Автор: Громик Галина Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Пыть-Ях
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок на тему "Строение семян двудольных и однодольных растений".
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
по биологии
в 6 классе
«Строение семян двудольных и однодольных растений»
Технологическая карта урока.
Тема урока
Строение семян
Предмет
Биология
Класс
6 класс
Автор урока (ФИО, должность)
Громик Галина Викторовна
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ №2 город Пыть -Ях
Методическая информация
Тип урока
комбинированный урок с выполнением лабораторной
работы.
Цели урока
изучить
строение
семян,
выявить
особенности
строения
семян
однодольных
и
двудольных
растений, выяснить значение семян для растений как
органа его размножения и распространения.
Задачи урока
Образовательные:
знать
строение
семян,
распознавать
и
описывать
по
рисунку
строение
семян
однодольных
и
двудольных
растений,
называть значение семян.
Развивающие:
анализировать, сравнивать и обобщать факты;
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать
по
предложенным
критериям
семена двудольных и однодольных растений;
устанавливать
соответствие
между
частями
семени
и
органами
проростка;
уметь
организовать
совместную
деятельность
на
конечный
результат;
уметь
выражать
свои
мысли.
Воспитательные:
осознанно
достигать
поставленной
цели;
воспитывать
положительное
отношение
к
совместному труду.
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Формы представления учебной задачи:наглядный
образ
(презентация),
рисунок,
схема,
слушание,
чтение
Технологии формирования УУД
1) проблемно-диалогическая технология
2) организация учебного сотрудничества
3) технология оценки образовательныхдостижений
4) информационно-коммуникативные технологии
Методы:
1)
метод проблемного изложения в обучении
2)
частично-поисковый метод обучения
3)
исследовательский метод обучения
Организационные
формы:
ф р о н т а л ь н а я ,
индивидуальная, в парах, групповая работа
Время реализации урока
40минут
Планируемые результаты
(универсальные учебные
действия), которые
актуализируют/приобретут/
закрепят/ обучающиеся в ходе
урока
Предметные универсальные действия
- знать строение семян,
- распознавать и описывать по рисунку строение
семян однодольных и двудольных растений,
- называть значение семян.
Личностные универсальные учебные действия
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к
новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и
ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы
Метапредметные
универсальные
учебные
действия
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
самостоятельно
определять
цель
учебной
деятельности,
искать
пути
решения
проблемы
и
средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Познавательные УУД
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Коммуникативные УУД
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Термины и понятия
растения
двудольные
и
однодольные,
кожура,
семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм,
околоплодник, зародыш.
Необходимое оборудование и
материалы
сухие
и
набухшие
семена
фасоли
и
пшеницы,
препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки
пшеницы,
микроскоп,
компьютер,
проектор,
интерактивная доска;
подготовить
заранее:
замочить
семена
фасоли
и
пшеницы (за 2-3 дня)
Список учебной и
дополнительной литературы
Список литературы:
1. Биология: Ботаника. 6 класс. Книга для учителя.-
М. «Первое сентября», 2012 (Я иду на урок).
2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков:
семинары, конференции, формирование ключевых
компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др.
Волгоград. Учитель. 2015.
3. Биология. Живой организм.Опорные конспекты.
М., Классикс Стиль, 2013.
4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб,
ООО «Виктория плюс», 2014.
5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс.
Тематическое и поурочное планирование к
учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии,
грибы, растения». Пособие для учителя.
Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. М., Дрофа, 2012.
6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.
Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника.
Учитель, 2015.
7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии,
грибы, растения: Учебник
дляобщеобразовательных учреждений. – М.:
Дрофа, 2016.
Ход и содержание урока.
Деятельность учителя и
учеников.
1. Мотивация и актуализация
знаний.
Цель этапа: включение
учащихся в деятельность,
актуализация имеющихся
знаний; развитие
познавательных интересов и
инициативы учащихся;
формирование
коммуникативных умений
Учитель: Итак, продолжим знакомство с
Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили
с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
Какие же растения называют покрытосеменными и
за что они получили такое название? у которых
образуется цветок; покрытосеменные – так как
семена развиваются внутри плода. т.е. они
защищены (покрыты)
Какие жизненные формы растений вы знаете?
(деревья, кустарники, травы)
Каково значение покрытосеменных в природе и
жизни человека?
Все покрытосеменные, несмотря на свое
многообразие, имеют общий план строения. Их
органы подразделяют на вегетативные и
репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова
«вегетативус» - растительный) органы составляют
тело растения и осуществляют его основные
функции, включая вегетативное размножение. К ним
относят корень и побег. Репродуктивные, или
генеративные (от латинского слова «генераре» -
производить), органы, связанные с половым
размножением растений. К ним относят цветок, плод
и семя.
2 . Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: вызвать у учащихся
эмоциональную реакцию
затруднения.
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и
угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем
говорить на этом уроке?
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Предполагаемый ответ учеников (О семенах)
Учитель: Где находится будущий побег и могучий
корень?
Ученики: В семенах.
Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя
говорится, что это будущая жизнь?
Ученик: Так как из семян появляется новое
растение.
- Как же появляются молодые растения? Весной,
когда земля освобождается от снега, многие люди
торопятся поскорее посеять разные овощные
культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они
сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую
глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и
совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на
том месте, где под слоем земли находилось семя,
появляется маленькое зеленое растеньице –
проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени
спрятано будущее растение.
– Тема урока «Строение семян двудольных и
однодольних растений».
– Цели урока
Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его
строением, узнаем, чем отличаются по строению
семена двудольных и однодольних растений,
выполним лабораторную работу.
Наглядный материал: семена фасоли, пшеницы,
гороха, кукурузы.
Как и где их используют?
Ответьте на вопрос:
«Для чего необходимо изучать семена?»
Вывод: семена важная часть растений. Семена
многих растений употребляются в пищу (фасоль,
горох, пшеница, кукуруза).
Часть семян обладает лекарственными свойствами –
кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена
тыквы помогают при глистных инвазиях, семена
моркови – мочегонное средство, семена льна
используются в парфюмерии для завивки. С
помощью семян происходит размножение растений.
Таким образом, семена играют важную роль в жизни
растений, животных и человека.
Интересные сообщения про семена, которые вы
приготовили дома (сообщения учащихся):
1. Самые крупные семена двулопастной формы у
пальмы.
Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см,
вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы.
Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5
года. Молодое растение получает питательные
вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена
не имеют периода покоя, при хранении быстро
теряют всхожесть.
2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей,
50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена
у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины
– 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки
подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие
семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он
состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных
веществ, поэтому для прорастания требует
идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так
семена грушанки и орхидей прорастают только с
помощью микоризных грибов, а семена осины и
тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.
3. У подавляющего большинства цветковых
растений созревшие семена не способны сразу
прорастать. Они находятся в состоянии так
называемого покоя. Обычный случай вынужденного
покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие
семена сохраняют всхожесть в течение нескольких
лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.
Если подсушенные семена хранить в герметических
условиях, при температуре близкой к абсолютному
нулю они сохраняют жизнедеятельность практически
бесконечно.
4.Наибольшая долговечность свойственна
“твердым семенам”. Так удалось прорастить семена
лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более
1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили
семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с
почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.
5.Есть семена лекарственные.
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В
1
, В
2
, РР,
а проростки пшеницы содержат необходимый для
организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие
семена пшеницы, регулируют обмен углеводов,
белковый обмен, а также образование жирных
кислот.
б) Льняное семя толченое применяется при
заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при
желчекаменной болезни.
г) Настой семян укропа применяют не только при
болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как
мочегонное средство при судорогах, одышке и как
успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным
действием, выгоняют соли из организма. усиливают
тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.
6. А еще семена могут быть эталоном веса,
например, ювелирных изделий, бриллиантов –
караты. Слово "карат" происходит от названия
семени растения цератонии. С помощью этих семян
люди в древности проверяли весы. Семечки
цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу.
Один карат эквивалентен 0,2г.
Интересная информация.
3. “Открытие нового знания”.
Цель
этапа:
формирование
о с н о в
т е о р е т и ч е с к о г о
мышления,
развитие
умений
находить
общее,
высказывать
свою точку зрения.
Все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют
сходное строение?
Каким
образом
мы
это
можем
узнать?
(учащиеся
предполагают план работы)
Выяснить, какое строение имеет семя?
Все ли семена имеют одинаковое строение или они
чем – то отличаются?
Выполнение
лабораторной работы, где проводится
исследовательскую работу.
Класс делится на группы, у каждой группы
для
выполнения работы:
задания, опорные схемы и рисунки, необходимый
набор семян.
После
выполнения
заданий
и
их
оформления
по
одному представителю от каждой группы выступят с
докладами.
Выполнение лабораторной работы «Изучение
строения семян двудольных и однодольних
растений»
Цель: изучить строение семени фасоли и зерновки
пшеницы
Оборудование: проросшие семена фасоли,
микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы»,
лупы, препаровальные иглы, технологические
карты для выполнения лабораторной работы.
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли.
Сравните их размеры и формы.(запишите в тетрадь)
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к
оболочке плода) и семявход (через который
проникает вода).
2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно
снимите семенную кожуру.
3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение.
Рассмотрите части зародыша: две семядоли,
корешок, стебелёк и почечку.
4. Определите, в какой части семени фасоли
находятся запасные питательные вещества.
5.Поьзуясь учебником, выясните, в каких частях
семени запасают питательные вещества другие
двудольные растения (ответ запишите в тетрадь)
6.Зарисуйте в тетради строение семян фасоли и
подпишите части обозначенные цифрами.
Рис.1. Строение семени фасоли
7. Составьте схему строения семяни фасоли
Семя фасоли
Семенная кожура
Зародыш
2 семядоли
Корешок
Стебелек
Почечка
8. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки
пшеницы и подпишите все части обозначенные
цифрами. (Рис.2)
Рис.2. Строение зерна пшеницы
9. Составьте схему строения зерна пшеницы.
Зерно пшеницы
Околоплодник,
сросшийся с семенной зародыш
кожурой
эндосперм
1 семядоля
Корешок
Стебелек
Почечка
10.Сделать вывод.
Сравните сходства и различия двудольных и
однодольных растений.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над
головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-
назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Выступление представителей от каждой группы:
1 Группа – строение семени фасоли
2Группа – строение зерновки пшеницы.
3
Группа
-
Каковы
особенности
строения
семян
других однодольных и двудольных растений.
Обсуждение.
4. Планирование.
Цель этапа: формирование
способности
анализировать,
с р а в н и в а т ь
и м е ю щ и й с я
учебный материал
Учащиеся сравнивают изученные семена.
Что же у них общего? (Общее в строении семян
то,
что
семена
имеют
семенную
кожуру,
запас
питательных веществ и зародыш).
Чем
они
различаются?
(Различаются:
в
семени
фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся
запасные
питательные
вещества,
а
в
семени
пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные
вещества
находятся
в
эндосперме,
кожура
срастается
с
околоплодником,
поэтому
ее
невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну
семядолю, называются однодольными. Например –
пшеница, лук, лилия.
Те
растения,
которые
имеют
в
зародыше
две
семядоли,
называются
двудольными.
Например
–
яблоко, огурец, слива, томат.
Учащиеся делают вывод
1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и
содержит запас питательного вещества.
2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит
из:
зародышевых
корешка,
стебелька,
почечки
и
семядоли.
3.
Семядоли
–
это
первые
листья
зародыша
растения.
4.
Растения,
имеющие
в
зародыше
семени
одну
семядолю, называют однодольными – это пшеница,
кукуруза, овес, лук и др.
5.
Растения,
имеющие
в
зародыше
две
семядоли,
называют
двудольными
–
это
фасоль,
капуста,
яблоня, горох, томат.
6. Применение нового знания.
Цель этапа: применить знания в
новой ситуации ,работа с
самопроверкой, самооценкой и
взаимооценкой.
1.Работа со схемами- рисунками строение семени
фасоли и зерновки пшеницы
2.
Выполнение
теста «Верю
–
не
верю»
с
последующей взаимопроверкой
1.У семени фасоли наибольшую массу имеет-
семядоли
2.Зародыш с запасом питательных веществ входит в
состав- семени
3.Запасные вещества семени кукурузы находятся в -
семядоле
4.У растений из зародышевого корешка развивается –
побег.
5. Зародыш – зачаток будущего растения состоит из -
корешка, стебелька, почечки.
6. У тыквы, фасоли, стрелолиста запас питательных
веществ находится- эндосперме 7.Сколько семядолей
содержат семена однодольных растений - 1 .
8.Семя состоит - кожуры, зародыша
9. Семенная кожура образуется - из покровов семяпочки
10.Семенная кожура выполняет функции -
запасающую
11.Рубчик – место прикрепления семяножки, где он
находится - на семенной кожуре 12.Эндосперм состоит,
из каких клеток - триплоидных.
7. Рефлексия.
Цель этапа: формирование
способности объективно
оценивать меру своего
продвижения к цели урока.
Заполнение анкеты «Оцените урок»
8.Домашнее задание
Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы
после параграфа, прорастить семена для эксперимента.
Задание-эксперимент:
—
Можно
ли
в
домашних
условиях
вырастить
из
проросших
семян
полноценное
растение,
способное
зацвести и дать плоды?
Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в
цветочные
горшки,
ухаживать
за
растениями.
При
выполнении
данной
работы
ребята
обязательно
ведут
дневник
наблюдений,
отмечая
в
нем
все
изменения,
происходящие с растениями.