Автор: Потапова Яна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №158
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Воспитание культуры общения
Раздел: дошкольное образование
Воспитание культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста
выступление воспитателя МКДОУ д/с № 158
Потаповой Яны Сергеевны
на РМО 01.11.2018 в ДОУ № 461
Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу
воспитания
высокообразованного
и
хорошо
воспитанного
молодого
поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это
находит
отражение
в
государственных
документах:
«
К
онституции
Российской
Федерации
»
и
в
Законе
РФ
«
О
б
образовании
в
Российской
Федерации
»,
г
де написано, что каждый человек имеет право на образование
и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных
ценностей
является
культура
поведения,
а
одной
из
ее
составляющих
является культура общения.
Образовательная
область
«Социально-коммуникативная
развитие»
ставит перед нами задачи развития общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками, такие как:
- Создавать общую атмосферу доброжелательности;
- Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми,
чаще использовать поощрение и поддержку;
-
Содействовать
становлению
доброжелательных
и
равноправных
отношений между сверстниками.
Большое значение мы придаем проблеме воспитания культуры общения
детей,
в
решении
которой
ведущую
роль
играет
формирование
коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка.
Речь
выполняет
многообразные
функции
в
жизни
ребенка.
Основной
и
первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть
средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных
контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции
речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Именно
формирование
функций
речи
побуждает
ребенка
к
овладению
языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в
первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при
этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и
просторечия, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере
владеет
культурой
общения.
Так
как
одной
из
важных
частей
культуры
общения
является
речь,
поэтому
и
воспитывать
культуру
общения
дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных
функций речи.
Культура
общения
предполагает
не
только
умение
правильно,
выразительно
и
точно
говорить,
но
и
умение
слушать
и
извлекать
ту
информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Культура
общения
обязательно
предполагает
культуру
речи.
Это
наличие
у
дошкольника
достаточного
запаса
слов,
умение
говорить
лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить
ребенка
внимательно
слушать
собеседника,
спокойно
стоять
во
время
разговора,
смотреть
в
лицо
собеседнику.
Наблюдая
у
воспитанников
проблемы, связанные
с нарушением культуры речи, и решив исправить
сложившуюся ситуацию, мы поставили цель – формирование знаний, умений
и навыков культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.
Достигнуть
поставленную
цель
нам
помогает
решение
следующих
задач:
-
Развивать
у
детей
навыки
общения
в
различных
жизненных
ситуациях.
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
- Формировать у детей знания норм и правил общения
- Расширять представления детей о правилах речевого этикета.
Для решения поставленных задач мы создали определенные условия.
Это,
прежде
всего,
введение
в
словарь
детей
достаточного
количества
этических
формул
–
слов
и
выражений,
закрепленных
за
типовыми
ситуациями общения, объяснение их значения. Например, «Не могли бы
Вы...», «Будьте так добры», «пожалуйста», «извините».
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но
и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов.
Этому мы тоже учим детей.
Воспитывая культуру общения, мы особое внимание уделяем игровым
обучающим ситуациям, в основе которых лежит ролевой принцип
(дети
исполняют
определенные
роли,
где
должны
осознавать
свои
ролевые
позиции; (брат - сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д.) и
соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в
конкретной ситуации этикетные формулы.
С детьми заучиваем вежливые стихотворения, читаем рассказы о детях,
драматизируем, такие как «Добрый день» А. Кондратьевой, «Шла вчера я по
садовой» А. Барто, «Кто знает волшебное слово» М. Дружининой, рассказы о
детях В. Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья» и другие. В этих
произведениях
содержится
богатый
материал,
раскрывающий
нормы
речевого
общения,
напоминающий
формулы
прощения,
приветствия,
благодарности.
Наши дети очень любят играть в различные сюжетно-ролевые игры:
«Дом», «Семья», «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Парикмахерская»,
«Магазин».
В
процессе
этих
игр
развиваются
воображение,
дружеские
взаимоотношения,
умения
распределять
роли,
выполнять
определенные
игровые
действия,
речевые
способности
ребенка
и,
конечно
же,
навыки
общения.
В нашей группе налажено тесное взаимодействие с семьями детей,
которое
предполагает
проведение
совместных
праздников,
развлечений;
привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов. Также у нас
осуществляется педагогическое просвещение родителей: это консультации,
беседы, наглядная информация о культуре общения, организация выставок
литературы, рекомендации по приобретению определенных книг, игрушек.
Мы убедили родителей наших воспитанников в том, что воспитание
культуры
общения
должно
быть
и
дома
в
семье:
это
чтение
детям
произведений о вежливости, дружбе, просмотр мультфильмов, обсуждение
поступков героев, разучивание мирилок, положительный пример родителей,
приобретение определенных книг, рассматривание иллюстраций и т.п.
Таким
образом,
в
результате
проведенной
работы
дети
не
только
приобретают знания норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но
и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных
жизненных
ситуациях.
Обогатился
лексический
запас
детей,
они
стали
применять
этикетные
стереотипы:
благодарность,
советы,
извинения,
одобрения, комплименты.
И в заключении, хочется сказать, что вежливость не рождается сама
собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду так, чтобы
человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.