Напоминание

Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста


Авторы: Герасимова Ирина Анатольевна, Панова Дина Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКБДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы развития речи

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей,

обеспечивающий

формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Это деление весьма

условно,

поскольку

между

ними

нет

резкой

границы.

Наглядные

методы сопровождаются

словом,

а

в

словесных

используются

наглядные

приемы.

Практические методы

также

связаны

и

со

словом,

и

с

наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов

к

наглядным,

других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности,

слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные

методы используются

в

детском

саду

чаще.

Применяются

как н е п о с р е д с т в е н н ы е ,

т а к

и

о п о с р е д о в а н н ы е

м е т о д ы .

К непосредственным относится

метод наблюдения

и

его

разновидности:

экскурсии,

осмотры

помещения,

рассматривание натуральных предметов. Эти

методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух

сигнальных

систем. Опосредованные

методы основаны

на

применении

изоб-

разительной

наглядности.

Это

рассматривание

игрушек,

картин,

фотографий,

описание

картин и

игрушек,

рассказывание

по

игрушкам

и

картинам.

Они

используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции

слова,

обучения

связной

речи.

Опосредованные

методы

могут

быть

использованы

также

для

ознакомления с объектами

и

явлениями,

с

которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные

методы в

детском

саду

применяются

реже:

это

чтение

и

рассказывание художественных

произведений,

заучивание

наизусть,

пересказ,

обобщающая

беседа,

рассказывание

без

опоры

на

наглядный

материал.

Во

всех

словесных

методах

используются наглядные

приемы:

показ

предметов,

игрушек,

картин,

рассматривание

иллюстраций,

поскольку

возрастные

особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические

методы направлены

на

применение

речевых

навыков

и

умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные

дидактические

игры,

игры-драматизации,

инсценировки,

дидактические

упражнения,

пластические

этюды,

хороводные игры.

Они

используются

для

решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно

выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные

методы

основаны

на

воспроизведении

речевого

материала,

готовых

образцов.

В

детском

саду

они

применяются,

главным

образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи,

меньше

при

формировании

грамматических

навыков

и связной

речи.

К

репродук тивным

можно

усл овно

отнести

методы

наблюдения

и

его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы,

пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных

произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети

осваивают

слова

и

законы

их сочетания,

фразеологические

обороты,

некоторые

грамматические

явления,

например управление

многих

слов,

овладевают

по

подражанию

звукопроизношением,

пересказывают близко

к

тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные

методы

предполагают

построение

детьми

собственных

связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему

языковые

единицы,

а

выбирает

и

комбинирует

их

всякий

раз

по-новому,

приспосабливаясь

к

ситуации

общения.

В этом

и

заключается

творческий

характер

речевой

деятельности.

Отсюда

очевидно,

что продуктивные

методы

используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую

беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на

развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой

границы

между

продуктивными

и

репродуктивными

методами

также

нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы

репродукции

в

продуктивных.

Соотношение

их

колеблется.

Например,

если в словарном упражнении дети

выбирают

из

своего

словарного

запаса

наиболее

подходящее

слово

для

характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда

заданных

или

повторением

вслед

за воспитателем

при

рассматривании

и

обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В

самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут

также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме.

Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой

деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с

детьми.

В

зависимости

от

задачи

развития

речи

выделяют методы

словарной

работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

П р и е м ы

р а з в и т и я

р е ч и

т р а д и ц и о н н о

д е л я т с я

н а

т р и

основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко

применяются словесные

приемы. К

ним

относятся

речевой

образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи,

вопрос.

Речевой

образец—

правильная,

предварительно

продуманная

речевая

деятельность

педагога,

предназначенная

для

подражания

детьми

и

их

ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он

произносится

четко,

громко

и

неторопливо.

Поскольку образец

дается

для

подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда,

особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но

при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции.

Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он

имеет в младших группах.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение

одного

и

того же

речевого

элемента

(звука,

слова,

фразы)

с

целью

его

запоминания.

В

практике

используются разные

варианты

повторения:

за

педагогом,

за

другими

детьми,

совместное

повторение воспитателя

и

детей,

хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной

для них деятельности.

Объяснение—

раскрытие

сущности

некоторых

явлений

или

способов

действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения

правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и

обследования предметов.

Указания —

разъяснение

детям

способа

действия

для

достижения

определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и

дисциплинирующие.

Оценка

детской

речи —

мотивированное

суждение

о

речевом

высказывании

ребенка,

характеризующее

качество

выполнения

речевой

деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и

обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в

своих

высказываниях.

Оценка

оказывает

большое

эмоциональное влияние на

детей.

Нужно

учитывать

индивидуальные

и

возрастные

особенности,

добиваться, чтобы

она

повышала

речевую

активность

ребенка,

интерес

к

речевой

деятельности,

организовывала

его

поведение.

Для

этого

в

оценке

подчеркиваются

прежде

всего

положительные

качества

речи,

а

речевые

недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются

на

основные

и

вспомогательные.

Основные

могут

быть

констатирующими

(репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми,

требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему?

зачем?

чем

похожи?».

Вспомогательные

вопросы

бывают наводящими

и

подсказывающими.

Наглядные

приемы

показ

иллюстративного

материала,

показ

положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают

у

ребенка интерес

к

деятельности,

обогащают

мотивы

речи,

создают

положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают

речевую

активность

детей

и

результативность занятий.

Игровые

приемы

отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на

занятиях по родному языку в детском саду.



В раздел образования