Напоминание

Психологические особенности студенческого возраста и проблемы воспитания в высшей школе


Автор: Барбар Людмила Алексеевна
Должность: преподаватель РКИ
Учебное заведение: Белгородский Государственный Аграрный Университет имени В.Я. Горина, Россия
Населённый пункт: п. Майский, ул.Студенческая, 1
Наименование материала: научная статья
Тема: Психологические особенности студенческого возраста и проблемы воспитания в высшей школе
Раздел: высшее образование





Назад




БЕЛГОРОДСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Я. ГОРИНА

Россия, Белгородская область, пос. Майский, ул. Вавилова, 1

Тема: « Психологические особенности студенческого возраста и проблемы

воспитания в высшей школе»

Барбар Людмила Алексеевна

Проблема воспитания студентов – одна из наиболее спорной проблемы.

«Должны ли воспитывать взрослых людей?», «Стоит ли и корректно ли это

делать?». Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его

понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных

воспитателю, ВУЗу, обществу качеств, то ответ будет только отрицательным. Этот

подход называется технократическим и трактует воспитание как проектирование и

направленное формирование личности в соответствии с общественными,

национальными, классовыми, конфессиональными и другими интересами. Если

как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения,

создание наиболее благоприятных условий для саморазвития личности

заложенных в ней сущностных сил, максимально возможной самоактуализации

человека, то ответ должен быть максимально положительным.

Зачем нужен преподаватель в ВУЗе, только ли как носитель и «передатчик»

информации? Но как раз в этом качестве он значительно уступает многим другим

источникам информации, таким как книги и компьютеры. ВУЗ служит не только и

может быть не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и

воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого

является и сам специалист. Его как представителя определенной культуры

характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное

мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального

поведения и т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и

профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта

культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое

человеческое общение.

Эту истину хорошо сформулировал К.Д. Ушинский: «Только личность может

действовать на развитие и определение личности, только характером можно

образовать «характер»».

2

Воспитывать – это означает строить систему взаимоотношений между

людьми. В современной педагогике начинает преобладать подход к воспитанию

создания условий для саморазвития личности.

Каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на

других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится

принимать. Уникальность и неповторимость каждой личности составляют

богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного

проявления и развития личности подрывает ее творческие потенции, препятствует

ее «самоактуализации». Сам способ существования личности есть постоянный

выход за пределы самой себя, стремление к росту и развитию, направление

которого воспитатель не может предугадать заранее, и он не имеет право

принимать ответственные решения за воспитуемого, какими бы эти решения не

казались ему.

Самый главный прием воспитания – это принятие человека таким, какой он

есть без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у

воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием

плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Но воспитатель не должен занимать пассивную позицию в отношении тех

выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.

Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов,

которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его

ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего

богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не

может, скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Надо

сохранять за воспитанником право на самостоятельное принятие решения.

Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания

состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к

полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея

3

равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе

педагогики сотрудничества.

Наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких

ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не

знает ни тот ни другой. В этом случае феномен партнерства выражен максимально.

Еще одна важнейшая задача воспитания – помощь воспитуемому в выработке

индивидуального стиля деятельности и общения. Для решения такой задачи

преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методами

психодиагностики, а так же научить студентов приемам самопознания. Важнейшее

значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей

студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером

основной деятельности.

Сформулируем основные принципы гуманистического подхода и правила

гуманистической педагогики.

1.

Личность, человек в системе образования никогда не должны выступать в

качестве средства решения других проблем; быть объектом манипуляции, но

всегда как цель, как весомая ценность.

2.

Личность как цель никогда не должна выступать в качестве жестких

образцов, моделей, навязываемых самой личности извне. Ставить личность в

центр системы образования – значит заботиться о создании условий для ее

саморазвития.

3.

Требования для саморазвития – это не ограничивать, не подавлять право на

свободное саморазвитие других людей.

4.

Задача преподавателя максимально широко раскрывать поле выбора путей

самореализации личности через приобщение к профессиональным знаниям,

к гуманитарному знанию и к культуре в целом.

5.

Должны быть обеспечены равноправное, партнерское, взаимоуважительное

отношение педагога и учащихся; соблюдения принципов педагогики

4

сотрудничества, максимальное стимулирование самостоятельности в

обучении и его индивидуализация.

6.

В Вузовском обучении необходимо практиковать совместное решение

преподавателем и студентом реальных творческих задач, с которыми и тот и

другой сталкиваются впервые.

7.

Необходимо устранять условия, потенциально могущие привести к

патологическому развитию личности обучающегося, оказывать ему

психологическую помощь, в том числе и в решении личных проблем, а также

налаживание работы психологической службы в каждом учебном заведении.

Свою способность знать и понимать студентов, адекватно оценивать их

личностные качества и состояния преподавателем считают одним из важнейших

профессиональных качеств.

Для того чтобы при построении программы учесть возможности и

потребности студентов, нужно хорошо их знать. Успешная учебная деятельность

студента зависит не только от степени владения приемами интеллектуальной

деятельности, она обусловлена личностными параметрами учебной деятельности –

устойчивой системой отношений студента к окружающему миру и к самому себе.

Студенческий возраст характеризуется наивысшим уровнем таких

показателей, как мышечная сила, быстрота реакций, моторная ловкость, скоростная

выносливость. Это возраст (18-25 лет) физического совершенства человека.

Большинство спортивных рекордов установлено именно в этом возрасте. Но, как

свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, именно

студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в

своей возрастной группе. Студенты лидируют по числу больных гипертонией,

тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Причины этого, как

показывают исследования, кроются в том, что в процессе Вузовского обучения

студенты испытывают сильное психическое напряжение, разрушительное для

здоровья.

5

Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в

периоды контроля и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из

грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения

учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в

целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов или в словесной форме,

что он неумен, ленив, безответственен. Заставляя студента переживать негативные

эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и

здоровье студента.

Учеба в ВУЗе требует больших затрат времени и энергии, что сказывается

на задержке социального становления студентов по сравнению с другими группами

молодежи.

Сам того не осознавая, преподаватель как бы ставит планку, ограничивает

уровень, до которого студент, по его представлению, может развить свои личные

качества, такие как ответственность, инициативность, самостоятельность. Студент

неосознанно воспринимает такую программу и, что особенно огорчительно,

внутренне принимают ее. Человеку свойственно легко адаптироваться к

заниженным требованиям: в этих условиях способности студента не только не

развиваются, но и часто деградируют.

Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности,

напротив, как бы отодвигает планку, раскрывает новые горизонты, не ограничивая

возможности развития личности, усиливая их своей верой, внутренней

поддержкой.

Именно в студенческом возрасте достигают своего максимума в своем

развитии не только физические, но и психологические свойства, и высшие

психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и

чувства. Данный период жизни максимально благоприятен для обучения и

профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование

индивидуального стиля деятельности. В познавательной деятельности начинает

6

приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира,

устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой

реальности.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в ВУЗе – это

способность учиться, которая скажется на его профессиональном становлении.

Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше

время быстро устаревают. В период Вузовского обучения идет развитие

специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами

деятельности, являющиеся компонентами его будущей профессии. На старших

курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со

студентами. В выполнении с ними курсовых и дипломного проектов, прохождение

практики и т.д. Передача «личностного знания» возможна только в союзе «учитель

– ученик».

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте приходит к уравновешенному

состоянию «успокаиваясь» после бурного развития в подростковом периоде.

Определенные отголоски прошлых «бурь» иногда дают себя знать, особенно у

студентов с задержками личностного развития, страдающих инфантилизмом. Часто

может наблюдаться гипертрофированная, абстрактная неудовлетворенность

жизнью, собой и другими людьми.

При неадекватном педагогическом воздействии, такие состояния могут стать

причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при направлении энергии

этого эмоционального состояния на решение сложной задачи для студента,

неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной

работе. Преподавателю необходимо следить за тем, не переходит ли опасную черту

неизбежный дисбаланс рационального и эмоционального в стиле его общения со

студентами. В этом случае эффективность его работы со студентами может сильно

снизиться. У преподавателя самого могут возникнуть эмоциональные перегрузки,

7

еще более усиливающие трудности нахождения верного эмоционального тона в

общении со студентами.

Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании

человеком своей индивидуальности, неповторимости в становлении самосознания

и формирования образа «я».

Образ «я - концепция» - это социальная установка, отношение личности к

себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный,

эмоциональный и поведенческий.

За последнее время произошел сдвиг пика становления самосознания с

возраста 17-19 на 23-25 лет.

Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто

противоречивых потребностей юношеского возраста – в общении, уединении, в

достижениях и т.д.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в

основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие

сферы жизни – в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу

интимных отношений.

Человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в

противном случае ему грозит уход в болезнь, невротизация или уход в

криминальную жизнь.

Потребность в достижениях часто входит в конфликт с потребностью в

общении, и разрешение этого конфликта в пользу той или иной потребности

приводит к дальнейшим личностным изменениям. И здесь ответственна роль

преподавателя, выступающего в роли первого эксперта, дающему студенту

«обратную связь» о результатах его исследовательской работы. С социальной точки

зрения очень важно, что студенческий этап развития жизни человека связан с

8

формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от

родительского дома, формированием семьи.

Благоприятное положение студента в окружающей его среде содействует

нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения

между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей,

к которым обязательно должен относиться и преподаватель. Преподаватель может

помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки,

улучшить его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию

личности в целом.

В условиях успешной воспитательной работы следует помнить о создании

благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним

поля возможных выборов и их последствий, и окончательное решение всегда

должен принимать сам воспитуемый. Важнейшим условием внимания студента к

тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает «принятие» студента

преподавателем и признание за студентом права на любой выбор.

9

Список литературы:

С.Д. Смирнов, « От деятельности к личности», Педагогика и психология высшего

образования, 5-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2010 г.

10



В раздел образования