Напоминание

Пути восстановления (компенсации) функций общения ребенка-инвалида в условиях инклюзивного образования


Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27
Населённый пункт: г.Северск Томской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Пути восстановления (компенсации) функций общения ребенка-инвалида в условиях инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пути восстановления (компенсации) функций общения ребенка-инвалида в

условиях инклюзивного образования

Емельянова С.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 27»

Как интересен и прекрасен мир! Мы гуляем по улице, наслаждаясь пением птиц,

восхищаясь чистым голубым небом, ярким солнцем, слушаем шорох опавших листьев

или скрип свежевыпавшего снега. Когда нам весело, мы громко смеемся, что-то бурно

обсуждаем

между

собой,

бегаем,

прыгаем,

занимаемся

спортом.

Мы

получаем

образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию. Но редко задумываемся о

тех, кто в некоторой степени лишен этого, т.е. об инвалидах.

В группе детского сада появился ребенок-инвалид с диагнозом ДЦП. Этот ребенок

испытывает затруднения в самообслуживании, общении, обучении, передвижении.

Поэтому необходимо было создать условия для пребывания ребенка, т.е. организовать

для него инклюзивное образование.

При выборе группы, которую будет посещать ребенок, предпочтение было отдано

педагогам,

готовым

принять

его

в

среду

сверстников.

Готовность

персонала

учреждения (это воспитатели, учитель-логопед, младший воспитатель, музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор) - это одно их условий

оптимальной

адаптации

«особого»

ребенка

в

коллективе.

Была

поведена

подготовительная работа с воспитанниками, с родителями воспитанников с целью

положительного принятия ребенка в группе.

Проблемы нового воспитанника не ограничиваются медицинским аспектом, они

в

гораздо большей степени является социальными

проблемами

неравных

возможностей, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Индивидуальная

программа

реабилитации

ребенка-инвалида,

выданная

учреждением медико-социальной экспертизы, в качестве прогнозируемого результата

реабилитации в условиях ДОУ определила для Сергея восстановление (компенсацию)

функций общения, взаимоотношений в семье и детском коллективе, с педагогами.

Для

реализации

реабилитационных

мероприятий

в

МБДОУ,

была

определена

установка – определить эффективные пути восстановления (компенсации) функций

общения.

Во-первых,

для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей,

нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети

приобретают

опыт

взаимодействия.

Этому

способствует

совместная

продуктивная

деятельность,

где

у

ребенка

появляется

необходимость

вступать

в

отношения

сотрудничества. Оптимальными формами являются инсценировки «положительных» и

«отрицательных» способов взаимодействия детей с последующим их обсуждением. В

результате

этого

ребенок,

оказавшись

в

проблемной

ситуации

сотрудничества,

самостоятельно

присваивает

и

использует

нормативные

правила.

В

ходе

образовательно-воспитательного

процесса

педагогом

планируется

организация

сотрудничества детей на занятиях, заранее распределяется деятельность детей, роли,

функции.

Во-вторых, развивающая предметно-пространственная среда группы помогает в

восстановлении

и

компенсации

функций

общения,

способностей

ребенка

к

выполнению

продуктивных

видов

деятельности,

развивает

способности

ребенка

самостоятельно выстраивать собственную деятельность. В группе для этого имеются

разнообразные центры: для организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной и

музыкальной

деятельности,

сенсорного

развития,

познавательного

развития,

для

организации самостоятельной деятельности, для развития физической активности.

Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в

которой

он

находится,

созданной

атмосферой

эмоционального

благополучия

и

доброжелательности.

В-третьих, только системная работа по развитию речи, формированию культурно-

гигиенических навыков, организации питания, по уходу за одеждой, обувью, жилищем

и

другими

предметами

обихода,

по

формированию

представлений

о

культуре

поведения в различных ситуациях, по формированию умений организовать свой досуг

дает положительные результаты.

В-четвертых, общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу

игры. Восстановление (компенсация) функций общения проходит через включение в

игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не

только

забава,

но

и

многотрудное

дело

Как

много

усилий

вкладывает

ребенок,

добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться

со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений (по

поводу игры и без игрового повода) ложится в основу особого свойства мышления,

позволяющего

стать

на

точку

зрения

других

людей,

превосходить

их

возможное

поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в

первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать

свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями,

потребностями и переживаниями других людей.

Развитие

сюжета

и

содержание

ролевой

игры

отражает

все

более

глубокое

проникновение

ребенка

в

жизнь

окружающих

взрослых

людей.

В

игровой

деятельности

развивается

общение:

игра

требует

от

ребенка

таких

качеств,

как

инициативность,

общительность,

способность

координировать

свои

действия

с

действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой

деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры

ребенок

сталкивается

с

необходимостью

устанавливать

контакты,

применять

на

практике

усваиваемые

нормы

поведения

по

отношению

к

своим

сверстникам,

приспосабливать эти нормы и правила и разнообразным конкретным ситуациям. В

самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие

согласования

действий,

проявления

доброжелательного

отношения

к

сверстникам,

умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных

отношений.

Необходим дополнительный комплекс занятий,

способствующий эффективному

развитию

общения.

Подобран

и

модифицирован

игровой

комплекс

занятий,

способствует развитию общения дошкольников со сверстниками.

Вот

некоторые

приемы

работы

направленные

на

организацию

гуманных

взаимоотношений между детьми:

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия,

благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Сережа, ты знаешь,

что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предлагаем детям

следующие упражнения:

- «Как можно нас назвать по-разному?». Выбирается ведущий. Он становится в круг.

Остальные дети, представляя, что они это – его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья,

которые его очень любят, произносят его имя.

- «Улыбка». Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят

ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент». Дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят

несколько добрых слов, хвалят его («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое

платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».

Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им

распознать

изображенный

жест

(на

рисунке,

фотографии,

диафильме),

а

затем

предложите игры:

- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

- «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного,

птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

- «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики

спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при

помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

- «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».

4. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в

качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое

изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну

роль,

затем

тут

же

другую

(это

помогает

научить

детей

видеть

эмоциональное

состояние другого);

- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к

тому или иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди

описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

- «Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок

и дарят его друг другу;

-

«Царевна-Несмеяна»

-

дети

пытаются

развеселить

одного

ребенка

разными

способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру;

-

«Сравнения»

-

дети

сравнивают

себя

с

какими-то

животными,

растениями,

цветами,

а

затем

совместно

со

взрослым

обсуждают,

почему

они

выбрали

такое

сравнение;

- «Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим

друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

5. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую

форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу

малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Важным направлением является работа с родителями, необходимо учитывать, что

отношения в семье предполагают гуманные отношения между супругами в процессе

общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей; гуманные отношения между

детьми, являются результатом воспитательной деятельности родителей. Принимая это

во внимание, родителям предлагаем рекомендации для:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования

гуманных

отношений

с

детьми

в

процессе

общения

и

совершенствования умений общения у детей.

В

жизни

человека

общение

не

существует

как

обособленный

процесс

или

самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую

практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без

интенсивного и разностороннего общения.

В среде здоровых сверстников быстрее идет процесс адаптации к окружающим

условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию ими помощи, проявляют

заботу, воспитывается милосердие, доброта. В то же время, вовлеченный в совместную

деятельность со здоровыми детьми

ребенок-инвалид учится действовать и жить в

коллективе, учится общению.



В раздел образования