Авторы: Патрина Елена Серафимовна, Гераськина Маргарита Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Центральный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Развитие общих движений у детей раннего возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ул. Вешняковская, д.27а)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на развитие общих движений
у детей раннего возраста с ОВЗ
Программа разработана:
Воспитателями: Патриной Е.С.
Гераськиной М.А.
Рабочая программа на развитие общих движений у детей раннего возраста с ОВЗ.
«Суть человеческого естества - в движении.
Полный покой означает смерть».
Паскаль Блез
Движение – это жизненная необходимость человека, источник здоровья, бодрости, радости, успех полноценного
развития. В движении происходит рост и формирование, как всего организма, так и различных его функций.
Через
движение
происходит
познание
малышом
окружающего
мира.
В
раннем
возрасте
развитие
движений
рассматривается
в
комплексе
с
эмоциональным
и
психическим
развитием,
как
целостные,
взаимосвязанные
и
взаимозависящие компоненты, которые в совокупности составляют психомоторику и в комплексе обеспечивают
полноценное и гармоничное развитие (Е.А. Аркин, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, М.И. Кистяковская,
М.М. Кольцова, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, М.И. Фонарев,
Н.М. Щелованов и др.). Маленький ребенок не может обходиться без движений, которые в свою очередь вызывают
эмоции и наоборот эмоциональное воздействие на малыша вызывает в нем стремление к движениям. Положительные
эмоции и двигательная активность оказывают благоприятное влияние на нервно-психическое развитие ребенка.
Физическое развитие - одно из важных направлений системного подхода к обучению и воспитанию детей раннего
возраста.
С раннего возраста имеют большое значение для психического развития ребенка такие основные движения как
ползанье и ходьба, которые укрепляют мускулатуру брюшного пресса и грудной клетки. Умения ребенка устойчиво
сидеть, ползать и ходить, а также двигательная активность расширяют не только его возможности восприятия
окружающего мира, но и создают условия для взаимодействия с близкими взрослыми.
Двигательные
возможности
детей
раннего
возраста
с
психофизическими
отклонениями
важно
реализовывать
в
системе
специальных
игр
и
упражнений.
Формирование
чувства
равновесия,
правильной
осанки,
координации
движений
у
ребенка
влияют
на
совершенствование
навыка
ходьбы.
Игровая
форма
занятий
позволяет
ребенку
закрепить приобретенные умения и навыки и активизировать его способности к выполнению целенаправленных
движений.
Своевременное и регулярное включение физических упражнений в занятия с ребенком нормализуют и активизируют
работу всех систем детского организма. Вместе с тем, физическое воспитание влияет на развитие таких физических
качеств, как ловкость, меткость, сила, быстрота, выносливость и др.
Коррекционно-педагогическая
работа,
направленная
на
развитие
общих
движений,
ручной
и
мелкой
моторики,
формирование зрительно-двигательной координации создает условия для успешной адаптации ребенка.
Учитывая
особенности
детей
с
задержкой
психомоторного
развития
раннего
возраста,
которые
заключаются
в
замедленном
темпе
развития,
слабой
заинтересованности
и
неустойчивости
нервных
процессов,
коррекционно-
развивающая работа имеет определенные особенности. На основании
опыта работы М.И. Кистяковской, М.М.
Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Г.Е. Сухаревой, К.Л. Печоры были сформулированы
следующие рекомендации:
– занятия с ребенком с задержкой психомоторного развития должны включать в себя индивидуальную программу,
ориентированную на результаты диагностики конкретного ребенка, и подгрупповые занятия, позволяющие включать
детей в группу сверстников;
– коррекционная работа должна быть организована не только как отдельные специальные занятия, но и как элемент
других занятий (на физкультурных и музыкальных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке), а также свободной
деятельности детей;
– для работы следует подбирать такие подвижные упражнения и игры для развития общей моторики, которые будут
затрагивать все группы основных движений и будут доступны для этих детей, учитывая их типологические и
индивидуальные особенности (яркость игрушек, своевременная смена игр, постоянная положительная стимуляция
детской
активности
в
виде
похвалы
и
подбадривания,
включение
педагога
в
совместную
игру
для
показа
и
своевременной
коррекции
действий
и
т.п.).
Подвижные
упражнения
и
игры
должны
быть
систематичными,
последовательными, многократно повторяемыми.
Целью программы является физическое развитие детей раннего возраста с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Основная особенность физической культуры детей раннего возраста - это необходимость обеспечения
принципа возрастной адекватности воздействий. Фундаментальная задача - это формирование запаса
двигательных умений и навыков (а также развитие физических качеств) до оптимального, но не максимально
возможного уровня.
2.Эффективными средствами физической культуры детей раннего возраста могут являться игровые упражнения.
3.Основными методическими особенностями развития движений детей раннего возраста является: строгое
дозирование нагрузки, широкое применение
игрового метода, при обучении, кроме того - широкое
использование методов обеспечения наглядности, метода целостного разучивания.
Задачи программы:
Развивающие:
развивать внимательность, сообразительность, память,
наблюдательность, ловкость, быстроту реакции;
Образовательные:
учить ориентироваться в пространстве;
формировать и закреплять основные двигательные умения и навыки;
Воспитательные:
воспитывать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
Первоочередная задача физического воспитания заключается в охране жизни, укреплении здоровья и обеспечении
гармоничного
физического
развития,
нормального
функционирования
всех
внутренних
органов
(дыхание,
кровообращение, пищеварение), а также поддержке состояния оптимальной возбудимости нервной системы.
Программа разработана для детей раннего возраста (от 1 -3 лет)
Количество занятий: подвижные игры до 7 раз в неделю. Гимнастика от 1года 6 мес . до 3 лет -2 раза в неделю.
Научные принципы построения программы:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
раннего возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей раннего возраста;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной
формой работы с детьми раннего возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные этапы развития движений у детей
В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В первые месяцы
второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией
движений: он не уверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие.
Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие.
Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять
направление
движения,
обходить
препятствия,
поэтому
двигается
от
предмета
к
предмету
«короткими
перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на
предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.
Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и
приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может
целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и
т.п.
На
втором-третьем
году совершенствуются
основные
движения
малыша:
он
начинает
все
лучше
координировать свою двигательную активность.
К концу второго года ребенок может:
• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20-25 см;
• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол
(веревку, палку), или приподнятое на 5-10 см;
• подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10-15 см от пола;
• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;
• подлезать под скамейку, веревку и пр.;
• перелезать через перекладину;
• подниматься и спускаться по лестнице и др.
На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются
свободно, могут менять ритм и направление движения. К 3 годам они могут:
• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;
• кружиться на месте;
• ходить на четвереньках по дорожке;
• подниматься по лестнице и спускаться по ней;
• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;
• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;
• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,
• спрыгивать с невысоких предметов (10-15 см)
Содержание работы по развитию общих движений
Упражнения в основных движениях (для детей не умеющих ходить)
Ползание. Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею,
погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее. Если ребенку, несмотря на все
старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его
подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку. Так
повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.
Самостоятельная ходьба . Для своевременного развития ходьбы самое главное — предоставить ребенку
возможность свободно передвигаться, в частности побольше ползать. Ребенок, который достаточно много ползает,
быстро крепнет, движения у него становятся координированными, он начинает самостоятельно ходить.
Упражнения в основных движениях (для детей умеющих ходить)
Ходьба. Ходить за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении.
«змейкой» между стульчиками (кубами, кеглями).
Переступать через верёвку (палку, кубики, обручи).
Ходить с остановкой и сменой направления по сигналу.
Ходить на месте, делая шаг вперёд, вбок.
Ходить с предметом (флажок, платочек и т.д.).
Бег. Переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе.
Убегать от воспитателя. Бегать в заданном направлении.
Догонять катящийся предмет.
Бегать по дорожке, не наступая на линии.
Бегать в течение 30–40 секунд, пробегать медленно до 80 м.
Прыжки.
Поскоки на месте на двух ногах, поскоки с продвижением вперёд.
Прыжки через ленту (верёвку), положенную на коврик.
Прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10–15 см от поднятой руки ребёнка.
Прыжки через параллельные линии или верёвки (на расстоянии 10–30 см).
Прыжки в длину с места на двух ногах.
Прыжки с высоты 10–15 см.
Ползание и лазанье. Ползать на четвереньках по прямой 3–4 м, подлезать под препятствия высотой 30–40 см,
ползать по дорожке между линиями (верёвками).
Ползать с последующим переползанием через лежащее на полу препятствие (гимнастическая скамейка).
Лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз удобным способом.
Катание, бросание. Прокатывать мяч взрослому двумя и одной ру-кой, стоя и сидя (на расстоянии 0,5–1,5 м).
Катать мяч с продвижением вперёд.
Бросать мяч вперёд двумя руками снизу, от груди, из-за головы.
Бросать мяч двумя руками взрослому, стараться поймать брошенный взрослым мяч (расстояние 0,5–1 м).
Бросать мяч через ленту, сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребёнка на расстоянии 1–1,5 м).
Бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребёнка) горизонтальную цель (корзину, ящик, обруч
на расстоянии 1 м) двумя руками, правой и левой рукой.
Бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой и левой руки.
Равновесие. Ходить по прямой и извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 203 м), намеченной мелом,
выложенной шнурами на полу.
Ходить по шнуру, положенному на полу прямо, зигзагом, по кругу.
Ходить по доске, наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20–30 см).
Ходить по гимнастической скамейке прямо и на четвереньках.
Ходить с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10–15 см), из обруча в обруч, с ящика на ящик.
Подниматься на табурет, гимнастическую скамейку (высота 25–30 см) без помощи взрослого.
Подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню.
Медленно кружиться на месте.
Общеразвивающие упражнения
У детей третьего года жизни отсутствует способность делить движения на отдельные части. Поэтому педагогом
выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевой
пояс,
туловище,
руки
и
ноги)
и
общефизиологического
воздействия,
активизирующие
функции
сердечно
сосудистой, дыхательной и других систем. Включаются упражнения на формирование правильной осанки и
развивающие мышцы стопы.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Ставить руки на пояс.
Поднимать руки вверх через стороны, опускать поочередно сначала одну, потом другую руку, обе руки вместе.
Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой.
Делать хлопок перед собой и прятать руки за спину.
Вытягивать руки вперёд, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить
пальцами.
Упражнения для туловища.
Передавать друг мяч над головой (назад и вперёд).
Поворачиваться вправо, влево, поднимая руки вперёд.
Сидя повернуться и положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет.
В упоре сидя подтягивать обе ноги, обхватив колени руками; приподнимать по очереди ноги и класть их одну на
другую (правую на левую и наоборот).
Упражнения выполняются также с различными предметами (кегли, мячи, косички и т.п.), из разных исходных
положений.
Лёжа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лёжа на спине – опускать; двигать ногами, как при езде
на велосипеде.
Лёжа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и вместе).
Поворачиваться со спины на живот и обратно.
Лёжа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для ног.
Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперёд, назад, в сторону. Делать 2–3 полуприседания подряд.
Приседать, вынося руки вперёд, опираясь руками о колени, обхваты-вая колени руками и пригибая голову.
Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях; делать под согнутой в колене ногой хлопок.
Сидя захватывать ступнями мешочки с песком.
Передвигаться по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни.
Подвижные игры
Игры с ходьбой и бегом:
«Пройди по тропинке», «Пройди через ручеёк», «Кто тише», «Самолёты», «Поезд», «Солнышко и дождик»,
«Догони мяч», «Птички в гнёздышках» и др.
Игры с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».
Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки».
Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
Игры на ориентировку в пространстве: «Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что
спрятано».
Методические рекомендации по проведению занятий
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического
воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка
соответствует
определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми
двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно
правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него
положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить
его.
В группах раннего возраста для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или
показ образца движения. Это определяется спецификой раннего возраста, когда ребенок еще не обладает
достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально положительного отношения ребенка к
движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком
деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования
условных
рефлексов,
воспитатель
восстанавливает
в
сознании
и
мышечном
ощущении
ребенка
последовательность элементов движения и конкретность ощущений
от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении
движений
постепенно
развивается
дифференцированное
торможение.
Все
лишние
движения
затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога
Предполагаемый результат
1.развитие внимательности, сообразительности, памяти,
наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
2.укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и
других систем организма;
3.ориентировка в пространстве;
4.формирование и закрепление двигательных умений;
5.получение удовольствия и создание хорошего настроения;
сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста
Для проведения диагностики разработана система показателей, сведенная в таблицу для удобства (см. приложение 2)
Подводя итог, хочется отметить, что максимально раннее начало коррекционной работы является залогом
увеличения темпов развития ребенка, профилактикой вторичных отклонений в развитии, а также успешной
адаптации малышей в обществе.
Календарно-тематическое планирование занятий на развитие общих движений (пример 1 месяца)
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Цель
Оборудование
Ф.И. ребенка
Декабрь
1.
"Доползи до
игрушки"
индивидуальная
формировать у ребёнка навык
ползания.
яркая, красочная, новая
игрушка.
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
Фоменкова Катя
2.
"Лови мяч»
индивидуальная
учить детей ползать за
мячом, брать большие и
маленькие мячи двумя и
одной рукой
мячи разных размеров
Казымова Эльвира
Казымов Эмиль
Фоменкова Катя
3
.
Игра "Проползём
по мостику"
индивидуальная
совершенствовать у ребенка
навык ползания.
гимнастическая
скамейка, одинаковые
игрушки (например,
погремушки)
Казымова Эльвира
Казымов Эмиль
4.
"Догони мяч"
индивидуальная
учить детей бегать за мячом,
брать большие и маленькие
мячи; идти, неся мяч в двух
или в одной руке в
зависимости от размера мяча.
мячи разных размеров
Тычков Валера
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Цель
Оборудование
Ф.И. ребенка
Декабрь
1
Упражнения для
тренировки опоры
на предплечья и
кисти
индивидуальная
Развитие способности
опираться на предплечья
валик
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
2
Упражнение для
стимулирования
ползания на
животе
индивидуальная
Развитие способности
формирования
выпрямляющих рефлексов
туловища
валик
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
3.
Упражнения для
тренировки
вставания на
четвереньки и
удержание в этой
позе
индивидуальная
Развития умения вставания на
четвереньки и удержание в
этой позе
валик
Казымова Эльвира
Казымов Эмиль
Фоменкова Катя
Макуев Тимур
Ефремцев
4.
Упражнения для
тренировки
поворотов на бок
и на живот
индивидуальная
Развитие умения
поворачиваться на бок и на
живот
валик
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Цель
Оборудование
Ф.И. ребенка
Декабрь
5.
И г р а
" К а т и
мяч"
индивидуальная
Развивать у детей
координацию движений (в
том числе Кистей и пальцев
рук), обучать различным
приёмам игры в мяч (катать
мяч друг другу или
взрослому, отталкивать мяч
при катании), учить
ориентироваться в
пространстве.
мяч средней или
большой величины.
Шартанай Виталя
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
Казымова Эльвира
Казымов Эмиль
Макуев Тимур
6.
Игра
"Попади
в цель"
индивидуальная
учить ребенка захватывать
предмет всей ладонью,
бросать в цель, удерживая
равновесие.
пластмассовая корзина,
ватные шары (диаметр
5-7 см), детское
баскетбольное кольцо.
Тычков Валера
Ефремцев
Алёшина Алиса
7.
Игра
"Упирайся как
бычок"
индивидуальная
учить ребенка крепко стоять
на ногах, удерживаясь обеими
руками за обруч.
обруч
Тычков Валера
Алёшина Алиса
8.
Игра
"Карусель"
индивидуальная
развивать у ребенка
равновесие в движении,
навык бега, повышать
эмоциональный тонус.
обруч
Тычков Валера
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Цель
Оборудование
Ф.И. ребенка
Декабрь
1.
Упражнения
для
тренировки
поворотов на бок
и на живот
индивидуальная
Развитие умения
поворачиваться на бок и на
живот
валик
Шартанай Виталя
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша
2.
Упражнения
для
тренировки
устойчивого
с и д е н и я
и
самостоятельног
о присаживания
индивидуальная
Развитие умения
присаживаться и
самостоятельно сидеть
Различные виды
валиков
Шартанай Виталя
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша.
3
Упражнения для
тренировки
вставания на
четвереньки и
удерживания в
этой позе
индивидуальная
Развитие способности
вставать на четвереньки
Валик большой
Шартанай Виталя
Ходжиев Тимур
.Рахманкулов Саша
4.
Упражнение
для
тренировки
ходьбы
индивидуальная
Развивать умения ходить
Мячи, яркие красочные
игрушки
Тычков Валера
Алёшина Алиса
Казымов Эмиль
Казымова Эльвира
Ефремцев
Макуев Тимур
Приложение 1 Тесты
Физические показатели ребёнка от года до двух лет
Оценка тестирования
«Критерий оценки»:
Колонка1-устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов
Физическое развитие
1
2
3
1. Хорошо ходит во всех направлениях.
2. Пытается бегать в прямом направлении
3. Активно включается в парные игры со взрослым: катает мяч, кольца, шарики.
4. Бросает маленький мяч вдаль (одной рукой)
5. Подбрасывает мяч вверх двумя руками
6. Повторяет упражнения, выполняя их за взрослым (копирует)
7. Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке).
8. Любит подвижные игры. С удовольствием играет в догонялки, прятки («ку-ку»), перебежки и
другие подвижные игры.
Физические показатели развития ребёнка от двух до трёх лет
Оценка тестирования
Графа «Критерий оценки»:
Колонка 1 - устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов
Физическое развитие
1
2
3
1. Владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием).
2. Выполняет бег в разных направлениях и к цели.
3. Может непрерывно бегать в течение 30-40 сек.
4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.
4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.
5. Воспроизводит простые движения по показу взрослого.
6. Способен выполнять простые ритмические движения под музыку.
7. Любит подвижные игры. В игре выполняет имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки и др.
8. Скатывается с горки на санках.
ТЕСТ.
Физические показатели развития ребенка 3 лет
Оценка тестирования
Графа «Критерий оценки»:
Колонка 1 - устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Физическое развитие
1
2
3
1. Владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием).
2. Выполняет бег в разных направлениях и к цели.
3. Может непрерывно бегать в течение 30-40 сек.
4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.
4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.
5. Воспроизводит простые движения по показу взрослого.
6. Способен выполнять простые ритмические движения под музыку.
7. Любит подвижные игры. В игре выполняет имитационные движения, беря на себя роль зайчика,
мышки и др.
Приложение 2
Занятия-игры на развитие общих движений
Игра "Соберём колечки"
Цель:
развитие
у
детей
умения
двигаться
в
горизонтальном
и
вертикальном
направлении,
ориентироваться
в
пространстве.
Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.
Ход игры: взрослый показывает детям палочку с колечками, по счёту "раз, два, три", взмахивает палочкой и сбрасывает
колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки, дети бегают,
подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку, затем игра повторяется снова.
Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д.
Игра "Сходим к мишке в гости"
Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.
Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м. с зацепами, мягкая игрушка мишка.
Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см, затем
крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости
к мишке. Взрослый следит за осанкой ребёнка, эмоционально его одобряет.
Игра "Доползи до игрушки"
Цель: формировать у ребёнка навык ползания.
Оборудование: яркая, красочная, новая игрушка.
Ход игры: взрослый показывает игрушку ребёнку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и взять игрушку. Если навык
ползания только формируется, взрослый подходит к ребёнку, помогает ему ползти, подставляя руки под подошвы его
ног,
тем
самым,
создавая
дополнительную
опору
для
толчка.
Когда
ребёнок
справится
с
заданием,
взрослый
эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку.
Игра "Цыплята и наседка"
Цель: учить детей подлезать под препятствие, действовать по сигналу, развивать мышцы живота, спины, ног.
Оборудование: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола - домик цыплят, желтые шапочки - маски для
каждого ребёнка, шарики.
Ход игры: взрослый собирает детей за натянутой верёвкой в домике, надевает им шапочки-маски цыплят, объясняет,
что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зёрнышки. Как только услышат, что прилетела большая птица, они
должны быстро спрятаться в домике.
Дети и взрослый подлезают под верёвку, начинают собирать небольшие шарики, рассыпанные на полу. По команде
взрослого: "Большая птица!" дети прячутся в домик.
Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей, затем роль птицы может выполнять ребёнок.
Игра "Проползём по мостику"
Цель: совершенствовать у ребенка навык ползания. Оборудование: гимнастическая скамейка, одинаковые игрушки
(например, погремушки) по количеству детей в яркой коробке.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый приносит красивую коробку, привлекает внимание детей к ее содержимому (гремит). Ставит
коробку на противоположный от детей конец скамейки, предлагает им проползти через "речку по мостику", опираясь
на ладони и колени по гимнастической скамейке, достать коробку и взять игрушку.
После выполнения задания взрослый хвалит ребенка.
Вариант 2.
Взрослый предлагает ползти по скамейке, подтягиваясь на руках, если ребенок не справляется, можно подставлять
руки под подошвы его ног, создавая опору.
Игра "Догони мяч"
Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в
зависимости от размера мяча.
Оборудование: мячи разных размеров.
Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с
небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый
радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т. д
Игра "Карусель"
Цель: развивать у ребенка равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Игру можно повторить, меняя движение. Можно проводить подобные игры-упражнения на приседание, вставание на
носочки, держась за обруч.
Игра "Самолётик"
Цель: развивать у ребенка навык бега.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в самолетик - полетать: "Беги ко мне, будем летать!" Малыш бежит в
объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, вместе с ним кружиться, затем ставит на землю.
Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: "У-у-у-у!"
Если кружение вызывает негативную реакцию у ребёнка, то можно просто поднять и прижать малыша к себе.
Игра "Спрячем зайку в домик"
Цель: учить ребенка ходить по ограниченной площади.
Оборудование: длинный кусок обоев, игрушечный заяц, домик из конструктора.
Ход игры: на полу стелится кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке - зайке: "Зайка потерялся,
помоги зайке по тропинке добраться до домика". Во время игры взрослый говорит потешку:
Ты по мостику пройди,
Ножки ты не намочи.
Проводятся аналогичные игры: "По извилистой дорожке", "Через ручеёк" (ходьба по гимнастической скамейке).
Игра "Будем мыться"
Цель: учить ребенка перешагивать через препятствие.
Оборудование: большая коробка, детская мочалка, ковшик.
Ход игры: взрослый говорит: "Сейчас мы будем мыться, вот наша ванночка". Побуждает ребенка залезть в коробку.
Изображает, что он моет ребёнка мочалкой, поливает из ковшика, говорит потешку:
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево,
Будет чистым наше тело.
Развитие и коррекция ручной моторики
Развитие и коррекция ручной моторики
Игра "Кати мяч"
Цель: развивать у детей координацию движений (в том числе Кистей и пальцев рук), обучать различным приёмам
игры
в
мяч
(катать
мяч
друг
другу
или
взрослому,
отталкивать
мяч
при
катании),
учить
ориентироваться
в
пространстве.
Оборудование: мяч средней или большой величины.
Ход игры: один ребёнок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:
"Лови!", побуждает детей катать мяч друг другу.
Игра "Кати мяч в ворота"
Цель: учить ребенка катать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развивать
координацию движений рук.
Оборудование: мяч средней величины, ворота.
Ход игры: взрослый показывает, как нужно прокатить мяч в ворота, радуется: "Попал!", побуждает ребёнка сделать так
же, эмоционально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра "Сбей кегли".
Игра "Лови мяч"
Цель: учить ребенка ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакций.
Оборудование: мячи разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку ловить мяч. Другой взрослый показывает, как ребенок должен держать руки и
ловить мяч.
Затем малыша учат ловить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.
В конце игры предлагается ребёнку выполнить действия самостоятельно, взрослый эмоционально одобряет его.
Игра "Целься и кидай"
Цель: формировать у детей навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений рук и ног.
Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом и маленькие мячики - липучки.
Ход игры: детям предлагается метать шарики в доску. Взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы,
поощряет действия детей. Когда кончаются все шарики, дети отрывают их от доски, собирают в корзину.
Игра повторяется несколько раз.
Аналогично организуются игры "Попади в корзину", "Перекинь через верёвочку" и т.д. Затем можно усложнять игры,
предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
Игра "Попади в цель"
Цель: учить ребенка захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Оборудование: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметр 5-7 см), детское баскетбольное кольцо.
Ход
игры:
взрослый
показывает
ребенку
пластмассовую
корзину,
наполненную
ватными
шарами.
Вместе
рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает
малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь
в корзину.
После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: "Танюша, вот кольцо,
вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо". После каждого попадания или
попытки попасть ребенка нужно похвалить: "Танюша, молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает
шар!"
В конце игры все шары собираются в корзину.
Игра "Дудочка"
Цель: учить ребенка содружественному движению рук и пальцев: выполнять "раскатывающие" движения пальцами
обеих рук одновременно, удерживать тонкий, круглый предмет всеми пальцами обеих рук.
Оборудование: простой карандаш (лучше с ребристой поверхностью).
Ход игры: взрослый показывает ребенку карандаш и говорит: ''Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как
можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь, как дудочка - ду-ду-ду! Я
научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает
раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук) вот так, приподнимем
ручки (на уровне лица) и будем петь: "Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во ду-ду (можно раскачивать в такт головой)".
Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и
следит
за
тем,
чтобы
ребенок
повторял
за
ним
его
движения:
раскатывание
карандаша,
захват
пальчиками,
удерживание карандаша пальцами на уровне лица.
В конце игры взрослый хвалит ребенка.
Игра "Самолётик - самолёт"
Цель: учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает детям, как играть в "самолёт": разводит руки в стороны, ладонями вверх, поднимает
руки вверх -вдох, делает поворот в сторону. Произносит "ж-ж-ж", - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д.
Затем взрослый побуждает детей подражать его движениям, читает стишок:
Самолётик - самолёт (разводит руки в стороны)
Отправляется в полёт (ладонями вверх, - вдох)
Жу, жу, жу, (делает повороты вправо),
Жу, жу, жу, (влево - выдох)
Постою и отдохну (встаёт прямо, опустив руки).
Игра "Шумит лес"
Цель: учить ребенка выполнять действия по подражанию взрослому.
Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20-30 см.).
Ход игры: взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит
ветер, колышутся от ветра ветки.
Обращается к ребенку: "Возьми палочки с ленточками - это листочки, а твои ручки - это веточки. Поднимаем ручки
вверх и раскачиваемся - вот так, как деревья за окном". Взрослый читает стишок:
Дует ветер, задувает, наши веточки качает,
Вот как, вот как наши веточки качает.
Дует ветер, задувает! У-У! У-У!
Игра "Покатаем кукол на машине"
Цель: учить ребенка удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе.
Оборудование: машина (большая), две куклы.
Ход игры: взрослый предлагает малышу катать кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним
выбирает кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за
веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу взять веревочку в руку со словами: "Танюша, держи
крепко веревочку, машина поедет би-би-би!"
Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:
Куклы едут на машине би-би-би, би-би-би,
Им понравится кататься би-би-би, би-би-би!
Я веревочку держу, кукол я катаю,
На машине им кататься нравится, я знаю!
Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также, вкладывая веревочку попеременно в разные
руки ребенка.
В конце игры взрослый должен похвалить малыша: "Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро
ехала, куклам понравилось кататься!"
Игра "Упирайся как бычок"
Цель: учить ребенка крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.
Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая
его на себя. При этом говорит:
Упирайся, как бычок, и не падай на бочок!
Крепче ручками держись!
Ты за обруч ухватись!
В конце игры хвалит малыша: "Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!"
Формирование зрительно-двигательной координации
Игра "Варим кашу"
Цель: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения
кистью руки.
Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горохом.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горохом и
"нечаянно" рассыпает его на пол. "Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку".
Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью). "Молодец, Антоша, берет пальчиками
каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу".
После того, как горошины собраны в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания "каши" ложкой. "Ох,
вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!"
При необходимости взрослым используются совместные с ребенком действия и показ.
Литература
1. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. – М., 1987. –
160 с.
2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного
возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. –
М.: Скрипторий, 2003.
3. Голубева Л.Г. Проблемы физического воспитания детей раннего
возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе.
С. 18 - 30.
4. Шабалина Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в работе с
детьми раннего возраста / Л. Н. Шабалина // Педагогическое мастерство:
материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-
Веди, 2014. — С. 198-200.