать

культуру

общения

дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных

функций речи.

Культура

общения

предполагает

не

только

умение

правильно,

выразительно

и

точно

говорить,

но

и

умение

слушать

и

извлекать

ту

информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Культура

общения

обязательно

предполагает

культуру

речи.

Это

наличие

у

дошкольника

достаточного

запаса

слов,

умение

говорить

лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить

ребенка

внимательно

слушать

собеседника,

спокойно

стоять

во

время

разговора,

смотреть

в

лицо

собеседнику.

Наблюдая

у

воспитанников

проблемы, связанные

с нарушением культуры речи, и решив исправить

сложившуюся ситуацию, мы поставили цель – формирование знаний, умений

и навыков культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Достигнуть

поставленную

цель

нам

помогает

решение

следующих

задач:

-

Развивать

у

детей

навыки

общения

в

различных

жизненных

ситуациях.

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

- Формировать у детей знания норм и правил общения

- Расширять представления детей о правилах речевого этикета.

Для решения поставленных задач мы создали определенные условия.

Это,

прежде

всего,

введение

в

словарь

детей

достаточного

количества

этических

формул

слов

и

выражений,

закрепленных

за

типовыми

ситуациями общения, объяснение их значения. Например, «Не могли бы

Вы...», «Будьте так добры», «пожалуйста», «извините».

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но

и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов.

Этому мы тоже учим детей.

Воспитывая культуру общения, мы особое внимание уделяем игровым

обучающим ситуациям, в основе которых лежит ролевой принцип

(дети

исполняют

определенные

роли,

где

должны

осознавать

свои

ролевые

позиции; (брат - сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д.) и

соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в

конкретной ситуации этикетные формулы.

С детьми заучиваем вежливые стихотворения, читаем рассказы о детях,

драматизируем, такие как «Добрый день» А. Кондратьевой, «Шла вчера я по

садовой» А. Барто, «Кто знает волшебное слово» М. Дружининой, рассказы о

детях В. Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья» и другие. В этих

произведениях

содержится

богатый

материал,

раскрывающий

нормы

речевого

общения,

напоминающий

формулы

прощения,

приветствия,

благодарности.

Наши дети очень любят играть в различные сюжетно-ролевые игры:

«Дом», «Семья», «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Парикмахерская»,

«Магазин».

В

процессе

этих

игр

развиваются

воображение,

дружеские

взаимоотношения,

умения

распределять

роли,

выполнять

определенные

игровые

действия,

речевые

способности

ребенка

и,

конечно

же,

навыки

общения.

В нашей группе налажено тесное взаимодействие с семьями детей,

которое

предполагает

проведение

совместных

праздников,

развлечений;

привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов. Также у нас

осуществляется педагогическое просвещение родителей: это консультации,

беседы, наглядная информация о культуре общения, организация выставок

литературы, рекомендации по приобретению определенных книг, игрушек.

Мы убедили родителей наших воспитанников в том, что воспитание

культуры

общения

должно

быть

и

дома

в

семье:

это

чтение

детям

произведений о вежливости, дружбе, просмотр мультфильмов, обсуждение

поступков героев, разучивание мирилок, положительный пример родителей,

приобретение определенных книг, рассматривание иллюстраций и т.п.

Таким

образом,

в

результате

проведенной

работы

дети

не

только

приобретают знания норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но

и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных

жизненных

ситуациях.

Обогатился

лексический

запас

детей,

они

стали

применять

этикетные

стереотипы:

благодарность,

советы,

извинения,

одобрения, комплименты.

И в заключении, хочется сказать, что вежливость не рождается сама

собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду так, чтобы

человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.



В раздел образования