Автор: Исакова Валентина Ивановна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МК ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование
Развитие слухового восприятия у дошкольников
с нарушением слуха
Врожденные или рано приобретенные нарушения слуха обуславливают своеобразие в
развитии восприятия дошкольников. По сравнению со слышащими детьми у таких детей
задерживается развитие моторных и статических функций, что отражается на
формировании межанализаторных связей, сужает пространство, доступное ребенку.
Негативно отражается на развитии восприятия невозможность зрительнослуховой
ориентации в пространстве, в основе которой лежит бинауральный слух.
Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, дефекты
произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие
детей с нарушением слуха. Поэтому необходимо с ранних лет развивать слуховое
восприятие детей: в первую очередь слуховое внимание и память, умение выделять
различные качества звуков и сравнивать их. Развитие слухового восприятия проводится в
детском саду на специальных занятиях. Самым доступным способом обучения
дошкольников является игра. Игра доставляет удовольствие и радость ребенку. Большое
значение имеет то, что игра является источником умственного и речевого развития. Для
ребенка с нарушенным слухом игра имеет большое значение, так как она не только
способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет
преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или
нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.
Восприятие звучащих предметов
Занятия со звучащими предметами помогают открыть для детей хорошо известные им
предметы с совершенно новой стороны. В детском саду начинаем знакомить со звучащими
игрушками постепенно. Звучащие игрушки изготавливаются на глазах у детей, а потом и
сами дети могут их изготавливать: это различные свистящие, скрипящие, гремящие
предметы, каждый из которых имеет свой « голос»:
- банки из под кофе, чая, соков, наполненные косточками, камешками, песком, пуговицами,
горохом и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических
бусинок;
- коробочки, наполненные различными предметами (спичками, скрепками, монетками,
камушками).
Детям предлагается взять и потрясти каждый предмет, послушать шумы и показать
самый тихий и самый громкий.
Различение звучащих игрушек
На занятиях дети учатся различать звучания барабана, бубна, свистка, дудки, гармони,
металлофона. Первоначально все звучания даются детям слухо-зрительно: дети смотрят,
слушают, сами играют на игрушках, затем звучания различаются только на слух (звучания
предъявляются за ширмой или ребенок отворачивается). После звучания ребенок
показывает игрушку, называет ее, берет ее и играет.
С помощью барабана дети различают количество звучаний, темп, ритм, что
способствует развитию мелкой и крупной моторики детей. С использованием свистка,
дудки различают долгие, краткие звучания.
Игра на различение темпа звучаний «Кукла идет», «Кукла бежит»
Цель игры: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучаний
Оборудование: барабан, кукла, таблички
Словарь: будем слушать, барабан, быстро, медленно, кукла идет, бежит
По барабану ударяю медленно и показываю, как идет кукла, произнося
«ПА__ПА___ПА___» или «ТО __П ТО__П ТО__П».
Затем стучу по барабану быстро – кукла бежит и проговариваю «ПАПАПА» или «ТОП
ТОП ТОП».
После того, как дети поняли темп, стучу по барабану, а дети по очереди выполняют
нужные действия с куклой с проговариванием слогов. Необходимо показывать таблички
«быстро», «медленно».
Затем дети не видят барабан, слушают удары за ширмой и выполняют действия с куклой, с
проговариванием слогов.
Игра на различение длительности звучаний «Машина едет»
Цель игры: учить детей различать на слух долгие и краткие звучания и воспроизводить
их.
Оборудование: игрушечные машинки, таблички «долго», «кратко»- под первой табличкой
длинная черта, под второй короткая, две полоски бумаги, изображающие дороги.
Словарь: будем играть, слушайте, долго, кратко, машина
Детям даю по машинке и по две дороги. Я везу машину по длинной дороге, проговаривая
У_________( долго) и прошу детей сделать также с машинкой.
Затем везу машинку по короткой дороге, проговаривая У__ и прошу детей повторить.
Машинка возится в разной последовательности: то по длинной дороге, то по короткой,
произнося звук «У» долго и кратко. Затем каждый ребенок отворачивается, не видит
машинку и слушает звучание (за ширмой).
Машинка возится по разным дорожкам с проговариванием звука «У». Затем спрашиваю:
«Как звучало?» Ребенок находит нужную табличку, проговаривает ее и повторяет, какой
был звук.
Точно также можно проводить игру с зарисовкой фломастером длинной черты,
проговаривая звук А______, короткой А__.
Проговаривается звук «А», дети смотрят, слушают и рисуют нужную линию. Затем звук
дается только на слух, а дети рисуют нужную линию.