Напоминание

"Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха"


Автор: Исакова Валентина Ивановна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МК ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие слухового восприятия у дошкольников

с нарушением слуха

Врожденные или рано приобретенные нарушения слуха обуславливают своеобразие в

развитии восприятия дошкольников. По сравнению со слышащими детьми у таких детей

задерживается развитие моторных и статических функций, что отражается на

формировании межанализаторных связей, сужает пространство, доступное ребенку.

Негативно отражается на развитии восприятия невозможность зрительнослуховой

ориентации в пространстве, в основе которой лежит бинауральный слух.

Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, дефекты

произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие

детей с нарушением слуха. Поэтому необходимо с ранних лет развивать слуховое

восприятие детей: в первую очередь слуховое внимание и память, умение выделять

различные качества звуков и сравнивать их. Развитие слухового восприятия проводится в

детском саду на специальных занятиях. Самым доступным способом обучения

дошкольников является игра. Игра доставляет удовольствие и радость ребенку. Большое

значение имеет то, что игра является источником умственного и речевого развития. Для

ребенка с нарушенным слухом игра имеет большое значение, так как она не только

способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет

преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или

нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Восприятие звучащих предметов

Занятия со звучащими предметами помогают открыть для детей хорошо известные им

предметы с совершенно новой стороны. В детском саду начинаем знакомить со звучащими

игрушками постепенно. Звучащие игрушки изготавливаются на глазах у детей, а потом и

сами дети могут их изготавливать: это различные свистящие, скрипящие, гремящие

предметы, каждый из которых имеет свой « голос»:

- банки из под кофе, чая, соков, наполненные косточками, камешками, песком, пуговицами,

горохом и т.п.;

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических

бусинок;

- коробочки, наполненные различными предметами (спичками, скрепками, монетками,

камушками).

Детям предлагается взять и потрясти каждый предмет, послушать шумы и показать

самый тихий и самый громкий.

Различение звучащих игрушек

На занятиях дети учатся различать звучания барабана, бубна, свистка, дудки, гармони,

металлофона. Первоначально все звучания даются детям слухо-зрительно: дети смотрят,

слушают, сами играют на игрушках, затем звучания различаются только на слух (звучания

предъявляются за ширмой или ребенок отворачивается). После звучания ребенок

показывает игрушку, называет ее, берет ее и играет.

С помощью барабана дети различают количество звучаний, темп, ритм, что

способствует развитию мелкой и крупной моторики детей. С использованием свистка,

дудки различают долгие, краткие звучания.

Игра на различение темпа звучаний «Кукла идет», «Кукла бежит»

Цель игры: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучаний

Оборудование: барабан, кукла, таблички

Словарь: будем слушать, барабан, быстро, медленно, кукла идет, бежит

По барабану ударяю медленно и показываю, как идет кукла, произнося

«ПА__ПА___ПА___» или «ТО __П ТО__П ТО__П».

Затем стучу по барабану быстро – кукла бежит и проговариваю «ПАПАПА» или «ТОП

ТОП ТОП».

После того, как дети поняли темп, стучу по барабану, а дети по очереди выполняют

нужные действия с куклой с проговариванием слогов. Необходимо показывать таблички

«быстро», «медленно».

Затем дети не видят барабан, слушают удары за ширмой и выполняют действия с куклой, с

проговариванием слогов.

Игра на различение длительности звучаний «Машина едет»

Цель игры: учить детей различать на слух долгие и краткие звучания и воспроизводить

их.

Оборудование: игрушечные машинки, таблички «долго», «кратко»- под первой табличкой

длинная черта, под второй короткая, две полоски бумаги, изображающие дороги.

Словарь: будем играть, слушайте, долго, кратко, машина

Детям даю по машинке и по две дороги. Я везу машину по длинной дороге, проговаривая

У_________( долго) и прошу детей сделать также с машинкой.

Затем везу машинку по короткой дороге, проговаривая У__ и прошу детей повторить.

Машинка возится в разной последовательности: то по длинной дороге, то по короткой,

произнося звук «У» долго и кратко. Затем каждый ребенок отворачивается, не видит

машинку и слушает звучание (за ширмой).

Машинка возится по разным дорожкам с проговариванием звука «У». Затем спрашиваю:

«Как звучало?» Ребенок находит нужную табличку, проговаривает ее и повторяет, какой

был звук.

Точно также можно проводить игру с зарисовкой фломастером длинной черты,

проговаривая звук А______, короткой А__.

Проговаривается звук «А», дети смотрят, слушают и рисуют нужную линию. Затем звук

дается только на слух, а дети рисуют нужную линию.



В раздел образования