Автор: Пучкова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: п. Свердловский, Лосино-Петровский округ Московской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ФЭМП
Тема: Путешествие в страну Математика
Раздел: дошкольное образование
НОД по математике «Путешествие в страну Математика»
Цель: Выявить степень усвоения детьми знаний, умений и навыков, полученных
на предыдущих занятиях.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать
учить
отгадывать
логические
математические
загадки.
- Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10, в прямом и
обратном счете;
- Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
-
Продолжить
учить
детей
самостоятельно
составлять
и
решать
задачи
на
сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- Записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
- Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;
- Упражнять в счете в пределах 20;
- Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
- Закреплять знания о весенних месяцах, о последовательности дней недели.
-Закреплять умения измерять длину отрезка с помощью условной мерки;
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Закреплять слуховое внимание и координацию движений;
- Внимательно слушать на занятии воспитателя, действовать по предложенному
плану.
- Продолжать учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.
-
Учить
пользоваться
краткой
и
полной
формой
ответа,
дополнять
или
исправлять высказывания товарищей.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие,
память, логику, творчество, воображение
- Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
-
Способствовать
формированию
мыслительных
операций,
развитию
речи,
умению аргументировать свои высказывания
Воспитательные:
- У м е н и е
р а б о т а т ь
в
п а р а х
г р у п п а х ,
д о г о в а р и в а т ь с я
- В о с п и т ы в ат ь
т р уд о л ю б и е ,
д о б р о с о в е с т н о с т ь ,
а к к у р а т н о с т ь .
- В о с п и т ы в а т ь
д о б р о ж е л а т е л ь н о е
о т н о ш е н и е
д р у г
к
д р у г у.
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям.
Демонстрационный
материал:
мяч,
конверт
с
письмом
от
жителей
страны
Математика,
схема
дороги
от
детского
сада
до
страны
Математика,
условная мерка, бубен, указка, цифры для каждого ребенка по номеру домика на
столе, картинка с домом номер 10 (пятиэтажный), фломастеры, набор цифр и
знаков, набор карточек от 11 до 20, картинка для игры в «Танграм».
Раздаточный
материал:
листы
бумаги
в
клетку,
карандаш,
рисунки
домиков с номерами, соответствующими цифрам у каждого ребенка, 5 зеленых
овала и 5 красных кругов, набор цифр и знаков, наборы «Танграм», счетные
палочки и веревка на каждого ребенка
Ход учебного занятия
.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в
круг.
Педагог кидает мяч ребенку и задает вопрос:
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- За весной какое время года?
- А какой сегодня день недели?
-Какой день недели следует за вторником?
-Какой день недели идет перед пятницей?
-Назови дни недели, начиная с пятницы?
-Сколько выходных дней в неделе?
Воспитатель:
Ребята,
я
вижу,
что
вы
улыбаетесь,
значит,
настроение
хорошее.
А
теперь
посмотрите
на
наших
гостей,
подарите
им
улыбку
и
поздоровайтесь. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на
столе вот это письмо. Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это
письмо нам прислали жители из страны Математика. Они приглашают нас в
гости. Примем их приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, здесь есть схема, от нашего детского сада до
страны Математика. Давайте узнаем, какая длина дороги от сада до волшебной
страны. Как узнать длину дороги до страны Математики.
(Измерить)
Воспитатель: Как мы будем измерять? (Сначала от сада до поворота,
потом от поворота до страны Математика).
Воспитатель: Измерьте, дорогу с помощью условной мерки. Молодцы,
теперь можно отправляться.
Воспитатель: А на чём мы туда отправимся?
Дети: (версии детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить графический диктант (машина) и
узнать на чём мы отправимся в гости.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились. Отправимся мы на машине.
Воспитатель: Прошу всех подойти ко мне и слушайте внимательно задание.
Чтобы наша машина отправилась вам нужно выполнить задание:
Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз вы топните,
Сколько раз я ударю в бубен, столько раз вы хлопните в ладоши.
Воспитатель: Ну вот, наша машина, отправилась в путь, а чтобы нам не скучать
немного разомнемся.
Интеллектуальная разминка.
•Сколько углов у квадрата? (4)
•Сколько хвостов у пяти коров? (5)
•Сколько лап у двух гусей? (4)
•Сколько глаз у светофора? (3)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
•Если стол выше стула, то стул...? (ниже стола)
•Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
•Сколько рогов у 2-х коров? (4)
•В живом уголке д/сада живут 2 канарейки и 5 рыбок. Сколько всего животных?
(ни одного).
•Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг, сколько будет весить курица,
если будет стоять на 2-х ногах? (2 кг)
•На столе лежало 3 груши, одну из них разрезали пополам. Сколько груш на
столе? (3).
А теперь самая сложная задача. Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля
решает
задачи
лучше,
чем
Миша.
Кто
решает
задачи
лучше
всех?
(Вова)
Воспитатель: Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные
ответы. Пока мы с вами играли и не заметили, как приехали в волшебную страну.
Чтобы попасть в эту страну нам нужно пройти испытание. Вы должны
найти свой номер домика. Каждому из вас я дам цифру, а вы найдите домик с
таким же номером. (На столах рисунки домиков с номерами. Дети находят
нужный и садятся).
Назовите порядковый номер своего домика. А теперь назовите соседей
числа вашего домика.
Молодцы! Вы справились с этим испытанием. Вот мы и попали в страну
Математика.
- Воспитатель: Ребята у жителей волшебной страны случилась беда, к ним
пробрался хулиган и двоечник все перепутал и разбросал все цифры. Чтобы все
исправить, нужно выполнить несколько заданий.
Вы готовы помочь жителям?
Дети: Да
1.Задание (состав числа 10).
Обратите внимание на этот дом (№10).
- Назовите № дома. (№10).
- Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они
составили число 10.
- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)
- На каждом этаже сколько квартир? (Две).
- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.
- Заселите цифры в квартиры на первый этаж.
(1 и 9, а вместе 10).
(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты
состава числа 10).
1 и 9, а вместе 10
2 и 8, а вместе 10
3 и 7, а вместе 10
4 и 6, а вместе 10
5 и 5, а вместе 10
- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют
наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).
Воспитатель:
Молодцы,
ребята,
с
первым
заданием
вы
справились.
Давайте немного отдохнем.
отдохнем. (Тихо встают возле столов).
Физкультминутка музыкальная.
2. Задание (задачи)
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она
состоит?
-Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно).
-Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что
нужно найти).
-Что
такое
ответ
задачи? (Ответ
задачи,
это
то,
что
получилось,
и
известно нам).
- Хорошо!
- Посмотрите на доску, что вы видите: «На столе лежало 4 огурца и 3
помидора».
- Какие овощи лежали на столе? (огурцы и помидоры)
- Сколько их? (4 огурца и 3 помидора)
- Положите столько зеленых овалов, сколько было огурцов.
- Положите столько красных кругов, сколько было помидоров.
- Как называется эта часть задачи? (условие)
Ответы детей: Условие, это то, что нам уже известно.
Давайте цифрами обозначим условие задачи. (4 3)
Воспитатель: Какой будет вопрос к задаче?
Ответы детей: «Сколько всего овощей лежало на столе?» Это вопрос
задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей
стало?
Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить.
Воспитатель:
Правильно,
это
и
будет
арифметическое
действие,
с
помощью которого мы решим с вами задачу. Какой знак мы поставим в решении
задачи? (плюс) Поставьте знак, запишите ответ и прочитайте решение задачи 4 +
3= 7
Воспитатель: Теперь
можно
ответить
на
вопрос
задачи?
Давайте
проговорим ответ задачи полным предложением.
Ответы детей: Всего 5 овощей лежало на столе.
Воспитатель: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу,
чтобы вопрос звучал так: «Сколько осталось овощей на столе?».
Дети: На столе всего лежало 7 овощей, 3 помидора съели. Сколько овощей
осталось?
Воспитатель:
Это
задача
будет
решаться
каким
арифметическим
действием (вычитанием), какой знак будем ставить в решении (минус)?
- Молодцы! Справились с заданием.
3.Задание (работа со вторым десятком).
(Дети встают перед мольбертом полукругом).
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до
20. Подойдите, пожалуйста, к мольберту.
- Выложите цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.
- Посчитайте обратно от 20 до 11.
- Найдите число 15 и покажите сколько в нём десятков и единиц. (ребенок
обводит указкой десятки и единицы).
- Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).
- Найдите число 20 и расскажи про него.
(2 десятка и 0 единиц).
- 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
4.Задание: Дидактическая игра «Танграм» (работа в паре)
Воспитатель: Прежде, чем приступить к следующему заданию, давайте
разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться,
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем».
А теперь, предлагаю достать из конвертов фигуры для игры «Тангарам».
Как называются фигуры? Как еще их можно назвать?
Так как страна у нас
волшебная, вот и попробуем собрать из многоугольников волшебную птицу.
Какие красивые птицы у вас получились. Какие вы молодцы.
5.Задание (построить фигуру по описанию):
Воспитатель: А вот вам задание посложнее. Перед вами лежат
инструменты (счетные палочки и веревка), с помощью которых вы сможете
выполнить это задание. Я буду описывать фигуру, а вы будете ее строить:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник)
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие
(прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Постройте фигуру, у которой нет углов.
Воспитатель:
Скажите, ребята, это все какие фигуры? (Плоские)
А какие фигуры вы еще знаете? (Объемные). Какие фигуры относятся к
объемным? (конус, куб, шар, цилиндр)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные, умные и
сообразительные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь,
последнее задание. Пожалуй, оно самое необычное, ведь это пароль на выход из
страны Математики. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном
порядке. Если вы правильно расставите числа, то ворота страны откроются и
машина заберет нас обратно в детский сад.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вот вы и выполнили все задания, помогли жителям
волшебной страны Математика и вернулись обратно в наш детский сад.
- Что же мы сегодня нового узнали?
- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
- Жители благодарят вас за помощь и дарят вам вот такое улыбающееся
солнышко.
- А сейчас покажите, какое у вас настроение.
- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие
молодцы!