Автор: Норбоева Арина Олеговна
Должность: педагог раннего развития
Учебное заведение: Домашней школы "Рюкзачок"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие коммуникативных навыков акцентуированных подростков"
Раздел: полное образование
«Развитие коммуникативных навыков акцентуированных подростков»
Проблема
реализации
коммуникативной
деятельности
является
неотъемлемой частью подросткового периода. Причинами этих затруднений
является стремительное
физиологическое развитие,
которое
вызывает
перестройки в организме ребёнка, приближая его к состоянию взрослости.
О с н о в н а я
п р о бл е м а
р а з в и т и я
ком м у н и кат и в н ы х
н а в ы ко в
у
акцентуированных
подростков,
это
их
заостренные
черты
характера,
которые затрудняют общение как со сверстниками, так и со взрослыми.
Между
тем
общение,
являясь
в
подростковом
возрасте
ведущей
деятельностью,
не
будучи
целенаправленно
развиваема,
существенно
затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде
сверстников и социуме в целом.
В современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между
реальной
необходимостью
формирования
коммуникативных
навыков
подростков с акцентуациями характера и недостаточной изученностью этих
вопросов в рамках психолого-педагогической науки, не разработанностью
предметно-педагогического содержания методов развития этих навыков у
акцентуированных подростков.
Для
понимания
процесса
развития
коммуникативных
навыков
обратимся к В.А. Якунину, который вывел три группы функций общения:
- Когнитивная функция, направленная на взаимный обмен информации
и познанием людьми друг друга;
-
Аффективная
функция,
связанная
с
построением
межличностных
отношений;
-
Регулятивная
функция,
удовлетворяющая
потребности управления
каждым участником общения собственным поведением и поведением других,
а так же в организации совместной деятельности.
Отталкиваясь от основных функций общения, сделаем вывод, что для
реализации функций коммуникации у подростков – нужно развить навыки,
которые реализуют функции общения. Навыки, реализующие когнитивную
функцию общения в большинстве своем представляют развитие вербальных
и невербальных средств общения, и в задачу входит не просто развить навык
пользования этими средствами, но и навык их «считывания», понимания. Так
же
важно
научится
передавать
эмоциональное
и
интеллектуальное
содержание сообщения, что часто у подростков получается искаженным.
Развитие
навыков
аффективной
функции
общения
–
подразумевает
повышение
компетентности
подростка
в
вопросе
межличностных
отношений,
а
именно:
виды
межличностных
отношений,
тактики
и
технологии формирования межличностных отношений, навык организации
различных форм деятельности.
Поддержание регулятивной функции общения предполагает развитие
навыков
стрессоустойчивости,
регулирования
своих
чувств,
управления
совместной деятельностью, навык анализа своего поведения и поведения
партнера.
С
учетом
того,
что
мы
рассматриваем
развитие
коммуникативных
навыков
в
рамках
общества
акцентуированных
подростков,
выведем
основные особенности коммуникационной деятельности подростков. Стоит
отметить
особенности
характеристики
подросткового
периода,
которые
необходимо
учитывать
в
работе
с
подростками
в
целях
развития
коммуникативных
качеств
характера
и
ослабление
негативного
влияния
акцентуированных черт характера на поведение.
1.
Подростковый
возраст
не
является
периодом
патологии.
Это
нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большая
часть
подростков
справляется
со
всеми
возрастными
проблемами
и
преодолевает
этот
возрастной
период
без
значительных
затруднений
в
жизненных ситуациях.
2.
Подростковый
период
характеризуется
как
период
развития
с
высокой скоростью. При этом существует значительный разрыв в скорости
развития
между
полами.
Между
быстро
развивающейся
девушкой
и
медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в годы. Отличия в
умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков могут быть
столь же велики.
3.
Любое
развитие
подростка
(физическое,
эмоциональное,
умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно и
гетерохронно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и
не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Другие
же с задержками физического или полового развития наоборот, не могут быть
готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.
Подростковый возраст – это переходный, кризисный период в жизни
человека и он характеризуется своими особенностями. Взрослым в процессе
общения
с
подростком
недопустимо
абстрагироваться
от
этих
проблем.
Напротив,
задача
взрослого
состоит
в
создании
условий
для
самостоятельного
и
успешного
разрешения
подростком
этих
проблем
и
трудностей.
Некоторые
рекомендации
для
работы
с
акцентуированными
подростками:
1.
Гипертимный тип требует мягкий, но настойчивый контроль для
взаимодействия с ним. Советуется включать подростка с гипертимным типом
акцентуации в социальные группы, причём предпочтительно в такие, где
будет
реализовываться
двигательная
активность
–
наиболее
полезным
представляется в таком случае вовлечение в спортивные секции.
2.
Циклотимный
тип
в
любом
состоянии
фазы
отличается
обидчивостью и реакциями самообвинения, что часто является фактором
снижения
настроения.
Циклотимный
тип
требует
регуляции
физической
активности, что может быть достигнуто с помощью занятий спортом. Особо
эффективным показывает себя плавание.
3.
Шизоидный тип в силу замкнутости будет хорошо справляться с
индивидуальными
поручениями.
Те
шизоиды,
кто
имеет
развитые
эстетические чувства, могут быть привлечены к самостоятельной творческой
деятельности.
4.
З а с т р е в а ю щ и й
т и п
б уд е т
н а и б о л е е
э ф ф е к т и в н о
взаимодействовать
со
взрослым,
который
выражает
поощрение
его
качественно исполняемой деятельности, однако же одновременно с этим и
строго
контролирует
выполнение
даваемых
поручений.
Рекомендуется
изменять
направленность
поручений
и
варьировать
их
от
творческих
до
механических.
5.
Сензитивный тип крайне остро реагирует на любые ситуации
недоброжелательства, и единственным условием коррекции будет являться
создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта.
6.
Педантичный
тип
наиболее
часто
относится
к
числу
людей,
уважающих
логику,
рационализм,
и
поэтому
для
них
будет
крайне
продуктивно присоединиться к социально одобряемым группам, например
внеклассной
занятости.
Кроме
того,
акцентуация
педантичности
«смягчается»
с
помощью
эмоционального
отклика
и
чувственности
восприятия, что может быть достигнуто с помощью занятий искусством.
7.
Астеноневротический тип уязвим к ситуациям оценки личности,
и кроме того он отличается повышенным уровнем утомляемости. Для такого
типа
будут
крайне
полезны
интеллектуальные
занятия,
не
вызывающие
ситуаций сравнения и жёстких требований.
8.
Истероидный
тип
нуждается
в
развитии
саморефлексии,
что
возможно достигнуть с помощью посещения театральных кружков, занятий
художественной самодеятельностью, а также руководящей деятельности под
негласным контролем взрослых.
9.
Неустойчивый тип требует строгого контроля и организации всей
их
деятельности
в
силу
их
ослабленного
контроля
над
влечениями
и
побуждениями.
10.
Дистимный
тип
отличается
недружелюбным
поведением
при
нахождении
в
группе,
и
ввиду
этого
им
требуются
индивидуальные
поручения постоянного характера, которые не требуют общения с группой.
11.
Экзальтированный
тип
нуждается
в
твёрдом,
но
не
жёстком
контроле, который необходим в течение всей жизни. Такому человеку нужен
рядом кто-то близкий и поддерживающий, кто благотворно влияет на него и
«сглаживает острые углы характера.
Подводя
краткий
итог
вышесказанному,
нужно
отметить,
что
акцентуация
характера
–
это
крайний
вариант
нормы.
При
акцентуации
характера отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего
человек уязвим в отношении определенного рода психогенных воздействий.