Автор: Коломийцева Людмила Александровна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: ГБОУ "школа №2095 "покровский квартал" ДО Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Готовность ребенка к школе Раздел: дошкольное образование
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко
не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая
готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут
предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать,
подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную
адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для
дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет
трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи
появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он
выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться.
Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой,
особенно если ребенок неуверен в себе, робок. Поэтому необходимо выработать верное
представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной
готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка
взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал
себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен
поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить
результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется
длительностью производимого действия.
Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности.
Она заключается в формировании у детей не боязни трудностей, стремлении не пасовать перед
ними. . Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Условия жизни изменились.
Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые
слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается
и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать,
делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этой способности только
тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей
дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, у детей возникает интеллектуальная
пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи
советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями —
огромная радость и ценность для ребенка.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их
сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об
окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится
ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но
если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны,
поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком
просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы
убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать
скуку и утомление. Интерес — главное в общении.
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”.
Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает
коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания
“взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к
школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается
представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно
представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Рисуя, строя, ребенок переживает радость
творчества, само-выражается.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному
поиску идей и средств их воплощения.