Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27
Населённый пункт: г.Северск Томской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Пути восстановления (компенсации) функций общения ребенка-инвалида в условиях инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование
Пути восстановления (компенсации) функций общения ребенка-инвалида в
условиях инклюзивного образования
Емельянова С.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 27»
Как интересен и прекрасен мир! Мы гуляем по улице, наслаждаясь пением птиц,
восхищаясь чистым голубым небом, ярким солнцем, слушаем шорох опавших листьев
или скрип свежевыпавшего снега. Когда нам весело, мы громко смеемся, что-то бурно
обсуждаем
между
собой,
бегаем,
прыгаем,
занимаемся
спортом.
Мы
получаем
образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию. Но редко задумываемся о
тех, кто в некоторой степени лишен этого, т.е. об инвалидах.
В группе детского сада появился ребенок-инвалид с диагнозом ДЦП. Этот ребенок
испытывает затруднения в самообслуживании, общении, обучении, передвижении.
Поэтому необходимо было создать условия для пребывания ребенка, т.е. организовать
для него инклюзивное образование.
При выборе группы, которую будет посещать ребенок, предпочтение было отдано
педагогам,
готовым
принять
его
в
среду
сверстников.
Готовность
персонала
учреждения (это воспитатели, учитель-логопед, младший воспитатель, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор) - это одно их условий
оптимальной
адаптации
«особого»
ребенка
в
коллективе.
Была
поведена
подготовительная работа с воспитанниками, с родителями воспитанников с целью
положительного принятия ребенка в группе.
Проблемы нового воспитанника не ограничиваются медицинским аспектом, они
в
гораздо большей степени является социальными
проблемами
неравных
возможностей, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
Индивидуальная
программа
реабилитации
ребенка-инвалида,
выданная
учреждением медико-социальной экспертизы, в качестве прогнозируемого результата
реабилитации в условиях ДОУ определила для Сергея восстановление (компенсацию)
функций общения, взаимоотношений в семье и детском коллективе, с педагогами.
Для
реализации
реабилитационных
мероприятий
в
МБДОУ,
была
определена
установка – определить эффективные пути восстановления (компенсации) функций
общения.
Во-первых,
для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей,
нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети
приобретают
опыт
взаимодействия.
Этому
способствует
совместная
продуктивная
деятельность,
где
у
ребенка
появляется
необходимость
вступать
в
отношения
сотрудничества. Оптимальными формами являются инсценировки «положительных» и
«отрицательных» способов взаимодействия детей с последующим их обсуждением. В
результате
этого
ребенок,
оказавшись
в
проблемной
ситуации
сотрудничества,
самостоятельно
присваивает
и
использует
нормативные
правила.
В
ходе
образовательно-воспитательного
процесса
педагогом
планируется
организация
сотрудничества детей на занятиях, заранее распределяется деятельность детей, роли,
функции.
Во-вторых, развивающая предметно-пространственная среда группы помогает в
восстановлении
и
компенсации
функций
общения,
способностей
ребенка
к
выполнению
продуктивных
видов
деятельности,
развивает
способности
ребенка
самостоятельно выстраивать собственную деятельность. В группе для этого имеются
разнообразные центры: для организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной и
музыкальной
деятельности,
сенсорного
развития,
познавательного
развития,
для
организации самостоятельной деятельности, для развития физической активности.
Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в
которой
он
находится,
созданной
атмосферой
эмоционального
благополучия
и
доброжелательности.
В-третьих, только системная работа по развитию речи, формированию культурно-
гигиенических навыков, организации питания, по уходу за одеждой, обувью, жилищем
и
другими
предметами
обихода,
по
формированию
представлений
о
культуре
поведения в различных ситуациях, по формированию умений организовать свой досуг
дает положительные результаты.
В-четвертых, общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу
игры. Восстановление (компенсация) функций общения проходит через включение в
игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не
только
забава,
но
и
многотрудное
дело
Как
много
усилий
вкладывает
ребенок,
добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться
со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений (по
поводу игры и без игрового повода) ложится в основу особого свойства мышления,
позволяющего
стать
на
точку
зрения
других
людей,
превосходить
их
возможное
поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в
первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать
свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями,
потребностями и переживаниями других людей.
Развитие
сюжета
и
содержание
ролевой
игры
отражает
все
более
глубокое
проникновение
ребенка
в
жизнь
окружающих
взрослых
людей.
В
игровой
деятельности
развивается
общение:
игра
требует
от
ребенка
таких
качеств,
как
инициативность,
общительность,
способность
координировать
свои
действия
с
действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой
деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры
ребенок
сталкивается
с
необходимостью
устанавливать
контакты,
применять
на
практике
усваиваемые
нормы
поведения
по
отношению
к
своим
сверстникам,
приспосабливать эти нормы и правила и разнообразным конкретным ситуациям. В
самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие
согласования
действий,
проявления
доброжелательного
отношения
к
сверстникам,
умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных
отношений.
Необходим дополнительный комплекс занятий,
способствующий эффективному
развитию
общения.
Подобран
и
модифицирован
игровой
комплекс
занятий,
способствует развитию общения дошкольников со сверстниками.
Вот
некоторые
приемы
работы
направленные
на
организацию
гуманных
взаимоотношений между детьми:
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия,
благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Сережа, ты знаешь,
что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предлагаем детям
следующие упражнения:
- «Как можно нас назвать по-разному?». Выбирается ведущий. Он становится в круг.
Остальные дети, представляя, что они это – его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья,
которые его очень любят, произносят его имя.
- «Улыбка». Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят
ему самую дорогую улыбку, какая есть.
- «Комплимент». Дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят
несколько добрых слов, хвалят его («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое
платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
3. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им
распознать
изображенный
жест
(на
рисунке,
фотографии,
диафильме),
а
затем
предложите игры:
- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
- «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного,
птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
- «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики
спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при
помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
- «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».
4. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в
качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое
изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну
роль,
затем
тут
же
другую
(это
помогает
научить
детей
видеть
эмоциональное
состояние другого);
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к
тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры:
- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;
- «Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок
и дарят его друг другу;
-
«Царевна-Несмеяна»
-
дети
пытаются
развеселить
одного
ребенка
разными
способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру;
-
«Сравнения»
-
дети
сравнивают
себя
с
какими-то
животными,
растениями,
цветами,
а
затем
совместно
со
взрослым
обсуждают,
почему
они
выбрали
такое
сравнение;
- «Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим
друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
5. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую
форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу
малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Важным направлением является работа с родителями, необходимо учитывать, что
отношения в семье предполагают гуманные отношения между супругами в процессе
общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей; гуманные отношения между
детьми, являются результатом воспитательной деятельности родителей. Принимая это
во внимание, родителям предлагаем рекомендации для:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
- формирования
гуманных
отношений
с
детьми
в
процессе
общения
и
совершенствования умений общения у детей.
В
жизни
человека
общение
не
существует
как
обособленный
процесс
или
самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую
практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без
интенсивного и разностороннего общения.
В среде здоровых сверстников быстрее идет процесс адаптации к окружающим
условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию ими помощи, проявляют
заботу, воспитывается милосердие, доброта. В то же время, вовлеченный в совместную
деятельность со здоровыми детьми
ребенок-инвалид учится действовать и жить в
коллективе, учится общению.