Автор: Чабунина Мария Петровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ Населённый пункт: с.Иннокентьевка Наименование материала: Анализ воспитательной работы школы Тема: Анализ воспитательной работы за учебный год Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка
Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Анализ
воспитательной
работы
общеобразовательной
школы
2011 - 2012
учебный
год
Подготовила
:
заместитель
директора
по
воспитательной
работе
Чабунина
Мария
Петровна
«Воспитание есть воздействие на
сердца тех, кого мы воспитываем».
Л.Н. Толстой.
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных
отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль
школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время
ставит
нас
перед
необходимостью
пересмотреть
свои
взгляды
на
воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко
говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен
без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без
опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на
модель
выпускника
как
гражданина-патриота,
образованного
человека,
личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой
системный
подход
позволяет
сделать
педагогический
процесс
более
целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.
Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на
компетентносном подходе.
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является:
создание условий для развития социально - адаптивной, конкурентоспособной
личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически
здоровой,
способной
на
сознательный
выбор
жизненной
позиции,
на
самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных
социокультурных условиях).
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие
задачи
воспитательной деятельности на 2011- 2012 уч.год :
1.
Формирование
у
детей
гражданско-патриотического
сознания,
духовно-нравственных ценностей гражданина России.
2.
Совершенствание оздоровительной работы с учащимися и привитие
навыков здорового образа жизни,
3.
Развитие
коммуникативных
навыков
и
формирование
методов
бесконфликтного общения;
4.
Поддержка
творческой
активности
учащихся
во
всех
сферах
деятельности, активизация ученического самоуправления, создание
условий для развития общешкольного коллектива через
систему
КТД.
5.
Совершенствование
системы
семейного
воспитания,
повышение
ответственности
родителей
за
воспитание
и
обучение
детей,
правовая защита личности ребенка.
6.
Формирование
самосознания,
становление
активной
жизненной
позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности
успешно адаптироваться в окружающем мире.
Для
реализации
поставленных
задач
были
определены
приоритетные
направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа в школе:
Н р а в с т в е н н о
–
правовое
Художественно
–
эстетическое
Гражданско
( в о е н н о )
–
патриотическое
Охрана
жизни
и
здоровья
(профилактика
вредных
привычек,
Д Д Т Т,
п ож а р о в ,
терроризма и т.д.)
Профилактика
правонарушений
С п о р т и в н о
–
оздоровительное
Профессионально
-
ориентационное
Ученическое
самоуправление
Экологическое
Трудовое
Р а б о т а
с
родителями
Традиционные общешкольные мероприятия
За
прошедшие
годы
в
школе
сложилась
определенная
система традиционных мероприятий различной тематики и
направленности, к которым многие классные коллективы
основательно
готовятся
на
протяжении
длительного
периода под руководством опытных наставников.
Традиционные дела школы.
Праздники.
День
знаний;
День
Здоровья;
Операция
«Урожай
-2011»;
Концерт
ко
Дню
Учителя;
Вечер
отдыха
ко
Дню
Матери; День Дублёра; Лыжная гонка на приз Деда Мороза;
Новогодние представления для учащихся начальных и старших
классов; Слёт «Хорошистов»; Конкурсно-игровая программа ко
Дню
Влюблённых
для
старшеклассников;
Легкоатлетическая
эстафета ко Дню Победы; Последний Звонок.
Линейки:
«День знаний»;
«День
памяти
о
россиянах,
исполнявших
долг
за
пределами Отечества»;
«День защитников Отечества»;
«8 Марта»
«Вот и кончаются школьные годы»
«Время выбрало вас…»
«9 мая»
Все
воспитательные
мероприятия
ставят
своей
целью
формирование
общечеловеческих
ценностей,
так
как
коллектив
педагогов
следует
народной
мудрости:
«Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику
увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».
Хочется отметить, что достоинством воспитательной
системы, с нашей точки зрения, является ее простаивание
по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы
всех участников воспитательного процесса на общей теме
и
организовать
работу
белее
целенаправленно
и
плодотворно.
Н р а в с т в е н н о - п р а в о в о е
н а п р а в л е н и е
воспитательной работы
Целями
и
задачами
данного
направления
воспитательной
работы являются воспитание нравственной культуры учащихся,
способных к принятию ответственных решений и к проявлению
нравственного
поведения
в
любых
жизненных
ситуациях,
а
также,
поскольку
школа
является
многонациональной,
то
формирование
уважительного
отношения
к
представителям
других
национальностей,
к
своей
национальности,
культуре,
языку, традициям и обычаям, сохранение чувства собственного
достоинства и уважение достоинства, чувств и прав других
людей играет не мало важную роль.
Основная
работа
по
данному
направлению
проводилась
классными
руководителями.
Формы
работы
остались
классическими:
беседы
на
классных
часах,
знакомство
с
традиционными праздниками других народов нашей страны, их
культурой, бытом, кухней, совместное творчество, труд и досуг,
оформление стендов, выставки книг и т.д.
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
Деятельность по этому направлению была организована
с учетом задач стоявших перед школой.
2.
Мероприятия проводились в соответствии с планом
воспитательной работы школы.
3.
Работу по нравственно-правовому воспитанию
учащихся считать удовлетворительной.
Х у д ожес т ве н н о – эс тет и ч ес ко е
н а п р а в л е н и е
воспитательной работы
Творчество
–
необходимый
элемент
гармоничного
развития
личности. Его можно проявлять во всех видах человеческой
деятельности,
поэтому
основной
целью
художественно-
эстетического
направления
воспитательной
работы является
развитие
художественных,
музыкальных,
литературных,
хореографических способностей, привитие эстетического вкуса,
внутренней и внешней культуры.
В
данном
направлении
классными
руководителями
и
педагогами
дополнительного
образования
используются
разнообразные
формы
деятельности:
выставки,
конкурсы,
концерты, спектакли, экскурсии, конкурсы рисунков, плакатов,
творческих работ, чтецов (в течение года) и т.д.
Данное
направление
воспитательной
работы
имеет
большое
прикладное значение, так как все мероприятия, проводимые в
школе,
так
или
иначе
имеют
отношение
к
творчеству,
и
подготавливаются
с
учетом
культурных,
этических
и
эстетических норм.
По
данному
направлению
в
2011-2012
учебном
году
были
проведены следующие мероприятия:
1. Конкурс поделок из природного материала «Осенние
мотивы» (1-10 кл.)
2. Праздник осени, осенняя ярмарка (1-10кл)
3. Конкурс осенних букетов «Природа и фантазия» (1 – 10
кл)
4. Игровая программа «Королева Осени мечтает» (1-4 кл.)
5. Конкурс открыток «Поздравь своего учителя» (1 – 10 кл)
6.Конкурс открыток и орденов «Гордимся Вами», посвящен
Дню пожилого человека (1-10кл)
7. Конкурс букетов «С любовью к Вам, Учителя» (1-10 кл)
8. Вечер отдыха «От чистого сердца, простыми словами
давайте, друзья потолкуем о маме»
9. Конкурс рисунков: «Бог даёт нам урожай», « Цвети, мой
край, цвети», «Мой учитель», «Лес зимой», «Снеговик 2012
», «Мой папа-защитник Родины», «Букет маме»,
«Космическая эра», «Как я представляю солдата ВОВ»,
10. Конкурс сочинений «Моя мама - лучшая на свете!»,
11. КТД – праздник « Новогоднее путешествие»
12. Мастерская Деда Мороза
13. Викторина «Сколько лет Деду Морозу?», «Птицы»,
«Конституция РФ», «Всё о лёгкой атлетике»
14. Выпуск газет к Новому году, о зимующих птицах, к 23
февраля, к 8 марта, ко Дню космонавтики, Дню победы,
15. Урок - игра «Звёздные дали» (8-10 кл.)
16. Конкурс чтецов «Поэты о войне»
Анализ воспитательной работы по данному направлению
воспитательной работы позволяет сделать следующие выводы:
1.
Классным
руководителя
необходимо
вовлекать
большее
число
учащихсяи
их
родителей
в
общешкольные мероприятия.
2.
Для
формирования
«имиджа»
школы,
обмена
опытом, выхода учеников школы на более высокий
уровень
активнее
принимать
участие
в
районных,
городских конкурсах и мероприятиях, а не только в
школьных.
Спортивно-оздоровительное направление
воспитательной работы
При всей значимости урока, как основы процесса физического
воспитания
в
школе,
главенствующая
роль
в
укреплении
здоровья
учеников
и
пропаганде
здорового
образа
жизни,
безусловно,
принадлежит
внеклассной
физкультурно-
оздоровительной и спортивно-массовой работе. Важную роль в
реализации
задач
физкультурно-оздоровительной
работы,
играют
объединения
дополнительного
о б р а з о ва н и я
физкультурно-спортивной
направленности.
В
2011-2012
учебном году
в
школе
работали
4
таких
объединения:
футбол,
волейбол,
баскетбол, настольный теннис. В них занималось большая часть
учащихся
школы.
Тренера
проводят
соревнования
среди
школьных команд по национальной игре «Чак-Пан», которая
так
полюбилась
детям,
по
футболу,
волейболу,
баскетболу,
настольному теннису. Для детей и их родителей проводились
спортивные праздники ко Дню матери, Защитника отечества, ко
Дню
победы.
Наши
спортсмены
принимают
участие
в
районных соревнованиях и всегда занимают призовые места:
1.
3-е место в соревнованиях по баскетболу «КЭС-БАСКЕТ»
школьная лига среди девушек (декабрь,2011г);
2.
3-е
место
в
соревнованиях
по
баскетболу
в
зачёт
15
Спартакиады школьников (девушки) (апрель, 2011г)
3.
1-е место в открытом кубке района по хоккею с шайбой
среди юношеских команд (март 2012г)
4.
1-е место команда девушек в товарищеской встрече по
баскетболу посвященной Дню Победы (9мая 2012г)
5.
1-е
место
команда
школьников
в
легкоатлетической
эстафете посвященной Дню Победы.
Результат:
1. Реализация программы «Здоровье» систематизирует работу
педагогического коллектива в данном направлении.
2. Стабильные результаты спортивных достижений.
3.
Учащиеся школы принимают участие во всех районных
мероприятиях данного направления.
Гражданско(военно) – патриотическое направление
воспитательной работы
Организация
и
проведение
мероприятий,
имеющих
патриотическую направленность, способствует формированию
гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения
к своей стране, ее истории и традициям, учит ребят хранить
историческую память.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в 2011-
2012
г.
проводилась
согласно
утвержденной
программе.
В
начале учебного года за классными коллективами 8 - 10 класс
были
закреплены
ветераны,
труженики
тыла,
инвалиды.
В
течение года ребята
поздравляли ветеранов с праздниками,
оказывали посильную помощь. Учащиеся начальных классов
поздравляли ветеранов с праздниками, изготавливали своими
руками открытки, подарки.
Также много внимания патриотическому воспитанию уделяли
классные
руководители.
Тематические
классные
часы
систематически проводились во всех классах. Всегда учащиеся
школы
с
удовольствием
принимают
участие
в
концертах,
посвященных
таким
праздникам,
как
День
Победы
и
День
защитника Отечества. По данному направлению в 2011-2012
учебном году были проведены следующие мероприятия:
1.
Кл.часы: «Память за собою позови» (посвящённый 67-й
годовщине
Второй
Мировой
войны»),
«Хабаровскоиу
краю – 73 года», «Когда мы едины, мы не победимы»,
«Призывник-это звучит гордо»
2.
Выставка
книг,
стендов,
посвящённых
окончанию
Второй
Мировой
войны,
Защитника
отече ства,
Космонавтики, Дня призывника, ко Дню победы
3.
Торжественные линейки ко Дню солидарности в борьбе
с терроризмом, политических репрессий, Дню памяти о
россиянах, исполнявшим служебный долг за пределами
Отечества, Дню победы
4.
Акции
«Доброе
сердце»
(помощь
девочке
больной
раком);
«Доброе
дело»
(помощь
труженикам
тыла,
инвалидам); Акция «Обелиск» (уход за памятниками);
Районная акция «Ветеран живёт рядом»
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
Деятельность
по
этому
направлению
была
организована с учетом задач стоявших перед школой.
2.
Мероприятия проводились в соответствии с планом
воспитательной работы школы;
3.
Необходимо
включить
в
работу
по
гражданско-
патриотическому
воспитанию
помощь
ветеранам
педагогического труда.
Здоровьесберегающее (профилактика вредных
привычек, ДДТТ, пожаров, терроризма и т.д.)
Не малую роль в воспитании играет работа по направлению
охраны
жизни
и
здоровья
учащихся
т.к
совершенствование
оздоровительной
работы
с
учащимися
и
привитие
навыков
здорового образа жизни одна из важнейших задач школы по
воспитанию здорового и активного гражданина. По данному
направлению
в
2011-2012
учебном
году
были
проведены
следующие мероприятия:
1.В
течение
года
на
классных
часах
проводились
профилактические
беседы
по
предупреждению
вредных
вривычек,
наркомании,
табакокурении;
показывались
презентации
для
учащихся
«Курение:
за
и
против»,
«Наркомания – путь в никуда»;
2.
В
сентябре
оформлен
стенд
«Вредные
привычки»;
Выставка книг «Почему важно знать об этом?»
3. Соц. педагог проводил консультации о вреде курения, а
так же анкетирование, которое помогло понять, что многие
учащиеся отрицательно относятся к курению;
4. Сотрудники ФАП в октябре и мае также проводили с
учащимися беседы о вреде на организм вредных привычек,
укусе клеща.
5. Кл. руководители в течение года проводили консультации
для родителей «Если ваш ребёнок курит»
5. По предупреждению пожаров проводились на классных
часах беседы с презентациями, инструктажи, тренировки по
эвакуации
при
пожаре;
конкурсы
рисунков;
оформлены
стенды «Действия при пожаре».
6. По профилактике ДДТТ прошли такие мероприятия как,
участие
во
Всероссийской
операции
«Внимание
дети»;
проведение викторины по ПДД «Лучший пешеход»; конкурс
рисунков «Правила дорожного движения» для учащихся 1-8
класс;
проведение
инструктажей,
бесед,
занятий
по
ПДД
(заполнение
журналов
по
ТБ);
изготовление
печатной
продукции
«Памяток
для
учащихся,
для
родителей»,
«Рекомендаций
для
учителей»;
конкурс
рисунков
«Улица
глазами детей»; ученики 5 класса участвовали в районном
конкурсе
«Безопасное
колесо».
Следует
отметить,
что
мероприятия
по
профилактике
ДДТТ
проходят
очень
интересно, детям очень нравится принимать участия
них,
особенно если они проходят в соревновательном жанре.
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
Продолжать работу по этому направлению;
2.
Активизировать работу классных руководителей в данном
направлении
3.
Привлечь
родителей
в
мероприятия
по
профилактике
ДДТТ.
Профилактика правонарушений
Согласно
плану
воспитательной
работы,
в
целях
предупреждения
и
профилактики
правонарушений
и
употребления ПАВ среди детей и подростков на протяжении
всего учебного года в школе велась работа
по выявлению
несовершеннолетних,
находящихся
в
социально-опасном
положении,
а
также
учащихся,
не
посещающих
или
систематически пропускающих по неуважительным причинам
занятия:
- составлялись списки;
-
своевременно
ставились
такие
дети
на
внутришкольный
контроль;
-
велась
работа
по
устранению
причин,
условий
и
обстоятельств, способствующих совершению правонарушений
несовершеннолетними.
Велось обследование
жилищно-бытовых условий учащихся,
находящихся в социально-опасном положении 1 раз в месяц,
составлялись акты.
Разработан
план
по
профилактике
правонарушений,
включающий
мероприятия
по
правовому
воспитанию,
профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа
жизни.
В школе осуществляется контроль
получения образования
несовершеннолетними.
Строгий
учет
пропущенных
уроков.
Работа по ликвидации пропусков без уважительной причины,
деятельность
школы
по
выявлению
необучающихся
детей,
правовое просвещение подростков и их родителей – основные
формы деятельности школы в этом направлении.
Учащихся, состоящих на учёте в ОДН - нет. Индивидуально -
профилактическая работа с несовершеннолетними проводилась
администрацией школы, соц. педагогом.
Классными
руководителями
совместно
с
соц.
педагогом
проводится
работа в этом направлении
с учащимися и их
родителями
-
классные
часы,
беседы
по
профилактике
правонарушений, рейдовые мероприятия по неблагополучным
семьям, и в вечернее время по улицам села (2 раза в неделю).
Ежегодная, традиционная акция «Помоги собраться в школу»
На внутришкольном учете состоит 2 человека: Ученик 1 – 8
кл., Ученица 2 - 9 класс. Учащиеся 8 класса неоднократно
нарушают
Устав школы.
Классным руководителем 8 класса
ФИО
учителя,
совместно
с
администрацией
школы
неоднократно проводились беседы с учащимися, родителями.
Работа
по
профилактике
правонарушений
в
данном
классе
проводится
регулярно,
но
дает
лишь
кратковременный
положительный результат.
Детей
и
подростков
на
учете
в
ПППН
–
нет.
Количество
неблагополучных семей – 2. Количество многодетных семей –
7. На диспансерном учёте – 5.
Зам.
директора
по
ВР
ФИО,
соц.
педагогом
ФИО.,
отслеживалась
занято сть
учащихся,
со стоящих
н а
внутришкольном
учете,
на
диспансерном
учёте,
из
неблагополучных
семей
и
многодетных
семей
в
свободное
время,
в
период
каникул,
привлечение
их
к
занятиям
в
коллективах
дополнительного
образования,
спортивных
секциях. Все учащиеся, находящиеся в трудном социальном
положении
были
заняты
в
кружках
и
секциях
при
школе,
охвачены горячим питанием в школе.
За
всеми
учащимися,
состоящих
на
учете,
закреплены
наставники
из
числа
администрации
школы,
классных
руководителей. Родительских прав за учебный год никто не
лишен.
Результат:
1.
Работе с трудными подростками в школе уделяется
достойное внимание.
2. Улучшилась выявление детей «группы риска».
3.О ка зы ва е т с я
не обход има я
помощь
д е тя м
и з
малообеспеченных семей.
Проблемное поле:
1.
Снижается ответственность родителей за воспитание
детей.
2. Низкий уровень образования родителей, материальные
трудности в семьях,
Возможные пути преодоления недостатков:
1.
Обеспечение
социально-педагогического
сопровождения
детей, находящихся в социально-опасном положении.
2. Полное выполнение совместного плана работы школы.
3. Классным руководителям усилить контроль за учащимися,
склонных
к
правонарушениям,
за
семьями
находящимися
в
сложной жизненной ситуации и т.д.
Профессионально
–
ориентационное
направление
в
воспитании
Начиная с 8 -10 класс в течение учебного года велась активная
воспитательная
работа
по
профессиональной
деятельности
учащихся.
По данному направлению зам.директором по ВР, классными
руководителями,
библиотекарем,
соц.педагогом
в
2011-2012
учебном году были проведены следующие мероприятия:
1.
Классные часы «Как выбрать профессию».
2.
Выставка книг «Мир профессий».
3.
Выставка
литературы
для
поступающих
в
школьной
библиотеке.
4.
Встречи
с
представителями
разных
профе ссий,
представителями
профессиональных
учреждений
города…(наименование.
5.
Анкетирование «Мои способности и интересы».
6.
Консультации.
7.
Игра-телепередача «Человек и профессия»
Анализ
воспитательной
работы
по
данному
направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
4.
Продолжать работу по этому направлению.
5.
Активизировать
внеклассную
работу
классных
руководителей в данном направлении.
6.
Привлечь родителей в мероприятия по профориентации.
Ученическое самоуправление
В
2011-2012
учебном
году
педагогический
коллектив
продолжал работу над вопросом организации самоуправления
как
на
школьном
уровне,
так
и
в
классных
коллективах.
С
сентября
2011
года
начал
работу
орган
ученического
самоуправления старшеклассников – Совет старшеклассников.
В
состав
школьного
объединения
«SOS»
могут
войти
все
желающие
учащиеся
8-11
классов,
имеющие
интерес
и
склонность к организации общешкольных дел, стремление к
созданию условий в школе для развития способностей каждого
учащегося с 1-го
по 11-й класс, независимо входит он в объединение или нет.
Объединение
«SOS»
формируется
каждый
год
на
собрании
старшеклассников. Ребятами была спланирована деятельность
на год, проведено 12 заседаний совета по вопросам организации
и проведения общешкольных мероприятий. Его деятельность
курировала заместитель директора школы по ВР – ФИО. Совет
старшеклассников функционирует на основании Положения, в
котором
отражены:
цель,
задачи,
основные
принципы
деятельности Совета, права и обязанности членов Совета.
В 2011-2012 учебном году в Президентский Совет входили 11
обучающихся 8 – 11 класс.
Отмечается активная творческая
работа следующих активистов: презедента Союза – Ученица –
10кл.,
Вице-президент
–
Ученик
-
9кл.,
Министр
спорта
–
Ученик
-
9
кл.,
Министр
просвещения
–
Ученица
-
9
кл.,
Министр
здравоохранения
–
Ученик
-
9
кл,
которые
очень
ответственно относились к своим обязанностям.
Учащиеся, которые входят в состав Пресс-центра оформили
информационный
стенд
школьного
объединения
«SOS»,
где
размещали всю информацию, касающуюся школьной жизни.
Президентский совет организует и проводит:
рейды по проверке сохранности школьного имущества и
учебников;
проверку санитарного состояния кабинетов;
работу в школьном музее;
организует конкурсы стенгазет различенной тематики;
помогает в подготовке школьных праздников, предметных
недель;
проводит
трудовые
десанты
по
благоуст ройству
территории школы;
помогает проводить дни открытых дверей и традиционный
День самоуправления.
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Необходимо
продолжать
работу
над
развитием
и
совершенствованием школьного самоуправления.
2. Работу школьного ученического самоуправления за
истекший год можно признать удовлетворительной.
3. Воспитывать самостоятельность и инициативность у
учащихся, привлекать большее их число для активного
участия в самоуправлении.
4. П о в ы с и т ь
к ач е с т в о
в ы п у с к а е м о й
г а з е т ы
самоуправления.
5.
Необходимо
продумать
самоуправленче скую
структуру, связывающую деятельность обучающихся с
1 по 11 класс.
Экологическое направление в воспитании
Экологическое
направление
в
воспитании
помогает
формировать у учащихся сознательное отношение к природе. В
связи
с
этим
круглый
год
в
школе
проводились
такие
мероприятия,
как
«Конкурс
букетов
и
цветов»,
озеленение
классов, викторины, выставки книг о природе, конкурс поделок
из
природного
материала,
озеленение
и
благоустройство
территории
школы
и
т.д.
Одним
из
условий
и
реализации
экологического
образования
является
единство
классной
и
внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды.
Вопросы экологии проходили через выставки изобразительного
творчества,
экологические
вечера,
акции:
«Покорми
птиц»,
«Самый зелёный класс», «Помоги птицам перезимовать!». Для
старшеклассников организованы круглые столы по проблемам
окружающей среды. Основными направлениями деятельности
являются: просветительская, воспитательная, природоохранная.
Хочется отметить, что все дети с большой охотой и интересом
принимают
участие
в
мероприятиях
экологиче ского
направления так, как в них можно проявить свою фантазию и
способности. Особо активные дети были поощрены грамотами.
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
Необходимо
продолжать
работу
над
развитием
экологического направления в школе.
2.
Активизировать работу старшеклассников в данном
направлении.
3.
Привлечь
больше
родителей
в
работе
в
данном
направлении.
Трудовое направление в воспитании
Начиная с 1-го - 11-й класс в школе проводилась активная
работа по трудовому воспитанию учащихся. В течение года
были проведены такие мероприятия: операция «Урожай- 2011»,
«Чистый двор», «Уют», субботники по отчистке школьного
двора.
Анализ воспитательной работы по данному направлению
деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
Необходимо
продолжать
работу
по
э том у
направлению.
2.
Активизировать работу со старшеклассниками в этом
направлении.
Работа с родителями
Работа классных руководителей с родителями учащихся
была направлена на сотрудничество с семьей в интересах
ребенка, формирование общих подходов к воспитанию,
совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей, выработку близких
по сути требований, организацию помощи в обучении,
физическом и духовном развитии обучающегося. Классные
руководители в течение учебного года вели
систематическую работу по привлечению родителей к
участию в воспитательном процессе в
общеобразовательном учреждении, что способствовало
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта ребенка в
школе и за ее пределами. Классные руководители
организуют работу по повышению педагогической и
психологической культуры родителей через проведение
родительских собраний, совместную деятельность. Но
вместе с тем было отмечено, что интерес родителей к
«школьной жизни», проблемам в последнее время
несколько снижен, не все родители принимают активное
участие в учебно – воспитательном процессе школы.
В
школе
родительская
общественность
представлена
родительскими
комитетами
классов
и
родительским
комитетом
школы.
Родительские
комитеты
классов
формируются
на
добровольной
основе
из
родителей
учащихся класса, обычно родительский комитет состоит из
3 - 4 человека. Родительские комитеты классов в 2011-2012
учебном
году
помогали
классным
руководителям
организовывать
и
проводить
различные
мероприятия,
привлекали
к
работе
интересных
людей,
помогали
в
организации
и
проведении
экскурсионной
работы
и
совместной творческой работы родителей и учащихся.
Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность
глубже
изучать
интересы
и
увлечения
детей
и
способствовать
их
развитию.
В
то
же
время
школа
нуждается
в
том,
чтобы
родители
хорошо
осознавали
целевые установки воспитания, в основе которого лежит
необходимость
гражданского
формирования
личности,
и
обращали внимание не только на учебную работу детей, но
и
проявляли
повседневную
заботу
об
их
трудовом,
физическом, нравственном и эстетическом воспитании. С
целью
повышения
педагогической
культуры
родителей,
укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её
воспитательного
потенциала
используются
массовые,
групповые,
индивидуальные
формы
и
методы
работы
с
родителями.
Большая
часть
из
них
стала
настоящими
помощниками и друзьями школы.
Поэтому
основной
целью
работы
родительского
комитета
школы
является
координация
взаимодействия
учеников, родителей и учителей.
Родительский комитет школы состоит из представителей
родителей
учащихся
от
каждого
класса
и
представляет
интересы
каждого
класса.
В
этом
учебном
году
родительский комитет школы состоял из 3 человек.
О с н о в н ы е
з а д ач и
–
о р г а н и з а ц и я
д о с у г а ,
профила кт ика
пра вона руше ний,
п р о ф и л а к т и к а
асоциального поведения, здоровье учащихся.
Основные
формы
работы
с
родителями
–
индивидуальные беседы, классные родительские собрания,
общешкольные
родительские
собрания,
вс т реч и
представителей
родительского
комитета
школы
с
директором.
В начале года было проведено общешкольное родительское
собрание:
«Семья
и
школа:
детство
без
жестокости
и
насилия». Родителями единогласно было принято – больше
уделять внимания проблеме насилия детей.
Анализ
работы
с
родителями
позволяет
сделать
следующие выводы:
1.
Необходимо
при
участии
родительского
комитета
шире
привлекать
родителей
к
участию
в
мероприятиях,
в
том
числе
и
спортивных,
к
оформлению
и
благоустройству
кабинетов,
к
благоустройству и озеленению школьной территории,
к совместной творческой деятельности.
2.
Так
как
посещаемость
родительских
собраний
в
большинстве
классов
низкая,
н е о бход и м о
разнообразить
форму
проведения
родительских
собраний:
круглые
столы,
тематические
дискуссии
родителей с приглашением специалистов, в которых
заинтересована
семья,
встречи
с
администрацией
школы, с учителями – предметниками, работающими
в данном классе и т.п.
Работа классных руководителей
В течение всего учебного года в школе велась работа с
классными руководителями и всеми педагогическими
кадрами по повышению «воспитательной квалификации»
педагогов. Были запланированы и проведены:
«Утверждение плана работы ШМО классных
руководителей», «Утверждение тем самообразования
педагогов на год» (сентябрь); «Организация
сотрудничества классного руководителя с родителями
обучающихся: основные формы и направления
взаимодействия» (октябрь); «Выступление социального
педагога о работе с учащимися, состоящих на учёте»
(декабрь); «Анализ работы ШМО классных руководителей
в первом полугодии» (январь); «Формирование
толерантного мышления и толерантного поведения
школьников» (февраль); «Результаты самообразования
педагогов», «Итоги работы ШМО в истёкшем году и
планирование в будущем учебном году».
На
ШМО
и
совещаниях
классных
руководителей
обсуждались этапы подготовки предстоящих мероприятий,
анализировались
уже
проведенные
открытые
классные
часы,
тематические
недели,
мероприятия,
давались
рекомендации
по
организации
конкретных
дел.
ЗДВР
проводились
консультации для классных руководителей:
«Документация классных руководителей», «Организация и
проведение КТД».
Проанализировав планы воспитательной работы классных
руководителей,
администрация
отметила,
что
в
планах
предложены
мероприятия
как
общешкольные,
так
и
классные (по желанию учащихся и усмотрению классного
руководителя),
включены
темы
обязательных
классных
часов, темы для родительского лектория. В первом разделе
плана
все
классные
руководители
дали
а н а л и з
воспитательной
работы
за
прошедший
учебный
год,
поставили
цели и задачи воспитательной работы на
предстоящий
учебный
год
и
определили
ведущие
н а п р а в л е н и я ,
ф о рм ы
и
с п о с о б ы
о р г а н и з а ц и и
жизнедеятельности классного коллектива.
В этом учебном году всего работало всего:
9 классных
руководителей
Анализ и изучение работы классных руководителей
с
классным
коллективом
показал,
что
деятельность
большинства
классных
коллективов
направлена
на
реализацию общешкольных и социально значимых задач.
В
традиционных
школьных
мероприятиях
принимали
участие все классы, но степень активности классов в жизни
школы,
естественно,
разная.
Это
связано
с
работой
классных
руководителей
их
желанием
и
умением
организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию
в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет
сформированность
классного
коллектива,
отношения
между учениками в классе.
Все
классные
руководители
взаимодействуют
с
родителями.
В
течение
года
добросовестно
выполняли
свои
обязанности,
вовремя
сдавали
документацию,
активно
вместе
с
детьми
принимали
участие
во
всех
школьных
делах следующие классные руководители: (ФИО классных
руководителей).
Анализ
работы
с
родителями
позволяет
сделать
следующие выводы:
1.
В
целом
работу
классных
руководителей
можно
считать удовлетворительной.
2.
Активнее
привлекать
классных
руководителей
к
подготовке и проведению открытых воспитательных
мероприятий.
3.
Необходимо создать систему мониторинга уровня
воспитанности учащихся.
4.
В
предстоящем
учебном
году
перед
классными
руководителями
ставится
задача
по
развитию
воспитательных
систем
классов,
воспитательного
потенциа ла
коллектива,
развитию
у р о в н я
воспитанности учащихся.
5.
Увеличить
использования
ИКТ
в
работе
классных
руководителей.
6.
Активно
включиться
в
работу
по
созданию
«Портфолио» классного коллектива.
7.
Обновлять и развивать единую систему школьного и
классного ученического самоуправления.
8.
Продолжить работу по повышению научно-
теоретического уровня педагогического коллектива в
области воспитания детей.
Дополнительное образование
В
системе
единого
воспитательно-образовательного
пространства
школы
работа
по
дополнительному
образованию в 2011-2012 учебном году была направлена
на
выполнение
задач
по
дальнейшему
обеспечению
доступных форм занятости учащихся во внеурочное время
с
учетом
их
индивидуа льных
о собенно стей
и
возможностей школы. В рамках нашей школы выстроена
модель
реализации
внеурочной
деятельности.
Основной
целью внеурочной воспитательной работы школы является
гармоничное развитие учащегося с учетом его возраста,
интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие
природных способностей каждого ученика.
На базе школы работало 6 кружков и секций:
1.
«Краеведческий» (руководитель…...)
2.
«Амурские узоры» ( руководитель……..)
3.
«Умелые руки» ( руководитель…...)
4.
«Вокал» (руководитель…..)
5.
«Выразительное чтение» (руководитель……..)
6.
Баскетбол (руководитель………)
Таким
образом,
с
учетом
имеющихся
в
распоряжении
педагогов
школы
ресурсов,
желаемых
результатов,
специфики
образовательного
учреждения,
разработаны
различные
типы
образовательных
программ
внеурочной
д е я т е л ь н о с т и :
ко м п л е к с н ы е ,
т е м а т и ч е с к и е ,
о р и е н т и р о ва н н ы е
н а
д о с т и же н и е
р е з ул ь т а т о в
определённого уровня, программы по конкретным видам
внеурочной деятельности, возрастные и индивидуальные
образовательные программы для учащихся.
Следует
отметить,
что
наиболее
популярным
кружком
среди
учащихся,
является
«Баскетбол».
Ребята
активно
принимают участие в соревнованиях по баскетболу как и
внутри
школы,
так
и
на
районном
уровне
и
всегда
получают призовые места.
Кружок
«Амурские
узоры»
тоже
популярен
среди
учащихся. В этой весной они дали отчётный концерт и
показали чему научились за прошедший год. На концерт
были
приглашены
гости
из
г.Николавск-на-Амуре.
На
концерте были поставлены сценки, загадки на нивхском
языке, танцы, кулинарные изделия национальной нивхской
кухни,
а
также
прикладного
национального
искусства,
нивхской литературы.
Занятость детей в системе дополнительного
образования за I четверть 2011г
Анализ
работы
с
родителями
позволяет
сделать
следующие выводы:
1.
Активизировать участие детей в конкурсах,
фестивалях разного уровня.
2.
В конце учебного года руководителям кружкам
организовать отчётные мероприятия.
Вывод: Анализ воспитательной работы за прошедший
2011-2012 год позволяет сделать следующие выводы:
1 .
С ч и т а т ь
в о с п и т а т е л ь н у ю
р а б о т у
ш к о л ы
удовлетворительной.
2.
Продолжить
воспитательную
работу
по
тем
же
направлениям
деятельности,
и
ее
дальнейшее
развитие
отразить в задачах на 2012-2013 учебный год:
o
Совершенствовать формы и методы внеурочной
работы.
o
Разнообразить формы работы по гражданско-
патриотическому воспитанию.
o
Разработать комплексно-целевые программы по
физкультурно-оздоровительной работе с
учащимися.
o
Развивать структуру самоуправления.
o
Поддерживать и развивать традиции школы.
o
Продолжать приобщение учащихся к системе
культурных и нравственных ценностей.
o
Организацию и проведение воспитательных
мероприятий осуществлять в тесном
сотрудничестве с родительской общественностью,
как субъектом воспитательного процесса.
Цель
воспитательной
работы
школы
в
2012-2013
учебном
году –
подготовка
ответственного
гражданина,
способного
самостоятельно
мыслить
и
оценивать
происходящее,
строить
свою
жизнь
и
деятельность
в
соответствии
с
собственными
интересами
и
с
учетом
интересов
и
требований
окружающих
его
людей
и
общества в целом.