Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков акцентуированных подростков"


Автор: Норбоева Арина Олеговна
Должность: педагог раннего развития
Учебное заведение: Домашней школы "Рюкзачок"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие коммуникативных навыков акцентуированных подростков"
Раздел: полное образование





Назад




«Развитие коммуникативных навыков акцентуированных подростков»

Проблема

реализации

коммуникативной

деятельности

является

неотъемлемой частью подросткового периода. Причинами этих затруднений

является стремительное

физиологическое развитие,

которое

вызывает

перестройки в организме ребёнка, приближая его к состоянию взрослости.

О с н о в н а я

п р о бл е м а

р а з в и т и я

ком м у н и кат и в н ы х

н а в ы ко в

у

акцентуированных

подростков,

это

их

заостренные

черты

характера,

которые затрудняют общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

Между

тем

общение,

являясь

в

подростковом

возрасте

ведущей

деятельностью,

не

будучи

целенаправленно

развиваема,

существенно

затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде

сверстников и социуме в целом.

В современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между

реальной

необходимостью

формирования

коммуникативных

навыков

подростков с акцентуациями характера и недостаточной изученностью этих

вопросов в рамках психолого-педагогической науки, не разработанностью

предметно-педагогического содержания методов развития этих навыков у

акцентуированных подростков.

Для

понимания

процесса

развития

коммуникативных

навыков

обратимся к В.А. Якунину, который вывел три группы функций общения:

- Когнитивная функция, направленная на взаимный обмен информации

и познанием людьми друг друга;

-

Аффективная

функция,

связанная

с

построением

межличностных

отношений;

-

Регулятивная

функция,

удовлетворяющая

потребности управления

каждым участником общения собственным поведением и поведением других,

а так же в организации совместной деятельности.

Отталкиваясь от основных функций общения, сделаем вывод, что для

реализации функций коммуникации у подростков – нужно развить навыки,

которые реализуют функции общения. Навыки, реализующие когнитивную

функцию общения в большинстве своем представляют развитие вербальных

и невербальных средств общения, и в задачу входит не просто развить навык

пользования этими средствами, но и навык их «считывания», понимания. Так

же

важно

научится

передавать

эмоциональное

и

интеллектуальное

содержание сообщения, что часто у подростков получается искаженным.

Развитие

навыков

аффективной

функции

общения

подразумевает

повышение

компетентности

подростка

в

вопросе

межличностных

отношений,

а

именно:

виды

межличностных

отношений,

тактики

и

технологии формирования межличностных отношений, навык организации

различных форм деятельности.

Поддержание регулятивной функции общения предполагает развитие

навыков

стрессоустойчивости,

регулирования

своих

чувств,

управления

совместной деятельностью, навык анализа своего поведения и поведения

партнера.

С

учетом

того,

что

мы

рассматриваем

развитие

коммуникативных

навыков

в

рамках

общества

акцентуированных

подростков,

выведем

основные особенности коммуникационной деятельности подростков. Стоит

отметить

особенности

характеристики

подросткового

периода,

которые

необходимо

учитывать

в

работе

с

подростками

в

целях

развития

коммуникативных

качеств

характера

и

ослабление

негативного

влияния

акцентуированных черт характера на поведение.

1.

Подростковый

возраст

не

является

периодом

патологии.

Это

нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большая

часть

подростков

справляется

со

всеми

возрастными

проблемами

и

преодолевает

этот

возрастной

период

без

значительных

затруднений

в

жизненных ситуациях.

2.

Подростковый

период

характеризуется

как

период

развития

с

высокой скоростью. При этом существует значительный разрыв в скорости

развития

между

полами.

Между

быстро

развивающейся

девушкой

и

медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в годы. Отличия в

умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков могут быть

столь же велики.

3.

Любое

развитие

подростка

(физическое,

эмоциональное,

умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно и

гетерохронно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и

не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Другие

же с задержками физического или полового развития наоборот, не могут быть

готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

Подростковый возраст – это переходный, кризисный период в жизни

человека и он характеризуется своими особенностями. Взрослым в процессе

общения

с

подростком

недопустимо

абстрагироваться

от

этих

проблем.

Напротив,

задача

взрослого

состоит

в

создании

условий

для

самостоятельного

и

успешного

разрешения

подростком

этих

проблем

и

трудностей.

Некоторые

рекомендации

для

работы

с

акцентуированными

подростками:

1.

Гипертимный тип требует мягкий, но настойчивый контроль для

взаимодействия с ним. Советуется включать подростка с гипертимным типом

акцентуации в социальные группы, причём предпочтительно в такие, где

будет

реализовываться

двигательная

активность

наиболее

полезным

представляется в таком случае вовлечение в спортивные секции.

2.

Циклотимный

тип

в

любом

состоянии

фазы

отличается

обидчивостью и реакциями самообвинения, что часто является фактором

снижения

настроения.

Циклотимный

тип

требует

регуляции

физической

активности, что может быть достигнуто с помощью занятий спортом. Особо

эффективным показывает себя плавание.

3.

Шизоидный тип в силу замкнутости будет хорошо справляться с

индивидуальными

поручениями.

Те

шизоиды,

кто

имеет

развитые

эстетические чувства, могут быть привлечены к самостоятельной творческой

деятельности.

4.

З а с т р е в а ю щ и й

т и п

б уд е т

н а и б о л е е

э ф ф е к т и в н о

взаимодействовать

со

взрослым,

который

выражает

поощрение

его

качественно исполняемой деятельности, однако же одновременно с этим и

строго

контролирует

выполнение

даваемых

поручений.

Рекомендуется

изменять

направленность

поручений

и

варьировать

их

от

творческих

до

механических.

5.

Сензитивный тип крайне остро реагирует на любые ситуации

недоброжелательства, и единственным условием коррекции будет являться

создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта.

6.

Педантичный

тип

наиболее

часто

относится

к

числу

людей,

уважающих

логику,

рационализм,

и

поэтому

для

них

будет

крайне

продуктивно присоединиться к социально одобряемым группам, например

внеклассной

занятости.

Кроме

того,

акцентуация

педантичности

«смягчается»

с

помощью

эмоционального

отклика

и

чувственности

восприятия, что может быть достигнуто с помощью занятий искусством.

7.

Астеноневротический тип уязвим к ситуациям оценки личности,

и кроме того он отличается повышенным уровнем утомляемости. Для такого

типа

будут

крайне

полезны

интеллектуальные

занятия,

не

вызывающие

ситуаций сравнения и жёстких требований.

8.

Истероидный

тип

нуждается

в

развитии

саморефлексии,

что

возможно достигнуть с помощью посещения театральных кружков, занятий

художественной самодеятельностью, а также руководящей деятельности под

негласным контролем взрослых.

9.

Неустойчивый тип требует строгого контроля и организации всей

их

деятельности

в

силу

их

ослабленного

контроля

над

влечениями

и

побуждениями.

10.

Дистимный

тип

отличается

недружелюбным

поведением

при

нахождении

в

группе,

и

ввиду

этого

им

требуются

индивидуальные

поручения постоянного характера, которые не требуют общения с группой.

11.

Экзальтированный

тип

нуждается

в

твёрдом,

но

не

жёстком

контроле, который необходим в течение всей жизни. Такому человеку нужен

рядом кто-то близкий и поддерживающий, кто благотворно влияет на него и

«сглаживает острые углы характера.

Подводя

краткий

итог

вышесказанному,

нужно

отметить,

что

акцентуация

характера

это

крайний

вариант

нормы.

При

акцентуации

характера отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего

человек уязвим в отношении определенного рода психогенных воздействий.



В раздел образования