Автор: Тимошина Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2107 УК
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование учебного пособия «Нумикон» в работе с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
© Фокина Лидия Петровна
Подготовила
воспитатель
ГБОУ
школы
2107 «
На
Трифоновской
»
Тимошина
Ольга
Владимировна
Использование учебного
пособия «Нумикон» в
работе с детьми ОВЗ
© Фокина Лидия Петровна
Что такое «Нумикон»?
«Нумикон» – это программа и набор наглядного материала,
разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих
трудности при изучении математики. «Нумикон» создан таким
образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей –
способность обучаться на практике, способность обучаться
наблюдая и способность распознавать паттерны («фигурки»), то
есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или
шаблоны при следующих предъявлениях.
© Фокина Лидия Петровна
В комплект «Нумикона» входят
:
пластмассовые формы-шаблоны разного цвета,
представляющие собой числа от 1 до 10;
разноцветные штырьки;
белые доски с пупырышками;
схемы для наложения, с помощью которых
можно выкладывать из деталей «Нумикон»
картинки, например кораблик, машинку, козлика;
«волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят
заданный предмет или форму;
числовая прямая
и некоторые другие материалы.
© Фокина Лидия Петровна
Этапы работы с «Нумиконом»
Начальный этап знакомства с «Нумиконом» предполагает, что дети
много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в
руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды;
используют в сюжетных играх и т.д.
Следующий этап - конструирование из форм «Нумикона» различных
плоскостных изображений (дорожки, домики, машинки, животных) по
образцу или по схеме, дети накладывают детали на белую доску,
пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они
знакомятся с новым свойством – узнают, что формы можно
состыковывать, располагая рядом без промежутка.
Потом добавляются игры, где детям предлагается
сравнивать формы «Нумикона» по размеру и
выкладывать их в ряд от меньшей к большей.
Одновременно с этим они знакомятся с
цифрами и работают с числовым рядом.
© Фокина Лидия Петровна
На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия форм-
шаблонов, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и
пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
Далее дети используют «Нумикон» как дополнительный наглядный
материал при знакомстве с арифметическими действиями, например
сложением.
© Фокина Лидия Петровна
При работе с «Нумиконом»
развиваются:
творческие способности
конструктивная деятельность
графический навык
математические представления
речевая активность
закапывании в песке, крупе и т.д.
© Фокина Лидия Петровна
1.Развитие творческих способностей С формами
«Нумикона» можно увлекательно играть:
- доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка»
- обрисовывать
- раскрашивать через отверстия
- отпечатывать на глине или тесте
- взвешивать на весах
Возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны.
© Фокина Лидия Петровна
2.Развитие графических навыков
-развивает мелкую моторику
-закрепляет навыки, освоенные во время практической деятельности
Примеры заданий:
-соединить одинаковые формы «Нумикона» -соединить форму
«Нумикона» и её контур
-соединить форму «Нумикона» с цифрой
-сравнить 2 формы «Нумикона»
-нанизывание форм на шнурок
© Фокина Лидия Петровна
Разноцветные штырьки, белые доски с пупырышками, схемы для
наложения, формы-шаблоны могут быть использованы:
o
как счетный материал, их можно вставлять в отверстия форм-
шаблонов;
o
развитии пространственных представлений;
o
формировании сенсорных эталонов (цвет, размер);
o
работе с последовательными рядами;
o
работе с многоуровневыми инструкциями;
o
составлении разных изображений;
o
построении изображений по заданному образцу;
o
выполнении заданий ,развивающих мелкую моторику;
o
закреплении образа букв, цифр;
o
выполнении заданий, развивающих воображение ( задания типа
«Закончи построение предмета», «Что это может быть?»)
© Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
Таким образом, применение мультисенсорного пособия «Нумикон»
даёт возможность развивать: математические представления,
конструктивную деятельность, графический навык, творческие
способности, речевую активность детей с особыми образовательными
потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом
Дауна, дети с ДЦП, ЗПР и т.д.
© Фокина Лидия Петровна
Литература
1.
Бакли С. Как научить математическому мышлению?
Синдром Дауна. XXI век. 2009.
2. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010.
3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие
способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011.