Напоминание

Игры с счетными палочками


Автор: Вычугжанина Марина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 22
Населённый пункт: Г. Туапсе
Наименование материала: Игры с счетными палочками
Тема: Игры с счетными палочками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Октябрь 2015

Качественные интересные развивающие игрушки стоят

недешево. И чаще всего такие игрушки выполняют какую-то

одну функцию — развивают логическое мышление или

мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие.

Но как

хотелось

бы купить

интересную,

увлекательную

и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать

ребенка, была бы многофункциональна. И такая игрушка

есть! Правда многие и не задумываются об их приобретении, так как "официально" она

предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежат на полке рядом с канцтоварами.

Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Чаще всего мы используем их по назначению: пересчитываем вместе с малышом, изучая

первые математические понятия. Но, кроме простого пересчитывания, с палочками можно

придумать много других полезных игр и занятий. И не только математических. Или возьмем

спички. Каждый из нас усвоил с детства, что «спички – детям не игрушка». Но это смотря как

играть! Спички могут стать хорошим подспорьем для игр, только сначала их нужно обезопасить.

Ножом счистите со спичек серу, сложите их в отдельную коробочку – и замечательный материал

для игр готов . Какие же еще палочки пригодятся нам для игры? Прежде всего, соломинки для

коктейля. Они бывают разных цветов и разной длины. Подойдут всякие, и чем больше разных –

тем лучше.

Самые разные палочки таят в себе массу возможностей для малышовых игр. Игры с

палочками будут не только замечательным развлечением для малыша, они помогут его

всестороннему развитию. Пытаясь захватить спичку пальцами , ребенок будет тренировать

мелкую моторику, учиться координировать свои движения. Ощупывая гладкую, шершавую или

ребристую поверхность разных палочек, малыш станет развивать тактильную чувствительность,

обогащать сенсорный опыт. Выкладывая узоры и фигурки, потренирует пространственное и

творческое мышление, фантазию, воображение. А еще игры с палочками – это способ развития

математических способностей и мышления, усидчивости и умения концентрировать внимание.

Играть в подобные игры можно где угодно: в группе , во время занятий или в свободную

минутку, сидя за столом, на ковре или на диване, на улице, …

Но прежде чем играть, будет нелишним вспомнить основные правила безопасности. Все-

таки спички, кусочки коктейльных трубочек – достаточно мелкие предметы для ребенка. Не

оставляйте детей с подобным игровым материалом без присмотра. Всегда будьте рядом,

помогайте, объясняйте, направляйте игру в нужное русло и внимательно следите за действиями

ребенка . При желании счетные палочки или спички можно заменить ватными палочками .

Как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?

Раскладываем по цвету

Играем в геометрию

Познавательные дорожки

Учимся считать

Рисуем палочками

Палочки – конструктор

Логические цепочки

Игрушки- заместители…..

Умные палочки Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Маленький ребёнок в возрасте до трёх лет сможет выполнить только простые задания. Если

взрослому ребёнку мы даём какой-то образец, то с маленьким ребёнком мы должны всё

делать вместе. С палочками интересно учить цвета, осваивать первые

математические понятия, развивать мышление и логику. Причем

новые игры можно придумывать бесконечно: чуть-чуть изменили

задание, и вот игра уже другая!

Рельсы-рельсы… Предложите малышам

построить из счетных

палочек рельсы для поезда (можно одновременно использовать и палочки,

и трубочки, чтобы дорога получилась длиннее). Сначала выкладываем

рельсы – две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы –

кладем палочки перпендикулярно. Ребятишкам постарше задайте ритм

чередования шпал: например, красная, синяя и снова красная или две

желтых, одна синяя, две желтых и т.п. Вы начинаете, а малыши

продолжают. Потом пусть они придумают свое чередование …

Дорожки. Строить дорожки из палочек – тоже интересное занятие. Главное, чтобы потом

по этим дорожкам кто-нибудь побегал. Может, пальчики малышей . А, может, небольшая

игрушка. Или выкладывайте дорожку от одной игрушки до другой, чтобы им было легче ходить в

гости друг к другу. Тогда и строить будет веселее!

Длинные и короткие. Параллельно с «дорогостроением» можно знакомить малышей с

понятиями «длинный» и «короткий». Построим две дорожки разной длины и будем их

сравнивать. По длинной дорожке игрушка будет идти долго и даже успеет спеть целую песенку.

А по короткой – раз-два, и дорожка закончилась! А потом пусть малыши сами построят дорожку

короткую и дорожку длинную, и разберутся, где какая.

Узкие и широкие. А еще можно сделать дорожку узкую и дорожку широкую. Покажите

малышам , что по узкой дорожке может проехать всего одна машинка. А на широкой дорожке

может поместиться целая шеренга из нескольких машин.

Цветная копилка. Параллельно с развитием моторики можно еще и учить основные цвета.

Возьмите пластиковую круглую баночку с крышкой из-под пищевых продуктов. Внутри банки

сделайте перегородки из картона, разделив ее на четыре отсека. Крышку тоже разделите на

четыре части, приклеив на нее цветную бумагу основных цветов (у вас должен получиться

цветной круг, каждая четверть которого имеет свой цвет). Прорежьте в крышке четыре отверстия,

чтобы в них можно было просовывать счетные палочки. Задача малыша – не просто просовывать

палочки в дырочки, а опускать их в отверстие своего цвета. Когда все палочки будут

распределены, откроем крышку и проверим: в каждом отсеке должны быть палочки одного

цвета.

Палочки-конструкторы

Из разноцветных счетных палочек, трубочек для коктейля ,

спичек или ватных палочек можно как из своеобразной мозаики

выкладывать самые разные фигурки.

Учим фигурки. Выкладывайте на столе геометрические фигурки из палочек (квадрат,

треугольник, ромб, трапеция, звезда и т.п.) и называйте их. Пусть малыши попробуют рядышком

выложить точно такие же фигурки. Крохи гораздо быстрее запоминают информацию, если во

время обучения одновременно задействуется несколько органов чувств. Сложив несколько раз

фигурки из палочек, «пощупав» их, малыши легко их запомнят. Точно так же можно учить и

цифры , выкладывая их из спичек или счетных палочек.

Строим дом. Из палочек можно выкладывать самые разные картинки: домики, машинки,

елочки, кораблики, ракеты, самолетики и даже человечков! Самым маленьким строителям не

обойтись без помощи взрослого . А дети постарше пусть попробуют придумывать свои

собственные рисунки и узоры. И здесь тоже можно параллельно повторять цвета. Например,

выложите рядом два домика: один только из красных палочек, другой – только из синих.

Собираем по схеме. Ближе к 3-м годам можно учить малыша выкладывать разные фигурки

и картинки по схеме. Для этого вам необходимо сначала эти схемы нарисовать. Это совсем не

сложно! Возьмите линейку, цветные карандаши и лист бумаги в клеточку. Выложите несколько

разных фигурок из счетных палочек, а затем зарисуйте их на бумагу, точно повторяя цвета,

количество и расположение. Схема готова. Начните с самых простых форм. Например, покажите

малышам как, используя схему, выложить из палочек красный треугольник.

Нанизываем бусы из коктейльных трубочек .

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Нехитрые задания помогут детям развить внимание, воображение, познакомиться с

геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее имеются варианты рисунков, которые

ребёнок может выложить на ровной поверхности. Начинать лучше с простых геометрических

фигур. В процессе игры необходимо объяснить детям , как называется та или иная фигура, как

сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п.

Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на

плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и

ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки.

Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите

правила дорожного движения. С помощью палочек можно

посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома,

машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб,

человечков - все, что угодно. Чем больше палочек - тем

интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение

ребенка.

Ёжик

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ёжик.

Грибок

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

Мороженое

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников для Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке – пирожное,

Ну, а мне – мороженое.

Цветы

Возле речки, на пруду,

На поляне и в саду –

Всюду выросли цветы

Небывалой красоты.

Змей

- Змей бумажный за окном! –

Закричал Антошка.

Змею с красочным хвостом

Помахал ладошкой.

Черепаха

Черепашка в пустыне, скучая,

Пьёт за чашкою чашку чаю

И не может остановиться –

Очень трудно в пустыне напиться.

Очень удобно изучать математику со

счетными палочками. Они помогут не только

научиться

считать,

но

и

познакомят

с

геометрическими фигурами, помогут очень

понятно и наглядно объяснить ребенку, что

такое угол, сторона, чем квадрат отличается от

прямоугольника, как из одной фигуры можно

получить другую и многое-многое другое.

Можно: выкладывать геометрические фигуры

из счетных палочек по нарисованному контуру,

играть

в

превращения: из

одних

геометрических

фигур

делать

другие .

Малыши могут просто наблюдать за этими волшебными

превращениями, а ребятам постарше (от 4-5 лет) можно предлагать

выполнять задания самим : "Как из квадрата сделать ромб?

А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в

трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата,

чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить,

чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с

палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества

палочек (из треугольника - квадрат, из квадрата - трапеция или

прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с

помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку

фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен

посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это

получилось.

В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и

сообразительности, но и – благодаря открытию новых способов действия с материалом – таких

качеств мышления как активность, самостоятельность.

Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным

способом. Каждая задача в этом смысле уникальна. Однако можно выделить некоторые

обобщенные способы познавательных действий, используемых при решении задач:

запоминание и осмысление задачи;

сопоставление заданной фигуры с образом, требуемым по условиям;

выбор

из

нескольких

вариантов

фигур

того,

который

удовлетворяет

условиям

преобразования.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач.

1. Задачи на построение простых фигур:

по стороне (например, построить треугольник со стороной в две палочки);

по общему количеству палочек (Например, построить треугольник из шести палочек).

2. Задачи на построение сложных фигур (составление из нескольких простых, имеющих или

общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

3 Задачи на преобразование фигур типа:

добавь /убери п палочек так, чтобы …

переложи п палочек так, чтобы …

Когда ребенок впервые встречается с каким-либо средством, в первую очередь он обращает

внимание на его образные и конструктивные возможности. Его занимают вопросы: «А что можно

с этим сделать?», «Что можно из этого построить?», «На что это похоже?». Его интересуют

конкретные образы, а не их количественные характеристики. Поэтому условно выделим два этапа

в обучении: образный и операционный (или собственно геометрический).

На первом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые подсказывает

им собственное воображение, с удовольствием выкладывают сюжеты и узоры.

Здесь

детям

представляется

полная

свобода.

Педагог

обращает

их

внимание

на

повторяющиеся узоры, предлагает найти правило, по которому составлен узор, и продолжить его,

придумать свое правило чередования узора. Выделяя самые интересные фигуры сюжета и узоры,

педагог поощряет детей, побуждает их к созданию более сложных и разнообразных форм.

На втором этапе в качестве условий построения, преобразования той или иной фигуры

выступают ее пространственно-количественные характеристики. Ребенок строит и преобразует

фигуры по условиям: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению и др.

Предлагая детям более сложные задачи на перестроение фигур, следует начинать с задач на

перекладывание палочек, а лишь затем на изменение фигуры путём убирания палочек. Цель:

упражнять детей в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и

обдумывания хода решения.

Логические цепочки . Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с

определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность,

логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта:

либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же

цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите

ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся

последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек,

например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно

менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать

различные цветовые сочетания.

Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-

заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример

этого явления - ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может

увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и

стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно

вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками

и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи

палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы малыш развивал

мелкую моторику рук и мышление. В процессе обучения можно усложнять игру, например,

строить стороны домика из нескольких спичек или палочек, пристроить к домику трубу, забор,

окна, ступеньки и так далее. Итак, день за днем дети освоят игры с палочками от простого к

сложному, а так же разовьют фантазию и мышление. Во время работы с детьми будьте терпеливы

к ним. Не торопите их, не отвечайте за них и не делайте ничего за них. Они могут всё объяснить и

сделать сами. Не забывайте , что главное в занятиях – это игра , и она всегда должна оставаться

интересной для детей . Фантазия ребенка и увлеченность воспитателя безгранична !

Петрина Р.В. ( по материалам открытых источников)



В раздел образования