Напоминание

"Изобразительная деятельность и художественный труд"


Автор: Чипизубова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель художественно-эстетических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Спасский педагогический колледж"
Населённый пункт: c.Спасское Спасского района
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Изобразительная деятельность и художественный труд"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Спасский педагогический колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по воспитательной работе

_____________Р.Б. Сочилова

«______»________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Многопрофильное объединение «Умелец»

Учебная

дисциплина

Изобразительная

деятельность

и

художественный

труд

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах, 44.02.04. Спе-

циальное дошкольное образование, 24236 Младший воспитатель

(код и наименование специальности)

С. Спасское, 2018 г.

1

Программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(далее

ФГОС)

по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО)

44.02.02.

Преподавание

в

начальных

классах,

44.02.04.

Специальное

дошкольное

образование,

24236 Младший воспитатель, предназначена для организации внеурочной деятельности

студентов по художественно – эстетическому направлению.

Программа «Изобразительная деятельность и художественный труд» является про-

граммой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень

освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания

программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых

подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи

эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль при-

надлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего

мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического

вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,

чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить студентов к

творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность,

связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической дея-

тельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают

не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развива -

ют

интеллектуально

творческий

потенциал

студентов.

Практическая

деятельность

направлена на отражение доступными художественными средствами своего видения окру -

жающего мира.

Цель программы:

- формирование у студентов художественной культуры как составной части матери-

альной и духовной культуры;

- развитие художественно-творческой активности;

- овладение образным языком декоративно-прикладного искусства;

2

- привитие интереса к изобразительному искусству;

- развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.

Задачи программы:

- ознакомление студентов с нетрадиционными техниками изображения, их при -

менением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение студентами нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятель-

ности студентов;

- овладение студентами элементарных основ реалистического искусства,

формиро-

вание навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особен-

ностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества;

- закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях изобразительного ис-

кусства и способствование их систематизации;

- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветове-

дения, декоративно – прикладного искусства;

- формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою

мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Организация-разработчик: КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж»

Разработчики:

Чипизубова

Виктория

Владимировна

-

преподаватель

художественно-

эстетических дисциплин, высшей квалификационной категории

3

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

П А С П О Р Т

РА Б О Ч Е Й

П Р О Г РА М М Ы

У Ч Е Б Н О Й

ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА

И

ПРИМЕРНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изобразительная деятельность и художественный труд

1.1.

Область применения программы

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном

профессиональном

образовании

учителя

начальных

классов,

воспитателя

дошкольных

образовательных учреждений, помощника воспитателя.

1.2.

Цели

и

задачи

дисциплины

требования

к

результатам

освоения

дисциплины:

Результаты работы могут быть представлены в различной форме: коллективные

выставки творческих работ, индивидуальное участие в районных и городских конкурсах

творческих работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-

пользоваться

средствами

художественного

конструирования

в

собственной

художе-

ственно-творческой деятельности;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художе -

ственные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- использовать приобретенные навыки художественной работы в следующих видах изоб-

разительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искус-

ство;

- использовать приобретенные навыки изображения предметного мира, изображения рас-

тений и животных;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отно -

шение;

- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цве -

та, при создании живописных композиций на заданные темы;

-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их

содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произве-

дений;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в

коллективных работах на эти темы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

5

- выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,

цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственно-

го художественно-творческого замысла;

- виды художественных материалов, средства художественной выразительности для созда-

ния образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

- виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятель -

ности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- способы изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры),

красками;

- способы создания простых композиций на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- основы моделирования из бумаги, способы изображения средствами аппликации и колла -

жа

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента - 108 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

- самостоятельной работы студента - 36 часов.

6

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

72

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

Итоговая аттестация в форме ЗАЧЕТА

7

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Изобразительная деятельность и художественный труд»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

1

Тема 1.1. Виды и

жанры

изобразительного

искусства

Содержание учебного материала

5

1

Исторически сложившиеся виды изобразительного искусства

Живопись, скульптура, графика, архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Виды и жанры живописи, скульптуры и графики.

1

1

1

1

1

1

2

Виды рисунка, материалы и инструменты для рисования, изобразительные и вы-

разительные средства рисунка

Инструменты и материалы. Техника выполнения рисунка. Построение перспективы.

Передача теней.

1

1

1

2

3

Виды живописи, материалы и инструменты для рисования, выразительные сред-

ства живописи

Инструменты и материалы. Техника выполнения практических действий в технике ра-

боты акварелью и гуашью: лессировка, алла-прима, раздельный мазок, набрызг, «сухая

кисть».

4

Декоративно-оформительская графика

Основные требования к декоративно-оформительским работам студентов: правильное

композиционное

решение,

четкость,

лаконичность,

наглядность,

аккуратность

выполнения. Композиция и расчёт текста надписей.

5

Декоративное рисование

Требования к декоративному оформлению предметов: единство утилитарной стороны,

материала, формы и декора. Народные художественные промыслы. Основные формы и

мотивы народного орнамента. Способы построения различных видов орнамента.

Практические занятия

32

Волшебный пейзаж. Техника мототипия.

2

1

1

1

1

1

Листопад. Оттиск листьев на бумаге, картоне.

Ветка рябины. Рисование тычком, ватной палочкой.

Превращение пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге, прорисовка контуров.

Веселые зонтики. Декоративное рисование.

Осенний пейзаж. Смешанная техника. Коллективная работа.

8

1

Снежинки. Рисование клеем ПВА.

Витраж. Окна терема Деда Мороза и Снегурочки.

1

Узоры на окне. Фотокопия (рисование свечой).

2

Зимний натюрморт. Проступающий рисунок. Восковые мелки + акварель.

2

Новогодний карнавал. Коллективная работа.

2

Зимний пейзаж в графике. Штрих. Контур. Графическая работа.

2

Животные в зимнем лесу. Рисование графическими материалами.

1

Сказочная страна. Пластилиновая живопись.

2

Портрет друга. Графическая работа.

1

Автопортрет. Живописная работа.

1

Весенний пейзаж с изображением человека. Свободная техника.

2

ДПИ. Русская матрешка.

2

ДПИ. Золотая Хохлома. Роспись разделочной доски.

2

ДПИ. Лепка и роспись Дымковской игрушки.

2

ДПИ. Сказочная Гжель. Роспись тарелочки.

2

Тема 3.2.

Изучение

технологии

художественной

обработки

различных

материалов

Содержание

6

1.

Технология художественной обработки природного материала

Природный

материал

и

его

виды;

заготовка,

обработка,

хранение

природного

материала; технология подготовки засушенных растений для аппликации.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Технология художественной обработки бумаги и картона

Приемы художественной обработки материалов ручным способом; разметка бумаги,

аппликация из бумаги; объемные изделия из бумаги; елочные украшения.

3

Обработка бумаги сгибанием. Оригами.

Виды оригами. Международные условные знаки в оригами. Базовые формы оригами.

Монтажно-сборочные операции. Способы соединения бумаги.

4

Технология художественной обработки бросового материала

Бросовый материал и его виды; санитарно-гигиенические требования при обработке

бросового материала.

5

Технология художественной обработки ниток и ткани

Инструменты

и

приспособления

для работы

на

занятиях

ручного

труда. Способы

художественного

оформления

изделий

из

ткани

(лентами,

бисером,

пуговицами,

бусами).

6

Техника безопасности при обработке различных материалов

Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, шилом, иглой.

1

2

9

Практические занятия

26

Аппликация из засушенных растений.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Конструирование объёмных поделок из природного материала: «Лесная скульптура»

Конструирование игрушек из бумаги для игр на воде, воздухе, песке в технике оригами.

Ковер из осенних листьев. Обрывная аппликация.

Пейзаж. Обрывная аппликация, наклеивание деталей.

Конструирование объемных поделок из бумаги и картона. Цветы из гофрированной

бумаги.

Конструирование объемных поделок из бумаги и картона. Цветы из фоамирана.

Поздравительная открытка к 23 февраля.

Поздравительная открытка к 8 Марта.

Весенние цветы. Техника коллаж.

Шитье игольницы.

Вышивка атласными лентами.

Конструирование игрушек из бросового материала (готовых форм).

Самостоятельная работа

36

1.

Выполнение игрушек из бумаги в технике оригами (по выбору студента).

4

6

6

6

6

8

2.

Оформление игрушек геометрической формы аппликацией, используя национальный орнамент.

3.

Изготовление настольной игры «Зоопарк» или «Домашний двор» (по выбору студента).

4.

Оформление игрушки с подвижными деталями (сказочные персонажи) аппликацией.

5.

Выполнение игрушки из бросового материала (по выбору студента).

6.

Оформление изделия, выполненного в технике папье-маше.

ЗАЧЕТ

2

Всего:

108

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:

- рабочее место студентов;

- рабочее место преподавателя;

- мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать – Киев: Радянська школа, 2013 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,

2015.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир

книги», 2015. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир

книги», 2015. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,

2015. – 123 с.

Дополнительные источники:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педаго-

гическое агентство, 2008. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое

агентство, 2009. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,

2015. – 75 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 2008. – 72 с.

11

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, созда-

вать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2014.- 43 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные те-

сты. – Волгоград: Учитель, 2018. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популяр-

ное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1917.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с

углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искус-

ства. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: заня-

тия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское твор -

чество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-ме-

тод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

дисциплины

осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения

студентами самостоятельных работ.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

12

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

1

2

Умения

-

п о л ь з о в а т ь с я

с р е д с т в а м и

художественного

конструирования

в

собственной

художественно-творческой

деятельности;

- участвовать в художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные

материалы

и

приёмы

работы с ними для передачи собственного

замысла;

оценка выполнения практических занятий

-

использовать

приобретенные

навыки

художественной

работы

в

следующих

видах

изобразительного

искусства:

живопись,

графика,

д е ко р ат и в н о -

прикладное и народное искусство;

оценка выполнения практических занятий

-

использовать

приобретенные

навыки

и з о б р а ж е н и я

п р ед м е т н о го

м и р а ,

изображения растений и животных;

оценка выполнения практических занятий

-

изображать

пейзажи,

натюрморты,

п о р т р е т ы ,

в ы р а ж а я

к

н и м

с в о е

эмоциональное отношение;

оценка выполнения практических занятий

-

п е р е д а в а т ь

р а з н о о б р а з н ы е

эмоциональные

состояния,

используя

различные

оттенки

цвета,

при

создании

живописных

композиций

на

заданные

темы;

оценка выполнения практических занятий

- в о с п р и н и м а т ь

п р о и з в е д е н и я

изобразительного искусства, участвовать в

о б с у ж д е н и и

и х

с о д е р ж а н и я

и

выразительных

средств,

объяснять

с юже т ы

и

с од е р ж а н и е

з н а ко м ы х

произведений;

оценка выполнения практических занятий

- изображать многофигурные композиции

н а

з н ач и мы е

ж и з н е н н ы е

т е мы

и

участвовать

в

коллективных

работах

на

эти темы.

оценка выполнения практических занятий

-

п о л ь з о в а т ь с я

с р е д с т в а м и

художественного

конструирования

в

собственной

художественно-творческой

деятельности;

оценка выполнения практических занятий

- участвовать в художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные

материалы

и

приёмы

работы с ними для передачи собственного

замысла;

оценка выполнения практических занятий

Знания

-

в ы р а з и т е л ь н ы е

с р е д с т в а

изобразительного искусства: композицию,

форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

различные

художественные

материалы

выполнение практической работы,

зачет

13

д л я

в о п л о щ е н и я

с о б с т в е н н о г о

художественно-творческого замысла;

-

виды

художественных

материалов,

с р е д с т в а

х у д о ж е с т в е н н о й

выразительности

для

создания

образов

природы,

человека,

явлений

и

передачи

своего отношения к ним;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

-

виды

художественной

деятельности

и

участвовать

в

художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные

материалы

и

приемы

работы с ними;

выполнение практической работы,

зачет

-

способы

изображения

на

плоскости

графическими

средствами

(карандаши,

фломастеры), красками;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

- способы создания простых композиций

на

заданную

тему

на

плоскости

и

в

пространстве;

выполнение практической работы,

зачет

-

основы

моделирования

из

бумаги,

спо собы

изображения

с р е д с т ва м и

аппликации и коллажа

выполнение практической работы,

зачет

-

в ы р а з и т е л ь н ы е

с р е д с т в а

изобразительного искусства: композицию,

форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

различные

художественные

материалы

д л я

в о п л о щ е н и я

с о б с т в е н н о г о

художественно-творческого замысла;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

-

виды

художественных

материалов,

с р е д с т в а

х у д о ж е с т в е н н о й

выразительности

для

создания

образов

природы,

человека,

явлений

и

передачи

своего отношения к ним;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

-

виды

художественной

деятельности

и

участвовать

в

художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные

материалы

и

приемы

работы с ними;

выполнение практической работы,

зачет

-

способы

изображения

на

плоскости

графическими

средствами

(карандаши,

фломастеры), красками;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

- способы создания простых композиций

на

заданную

тему

на

плоскости

и

в

пространстве;

выполнение практической работы,

оценка выполнения самостоятельной работы,

зачет

-

основы

моделирования

из

бумаги,

спо собы

изображения

с р е д с т ва м и

аппликации и коллажа

выполнение практической работы,

зачет

-

в ы р а з и т е л ь н ы е

с р е д с т в а

изобразительного искусства: композицию,

форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

различные

художественные

материалы

д л я

в о п л о щ е н и я

с о б с т в е н н о г о

художественно-творческого замысла;

выполнение практической работы,

зачет

14

Критерии оценивания практической работы:

«отлично» выставляется студенту, если задание практической работы выполнено в

полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, показано умение приме-

нять на практике теоретические знания;

«хорошо» – если задание практической работы выполнено в полном объеме и само -

стоятельно, допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не

влияющие на правильность конечного результата, , небрежность в оформлении результа-

тов работы.

«удовлетворительно» – практическая работа выполняется и оформляется студен-

том при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполненных на «от -

лично» данную работу студентов, на выполнение работы затрачивается много времени,

если задание практической работы выполнено не в полном объеме, возможны ошибки,

свидетельствующие о недостаточном усвоении понятий;

«неудовлетворительно» – если задание практической работы не выполнено, руко-

водство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэф-

фективны по причине плохой подготовки.

15



В раздел образования