Авторы: Герасимова Ирина Анатольевна, Панова Дина Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКБДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы развития речи
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей,
обеспечивающий
формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Это деление весьма
условно,
поскольку
между
ними
нет
резкой
границы.
Наглядные
методы сопровождаются
словом,
а
в
словесных
используются
наглядные
приемы.
Практические методы
также
связаны
и
со
словом,
и
с
наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов
к
наглядным,
других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности,
слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные
методы используются
в
детском
саду
чаще.
Применяются
как н е п о с р е д с т в е н н ы е ,
т а к
и
о п о с р е д о в а н н ы е
м е т о д ы .
К непосредственным относится
метод наблюдения
и
его
разновидности:
экскурсии,
осмотры
помещения,
рассматривание натуральных предметов. Эти
методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух
сигнальных
систем. Опосредованные
методы основаны
на
применении
изоб-
разительной
наглядности.
Это
рассматривание
игрушек,
картин,
фотографий,
описание
картин и
игрушек,
рассказывание
по
игрушкам
и
картинам.
Они
используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции
слова,
обучения
связной
речи.
Опосредованные
методы
могут
быть
использованы
также
для
ознакомления с объектами
и
явлениями,
с
которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные
методы в
детском
саду
применяются
реже:
это
чтение
и
рассказывание художественных
произведений,
заучивание
наизусть,
пересказ,
обобщающая
беседа,
рассказывание
без
опоры
на
наглядный
материал.
Во
всех
словесных
методах
используются наглядные
приемы:
показ
предметов,
игрушек,
картин,
рассматривание
иллюстраций,
поскольку
возрастные
особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические
методы направлены
на
применение
речевых
навыков
и
умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные
дидактические
игры,
игры-драматизации,
инсценировки,
дидактические
упражнения,
пластические
этюды,
хороводные игры.
Они
используются
для
решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно
выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные
методы
основаны
на
воспроизведении
речевого
материала,
готовых
образцов.
В
детском
саду
они
применяются,
главным
образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи,
меньше
при
формировании
грамматических
навыков
и связной
речи.
К
репродук тивным
можно
усл овно
отнести
методы
наблюдения
и
его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы,
пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных
произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети
осваивают
слова
и
законы
их сочетания,
фразеологические
обороты,
некоторые
грамматические
явления,
например управление
многих
слов,
овладевают
по
подражанию
звукопроизношением,
пересказывают близко
к
тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные
методы
предполагают
построение
детьми
собственных
связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему
языковые
единицы,
а
выбирает
и
комбинирует
их
всякий
раз
по-новому,
приспосабливаясь
к
ситуации
общения.
В этом
и
заключается
творческий
характер
речевой
деятельности.
Отсюда
очевидно,
что продуктивные
методы
используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую
беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на
развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой
границы
между
продуктивными
и
репродуктивными
методами
также
нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы
репродукции
—
в
продуктивных.
Соотношение
их
колеблется.
Например,
если в словарном упражнении дети
выбирают
из
своего
словарного
запаса
наиболее
подходящее
слово
для
характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда
заданных
или
повторением
вслед
за воспитателем
при
рассматривании
и
обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В
самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут
также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме.
Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой
деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с
детьми.
В
зависимости
от
задачи
развития
речи
выделяют методы
словарной
работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
П р и е м ы
р а з в и т и я
р е ч и
т р а д и ц и о н н о
д е л я т с я
н а
т р и
основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко
применяются словесные
приемы. К
ним
относятся
речевой
образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи,
вопрос.
Речевой
образец—
правильная,
предварительно
продуманная
речевая
деятельность
педагога,
предназначенная
для
подражания
детьми
и
их
ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он
произносится
четко,
громко
и
неторопливо.
Поскольку образец
дается
для
подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда,
особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но
при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции.
Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он
имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение
одного
и
того же
речевого
элемента
(звука,
слова,
фразы)
с
целью
его
запоминания.
В
практике
используются разные
варианты
повторения:
за
педагогом,
за
другими
детьми,
совместное
повторение воспитателя
и
детей,
хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной
для них деятельности.
Объяснение—
раскрытие
сущности
некоторых
явлений
или
способов
действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения
правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и
обследования предметов.
Указания —
разъяснение
детям
способа
действия
для
достижения
определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и
дисциплинирующие.
Оценка
детской
речи —
мотивированное
суждение
о
речевом
высказывании
ребенка,
характеризующее
качество
выполнения
речевой
деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и
обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в
своих
высказываниях.
Оценка
оказывает
большое
эмоциональное влияние на
детей.
Нужно
учитывать
индивидуальные
и
возрастные
особенности,
добиваться, чтобы
она
повышала
речевую
активность
ребенка,
интерес
к
речевой
деятельности,
организовывала
его
поведение.
Для
этого
в
оценке
подчеркиваются
прежде
всего
положительные
качества
речи,
а
речевые
недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются
на
основные
и
вспомогательные.
Основные
могут
быть
констатирующими
(репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми,
требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему?
зачем?
чем
похожи?».
Вспомогательные
вопросы
бывают наводящими
и
подсказывающими.
Наглядные
приемы —
показ
иллюстративного
материала,
показ
положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают
у
ребенка интерес
к
деятельности,
обогащают
мотивы
речи,
создают
положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают
речевую
активность
детей
и
результативность занятий.
Игровые
приемы
отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на
занятиях по родному языку в детском саду.