Напоминание

Зкологическое воспитание через игру


Автор: Валькова Елена Станиславовна
Должность: воспитатаель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Россияночка"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Зкологическое воспитание через игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание через игру.

С выходом в свет законов РФ

«Об

охране

окружающей

природной

среды»

и

«Об

образовании»

и

Постановления

«Об

экологическом

образовании обучающихся»

в

образовательных

учреждениях РФ» (от 30.03.1997г. № 4/16)

Зкологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в

работе дошкольных учреждений.

Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее

психическое

развитие,

прежде

всего

потому,

что

игре

присуща

воображаемая

ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных

действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его

потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями

об окружающем, развивает их самостоятельность.

обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко

использована

в

экологическом

воспитании,

как

и

в

других

сферах

воспитания;

доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней,

проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической

деятельности, например: игра «Строительство города».

Цель

игры: формировать

представление

о

том,

что

строительство

может

осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей

представлений

о

природе

создает

эмоциональный

фон,

благодаря

которому

дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении

и

демонстрации

экологических

знаний,

навыков,

умений.

К

ним

относятся:

конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Игры-путешествия широко применяются в практике дошкольных учреждений,

где дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры:

«Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде

обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-

звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери

правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание

информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только

слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Герои

полюбившихся

сказок,

рассказов,

диафильмов,

мультфильмов

воспринимаются

детьми

эмоционально,

будоражат

воображение,

становятся

объектами подражания.

С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей

связаны

представления

о

хозяйственном,

заботливом,

трудолюбивом

коте.

Этот

персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации.

Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную

функцию

-

заводит

и

содержит

домашних

животных.

Он

знакомит

детей

с

домашними

животными,

рассказывает,

как

нужно

за

ними

ухаживать.

Дети

знакомятся с домашними водоплавающими птицами. Дюймовочку дети знают, как

добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих

ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка, дети знакомятся с

посадкой растений. Используя литературного персонажа Незнайку - не он учит

детей, а дети учат его. Красная Шапочка рассказывает, что она видела в лесу, когда

шла к бабушке.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является

применение

компьютерных

технологий и

мультимедийных

презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий

материал

как

систему

опорных

образов,

основанных

на

ассоциативных

и

фактографических

видах

памяти

детей,

наполненных

структурированной

информацией.

Рассказывая

о многообразии

каких-либо

конкретных

явлений

природы,

при

первичном

ознакомлении

детей

с

ними,

я

использую

слайды

с

изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. Они способствуют

более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях

окружающей

среды,

а

также

умению

анализировать,

сравнивать

и

составлять

модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.

Видеопрезентации,

способствующие

развитию

мышления,

воображения,

речи,

памяти и расширению кругозора: «Эти забавные животные», «Растительный мир

Мурманской

области»,

«Их

надо

беречь»,

«Времена

года»,

активно

использую

ресурсы Интернета. Детей очень привлекают такие презентации, т.к. для их создания

в

основном

используется

анимация,

весёлая

музыка.

Детям,

как

нельзя

лучше

подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Игра

требует

от

ребенка

включенности

в

свои

правила;

он

должен

быть

внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он

должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в

неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь

комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не

осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

Экологические игры: Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу»,

«Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери»,

«Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»»,

«Лесная аптека» и др. Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в

зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в

деревню к бабушке» и др.

Игровые обучающие ситуации

Игровые обучающие ситуации

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей

литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно

активизировать

познавательную

деятельность.

Построение

игровой

обучающей

ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с

игрушечным

изображением

по

самым

различным

моментам:

внешнему

облику,

условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействи с ними.

В каждом конкретном случае сюжет игры

придумывается таким образом, чтобы

дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве

путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

При

использовании

игровых

обучающих

ситуаций

у

детей

возникают сильные

положительные эмоции – от самой игры и от того, что сними, играет взрослый.

Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых

знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков.

Игровые

обучающие

ситуации

с

литературными

персонажами:

«Карлсон

выращивает

овёс

на

крыше»,

«Карлсон

выращивает

зелёный

лук»,

«Айболит

осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит

детей выращивать картофель» и т. д.

Игровые

обучающие

ситуации

с

игрушками-аналогами:

«Рыбки

живые

и

игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет

узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др.

Таким

образом:

в

процессе

общения

с

природой

в

игровой

форме

у

детей

воспитывается

эмоциональная

отзывчивость,

формируются

умения

и

желание

активно

беречь

и

защищать

природу;

·

Игры

помогают

ребенку

увидеть

неповторимость

не

только

определённого

живого

организма,

но

и

экосистему,

осознать

невозможность

нарушения

её

целостности,

понять,

что

неразумное

вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как

внутри самой системы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в

игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются

умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во

всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в

создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ,

находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы,

осознанно выполнять нормы поведения в природе.



В раздел образования