Автор: Чипизубова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель художественно-эстетических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Спасский педагогический колледж"
Населённый пункт: c.Спасское Спасского района
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Изобразительная деятельность и художественный труд"
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Спасский педагогический колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
по воспитательной работе
_____________Р.Б. Сочилова
«______»________________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Многопрофильное объединение «Умелец»
Учебная
дисциплина
Изобразительная
деятельность
и
художественный
труд
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах, 44.02.04. Спе-
циальное дошкольное образование, 24236 Младший воспитатель
(код и наименование специальности)
С. Спасское, 2018 г.
1
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(далее
–
ФГОС)
по
специальности
(специальностям)
среднего
профессионального
образования
(далее
СПО)
44.02.02.
Преподавание
в
начальных
классах,
44.02.04.
Специальное
дошкольное
образование,
24236 Младший воспитатель, предназначена для организации внеурочной деятельности
студентов по художественно – эстетическому направлению.
Программа «Изобразительная деятельность и художественный труд» является про-
граммой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень
освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль при-
надлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить студентов к
творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность,
связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической дея-
тельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают
не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развива -
ют
интеллектуально
–
творческий
потенциал
студентов.
Практическая
деятельность
направлена на отражение доступными художественными средствами своего видения окру -
жающего мира.
Цель программы:
- формирование у студентов художественной культуры как составной части матери-
альной и духовной культуры;
- развитие художественно-творческой активности;
- овладение образным языком декоративно-прикладного искусства;
2
- привитие интереса к изобразительному искусству;
- развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи программы:
- ознакомление студентов с нетрадиционными техниками изображения, их при -
менением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение студентами нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятель-
ности студентов;
- овладение студентами элементарных основ реалистического искусства,
формиро-
вание навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особен-
ностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества;
- закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях изобразительного ис-
кусства и способствование их систематизации;
- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветове-
дения, декоративно – прикладного искусства;
- формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою
мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Организация-разработчик: КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж»
Разработчики:
Чипизубова
Виктория
Владимировна
-
преподаватель
художественно-
эстетических дисциплин, высшей квалификационной категории
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
П А С П О Р Т
РА Б О Ч Е Й
П Р О Г РА М М Ы
У Ч Е Б Н О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА
И
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изобразительная деятельность и художественный труд
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном
образовании
учителя
начальных
классов,
воспитателя
дошкольных
образовательных учреждений, помощника воспитателя.
1.2.
Цели
и
задачи
дисциплины
–
требования
к
результатам
освоения
дисциплины:
Результаты работы могут быть представлены в различной форме: коллективные
выставки творческих работ, индивидуальное участие в районных и городских конкурсах
творческих работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
пользоваться
средствами
художественного
конструирования
в
собственной
художе-
ственно-творческой деятельности;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художе -
ственные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- использовать приобретенные навыки художественной работы в следующих видах изоб-
разительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искус-
ство;
- использовать приобретенные навыки изображения предметного мира, изображения рас-
тений и животных;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отно -
шение;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цве -
та, при создании живописных композиций на заданные темы;
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произве-
дений;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
5
- выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,
цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственно-
го художественно-творческого замысла;
- виды художественных материалов, средства художественной выразительности для созда-
ния образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятель -
ности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- способы изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры),
красками;
- способы создания простых композиций на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- основы моделирования из бумаги, способы изображения средствами аппликации и колла -
жа
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 108 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;
- самостоятельной работы студента - 36 часов.
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
72
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
Итоговая аттестация в форме ЗАЧЕТА
7
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Изобразительная деятельность и художественный труд»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
1
Тема 1.1. Виды и
жанры
изобразительного
искусства
Содержание учебного материала
5
1
Исторически сложившиеся виды изобразительного искусства
Живопись, скульптура, графика, архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Виды и жанры живописи, скульптуры и графики.
1
1
1
1
1
1
2
Виды рисунка, материалы и инструменты для рисования, изобразительные и вы-
разительные средства рисунка
Инструменты и материалы. Техника выполнения рисунка. Построение перспективы.
Передача теней.
1
1
1
2
3
Виды живописи, материалы и инструменты для рисования, выразительные сред-
ства живописи
Инструменты и материалы. Техника выполнения практических действий в технике ра-
боты акварелью и гуашью: лессировка, алла-прима, раздельный мазок, набрызг, «сухая
кисть».
4
Декоративно-оформительская графика
Основные требования к декоративно-оформительским работам студентов: правильное
композиционное
решение,
четкость,
лаконичность,
наглядность,
аккуратность
выполнения. Композиция и расчёт текста надписей.
5
Декоративное рисование
Требования к декоративному оформлению предметов: единство утилитарной стороны,
материала, формы и декора. Народные художественные промыслы. Основные формы и
мотивы народного орнамента. Способы построения различных видов орнамента.
Практические занятия
32
Волшебный пейзаж. Техника мототипия.
2
1
1
1
1
1
Листопад. Оттиск листьев на бумаге, картоне.
Ветка рябины. Рисование тычком, ватной палочкой.
Превращение пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге, прорисовка контуров.
Веселые зонтики. Декоративное рисование.
Осенний пейзаж. Смешанная техника. Коллективная работа.
8
1
Снежинки. Рисование клеем ПВА.
Витраж. Окна терема Деда Мороза и Снегурочки.
1
Узоры на окне. Фотокопия (рисование свечой).
2
Зимний натюрморт. Проступающий рисунок. Восковые мелки + акварель.
2
Новогодний карнавал. Коллективная работа.
2
Зимний пейзаж в графике. Штрих. Контур. Графическая работа.
2
Животные в зимнем лесу. Рисование графическими материалами.
1
Сказочная страна. Пластилиновая живопись.
2
Портрет друга. Графическая работа.
1
Автопортрет. Живописная работа.
1
Весенний пейзаж с изображением человека. Свободная техника.
2
ДПИ. Русская матрешка.
2
ДПИ. Золотая Хохлома. Роспись разделочной доски.
2
ДПИ. Лепка и роспись Дымковской игрушки.
2
ДПИ. Сказочная Гжель. Роспись тарелочки.
2
Тема 3.2.
Изучение
технологии
художественной
обработки
различных
материалов
Содержание
6
1.
Технология художественной обработки природного материала
Природный
материал
и
его
виды;
заготовка,
обработка,
хранение
природного
материала; технология подготовки засушенных растений для аппликации.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Технология художественной обработки бумаги и картона
Приемы художественной обработки материалов ручным способом; разметка бумаги,
аппликация из бумаги; объемные изделия из бумаги; елочные украшения.
3
Обработка бумаги сгибанием. Оригами.
Виды оригами. Международные условные знаки в оригами. Базовые формы оригами.
Монтажно-сборочные операции. Способы соединения бумаги.
4
Технология художественной обработки бросового материала
Бросовый материал и его виды; санитарно-гигиенические требования при обработке
бросового материала.
5
Технология художественной обработки ниток и ткани
Инструменты
и
приспособления
для работы
на
занятиях
ручного
труда. Способы
художественного
оформления
изделий
из
ткани
(лентами,
бисером,
пуговицами,
бусами).
6
Техника безопасности при обработке различных материалов
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, шилом, иглой.
1
2
9
Практические занятия
26
Аппликация из засушенных растений.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Конструирование объёмных поделок из природного материала: «Лесная скульптура»
Конструирование игрушек из бумаги для игр на воде, воздухе, песке в технике оригами.
Ковер из осенних листьев. Обрывная аппликация.
Пейзаж. Обрывная аппликация, наклеивание деталей.
Конструирование объемных поделок из бумаги и картона. Цветы из гофрированной
бумаги.
Конструирование объемных поделок из бумаги и картона. Цветы из фоамирана.
Поздравительная открытка к 23 февраля.
Поздравительная открытка к 8 Марта.
Весенние цветы. Техника коллаж.
Шитье игольницы.
Вышивка атласными лентами.
Конструирование игрушек из бросового материала (готовых форм).
Самостоятельная работа
36
1.
Выполнение игрушек из бумаги в технике оригами (по выбору студента).
4
6
6
6
6
8
2.
Оформление игрушек геометрической формы аппликацией, используя национальный орнамент.
3.
Изготовление настольной игры «Зоопарк» или «Домашний двор» (по выбору студента).
4.
Оформление игрушки с подвижными деталями (сказочные персонажи) аппликацией.
5.
Выполнение игрушки из бросового материала (по выбору студента).
6.
Оформление изделия, выполненного в технике папье-маше.
ЗАЧЕТ
2
Всего:
108
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- рабочее место студентов;
- рабочее место преподавателя;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать – Киев: Радянська школа, 2013 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,
2015.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2015. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2015. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,
2015. – 123 с.
Дополнительные источники:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педаго-
гическое агентство, 2008. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое
агентство, 2009. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,
2015. – 75 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 2008. – 72 с.
11
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, созда-
вать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2014.- 43 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные те-
сты. – Волгоград: Учитель, 2018. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популяр-
ное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1917.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искус-
ства. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: заня-
тия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское твор -
чество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-ме-
тод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
студентами самостоятельных работ.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
12
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
1
2
Умения
-
п о л ь з о в а т ь с я
с р е д с т в а м и
художественного
конструирования
в
собственной
художественно-творческой
деятельности;
- участвовать в художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные
материалы
и
приёмы
работы с ними для передачи собственного
замысла;
оценка выполнения практических занятий
-
использовать
приобретенные
навыки
художественной
работы
в
следующих
видах
изобразительного
искусства:
живопись,
графика,
д е ко р ат и в н о -
прикладное и народное искусство;
оценка выполнения практических занятий
-
использовать
приобретенные
навыки
и з о б р а ж е н и я
п р ед м е т н о го
м и р а ,
изображения растений и животных;
оценка выполнения практических занятий
-
изображать
пейзажи,
натюрморты,
п о р т р е т ы ,
в ы р а ж а я
к
н и м
с в о е
эмоциональное отношение;
оценка выполнения практических занятий
-
п е р е д а в а т ь
р а з н о о б р а з н ы е
эмоциональные
состояния,
используя
различные
оттенки
цвета,
при
создании
живописных
композиций
на
заданные
темы;
оценка выполнения практических занятий
- в о с п р и н и м а т ь
п р о и з в е д е н и я
изобразительного искусства, участвовать в
о б с у ж д е н и и
и х
с о д е р ж а н и я
и
выразительных
средств,
объяснять
с юже т ы
и
с од е р ж а н и е
з н а ко м ы х
произведений;
оценка выполнения практических занятий
- изображать многофигурные композиции
н а
з н ач и мы е
ж и з н е н н ы е
т е мы
и
участвовать
в
коллективных
работах
на
эти темы.
оценка выполнения практических занятий
-
п о л ь з о в а т ь с я
с р е д с т в а м и
художественного
конструирования
в
собственной
художественно-творческой
деятельности;
оценка выполнения практических занятий
- участвовать в художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные
материалы
и
приёмы
работы с ними для передачи собственного
замысла;
оценка выполнения практических занятий
Знания
-
в ы р а з и т е л ь н ы е
с р е д с т в а
изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные
художественные
материалы
выполнение практической работы,
зачет
13
д л я
в о п л о щ е н и я
с о б с т в е н н о г о
художественно-творческого замысла;
-
виды
художественных
материалов,
с р е д с т в а
х у д о ж е с т в е н н о й
выразительности
для
создания
образов
природы,
человека,
явлений
и
передачи
своего отношения к ним;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
-
виды
художественной
деятельности
и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные
материалы
и
приемы
работы с ними;
выполнение практической работы,
зачет
-
способы
изображения
на
плоскости
графическими
средствами
(карандаши,
фломастеры), красками;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
- способы создания простых композиций
на
заданную
тему
на
плоскости
и
в
пространстве;
выполнение практической работы,
зачет
-
основы
моделирования
из
бумаги,
спо собы
изображения
с р е д с т ва м и
аппликации и коллажа
выполнение практической работы,
зачет
-
в ы р а з и т е л ь н ы е
с р е д с т в а
изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные
художественные
материалы
д л я
в о п л о щ е н и я
с о б с т в е н н о г о
художественно-творческого замысла;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
-
виды
художественных
материалов,
с р е д с т в а
х у д о ж е с т в е н н о й
выразительности
для
создания
образов
природы,
человека,
явлений
и
передачи
своего отношения к ним;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
-
виды
художественной
деятельности
и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные
материалы
и
приемы
работы с ними;
выполнение практической работы,
зачет
-
способы
изображения
на
плоскости
графическими
средствами
(карандаши,
фломастеры), красками;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
- способы создания простых композиций
на
заданную
тему
на
плоскости
и
в
пространстве;
выполнение практической работы,
оценка выполнения самостоятельной работы,
зачет
-
основы
моделирования
из
бумаги,
спо собы
изображения
с р е д с т ва м и
аппликации и коллажа
выполнение практической работы,
зачет
-
в ы р а з и т е л ь н ы е
с р е д с т в а
изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные
художественные
материалы
д л я
в о п л о щ е н и я
с о б с т в е н н о г о
художественно-творческого замысла;
выполнение практической работы,
зачет
14
Критерии оценивания практической работы:
«отлично» выставляется студенту, если задание практической работы выполнено в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, показано умение приме-
нять на практике теоретические знания;
«хорошо» – если задание практической работы выполнено в полном объеме и само -
стоятельно, допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не
влияющие на правильность конечного результата, , небрежность в оформлении результа-
тов работы.
«удовлетворительно» – практическая работа выполняется и оформляется студен-
том при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполненных на «от -
лично» данную работу студентов, на выполнение работы затрачивается много времени,
если задание практической работы выполнено не в полном объеме, возможны ошибки,
свидетельствующие о недостаточном усвоении понятий;
«неудовлетворительно» – если задание практической работы не выполнено, руко-
водство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэф-
фективны по причине плохой подготовки.
15