Автор: Валькова Елена Станиславовна
Должность: воспитатаель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Россияночка"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Зкологическое воспитание через игру
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание через игру.
С выходом в свет законов РФ
«Об
охране
окружающей
природной
среды»
и
«Об
образовании»
и
Постановления
«Об
экологическом
образовании обучающихся»
в
образовательных
учреждениях РФ» (от 30.03.1997г. № 4/16)
Зкологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в
работе дошкольных учреждений.
Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее
психическое
развитие,
прежде
всего
потому,
что
игре
присуща
воображаемая
ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных
действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его
потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями
об окружающем, развивает их самостоятельность.
обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко
использована
в
экологическом
воспитании,
как
и
в
других
сферах
воспитания;
доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней,
проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической
деятельности, например: игра «Строительство города».
Цель
игры: формировать
представление
о
том,
что
строительство
может
осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей
представлений
о
природе
создает
эмоциональный
фон,
благодаря
которому
дошкольники быстрее усвоят новый материал.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении
и
демонстрации
экологических
знаний,
навыков,
умений.
К
ним
относятся:
конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Игры-путешествия широко применяются в практике дошкольных учреждений,
где дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры:
«Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде
обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-
звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери
правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание
информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только
слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
Герои
полюбившихся
сказок,
рассказов,
диафильмов,
мультфильмов
воспринимаются
детьми
эмоционально,
будоражат
воображение,
становятся
объектами подражания.
С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей
связаны
представления
о
хозяйственном,
заботливом,
трудолюбивом
коте.
Этот
персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации.
Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную
функцию
-
заводит
и
содержит
домашних
животных.
Он
знакомит
детей
с
домашними
животными,
рассказывает,
как
нужно
за
ними
ухаживать.
Дети
знакомятся с домашними водоплавающими птицами. Дюймовочку дети знают, как
добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих
ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка, дети знакомятся с
посадкой растений. Используя литературного персонажа Незнайку - не он учит
детей, а дети учат его. Красная Шапочка рассказывает, что она видела в лесу, когда
шла к бабушке.
Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является
применение
компьютерных
технологий и
мультимедийных
презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий
материал
как
систему
опорных
образов,
основанных
на
ассоциативных
и
фактографических
видах
памяти
детей,
наполненных
структурированной
информацией.
Рассказывая
о многообразии
каких-либо
конкретных
явлений
природы,
при
первичном
ознакомлении
детей
с
ними,
я
использую
слайды
с
изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. Они способствуют
более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях
окружающей
среды,
а
также
умению
анализировать,
сравнивать
и
составлять
модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.
Видеопрезентации,
способствующие
развитию
мышления,
воображения,
речи,
памяти и расширению кругозора: «Эти забавные животные», «Растительный мир
Мурманской
области»,
«Их
надо
беречь»,
«Времена
года»,
активно
использую
ресурсы Интернета. Детей очень привлекают такие презентации, т.к. для их создания
в
основном
используется
анимация,
весёлая
музыка.
Детям,
как
нельзя
лучше
подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Игра
требует
от
ребенка
включенности
в
свои
правила;
он
должен
быть
внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он
должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в
неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь
комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не
осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Экологические игры: Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу»,
«Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери»,
«Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»»,
«Лесная аптека» и др. Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в
зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в
деревню к бабушке» и др.
Игровые обучающие ситуации
Игровые обучающие ситуации
Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей
литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно
активизировать
познавательную
деятельность.
Построение
игровой
обучающей
ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с
игрушечным
изображением
по
самым
различным
моментам:
внешнему
облику,
условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействи с ними.
В каждом конкретном случае сюжет игры
придумывается таким образом, чтобы
дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве
путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.
При
использовании
игровых
обучающих
ситуаций
у
детей
возникают сильные
положительные эмоции – от самой игры и от того, что сними, играет взрослый.
Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых
знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков.
Игровые
обучающие
ситуации
с
литературными
персонажами:
«Карлсон
выращивает
овёс
на
крыше»,
«Карлсон
выращивает
зелёный
лук»,
«Айболит
осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит
детей выращивать картофель» и т. д.
Игровые
обучающие
ситуации
с
игрушками-аналогами:
«Рыбки
живые
и
игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет
узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др.
Таким
образом:
в
процессе
общения
с
природой
в
игровой
форме
у
детей
воспитывается
эмоциональная
отзывчивость,
формируются
умения
и
желание
активно
беречь
и
защищать
природу;
·
Игры
помогают
ребенку
увидеть
неповторимость
не
только
определённого
живого
организма,
но
и
экосистему,
осознать
невозможность
нарушения
её
целостности,
понять,
что
неразумное
вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как
внутри самой системы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в
игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются
умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во
всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в
создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ,
находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы,
осознанно выполнять нормы поведения в природе.