Напоминание

Педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе


Автор: Горлова Лариса Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 41"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: семинар для педагогов ДОУ
Тема: Педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Семинар для педагогов

«Педагогическое сопровождение освоения ребенком основной

образовательной программы ДО»

Подготовила

старший воспитатель

Горлова Лариса Валерьевна

г. Братск, 2018 год

План семинара:

1.

Игра

«Вы

ошиблись

номером»,

цель:

развивать

умение

вступать

в

процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

2.

Упражнение

«Смысловые

слова»,

цель:

найти

смысловые

значения

слов, обобщая их понятия.

3.

Введение в тему, понятийный словарь.

4.

Педагогическая

поддержка

и

педагогическое

сопровождение

(виды,

методы и приемы).

5.

Проблематика

в

осуществлении

педагогического

сопровождения

освоения ребенком содержания основной образовательной программы,

индивидуального развития.

6.

Практикум

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о содержании,

качестве и проблемах педагогического сопровождения освоения ребенком

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования.

Я

предлагаю

поиграть

в

игру

«Вы

ошиблись

номером».

Выбираем

роли

(грозный

сосед,

полицейский,

разговорчивая

бабушка,

грубиян,

строгий

директор школы, заботливая многодетная мама, уставшая от одиночества

домохозяйка, опытный воспитатель, подросток), игра начинается. Педагоги

вступают

в

общение

по

ситуации.

Молодцы,

какие

эмоции

испытывали

(краткое обсуждение).

А теперь настроимся на работу и выполним следующее упражнение. Нужно

найти такое слово или словосочетание, которое объединяло бы смысловые

значения слов, обобщая их понятия.

Яблоко, груша – это…

Земляника, малина – это…

Эхо, зеркало – это…(отражение)

Басня, рассказ – это…(литература)

Голод, жажда – это…(потребности)

Похвала, наказание – это…(оценка)

Понятие, суждение – это…(логика)

Подготовились, теперь приступаем к работе.

В рамках перемен в российском образовании, современных тенденций

модернизации

образования,

выделяется

необходимость

оказания

квалифицированной помощи ребенку в образовательном процессе.

Как вы понимаете выражение «педагогическое сопровождение» (развитие,

образование, помощь, взаимодействие, сотрудничество, сотворчество и т.п.)?

Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании.

Под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с

целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

Это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на

решение

жизненных

проблем

сопровождаемого.

Педагогиче ское

сопровождение понимают как метод, обеспечивающий создание условий для

принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях

жизненного

выбора.

Психолого-педагогиче ская

с о с т а вля ю ща я

сопровождения – это совокупность разнообразных видов взаимодействия:

Содействия;

Сотрудничества;

Сопереживания;

Сотворчества.

Целью

педагогического

сопровождения

является

способствование

самостоятельному

поиску

оптимальных

решений,

опираясь

на

уже

имеющийся опыт.

Необходимо выявить отличие педагогического сопровождения от другого

распространенного

метода

оказания

помощи

субъектам

развития

педагогической поддержки, который, как и педагогическое сопровождение,

реализуется

в

сфере

образования

и

является

частью

образовательного

процесса.

Педагогическая

поддержка

определяется

как

деятельность

взрослого, направленная на оказание оперативной помощи детям в решении

их проблем для достижения позитивных результатов в образовании.

Особенности методов оказания помощи субъектам развития

Педагогическое сопровождение

Педагогическая поддержка

Оказание

помощи

субъекту

в

решении

проблемы

самого

субъекта

Большая

самостоятельность

субъекта

в

принятии

решения

проблемы самого субъекта

О к а з а н и е

п о м о щ и

в с е м

субъектам развития в решении

типичных

общих

проблем,

независимо

от

потребности

в

этой помощи

Самостоятельность

субъекта

п р е д п о л а г а е т

с т е п е н ь

в к л ю ч е н и я

в

р е ш е н и е

проблемы

Оба метода направлены на решение проблем субъекта развития (помощь в

диагностировании

проблемы,

поиск

путей

её

решения

и

выработки

оптимального плана решения).

Алгоритм педагогического сопровождения:

1.

Диагностика

сути

проблемы

(постановка,

анализ

полученной

информации);

2.

Информационный поиск методов её решения;

3.

Обсуждение

вариантов

решения

проблемы

и

выбора

наиболее

целесообразного пути её решения, составление плана помощи;

4.

Оказание

первичной

помощи

на

этапе

реализации

плана

решения,

выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения

5.

Оценка результатов деятельности по сопровождению.

Виды педагогического сопровождения:

-

по

степени

участия

взрослого

выделяется

непосредственное

и

опосредованное;

-

п о

в р е ме н и

о ка за н и я :

о п е р е жа ющ е е ,

с в о е в р е м е н н о е ,

предупреждающее;

- по длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Непосредственное сопровождение – разговор с ребенком, обращенный

к конкретному ребенку.

Опосредованное

сопровождение

педагог

осуществляет

помощь

сказками, былинами, пословицами и т.п.

Опережающее

сопровождение

дети

получают

информацию

для

размышления до наступления проблемы.

Своевременное сопровождение – помощь непосредственно в момент

возникновения проблемы.

Предупреждающее сопровождение – после происшествия события.

Единовременное сопровождение – педагог уверен в силах ребенка,

использует вербальные и невербальные способы общения.

Пролонгированное

сопровождение

ребенок

длительное

время

не

может

справиться

с

проблемой,

несмотря

на

постоянную

помощь

взрослого, если процесс длителен и требует наблюдения со стороны

взрослого.

Дискретное

сопровождение

организуется

при

необходимости

тактично корректирования решения проблемы.

Виды педагогического сопровождения:

Деятельность

педагога

в

тех

ситуациях,

когда

ребенок

не

может

самостоятельно справиться с затруднением или же не видит грозящей

ему опасности – это «опека», «забота», «защита». Роли педагога –

нянька, клуша-наседка, мама, охранник, адвокат, служба 911.

Наставничество, применяемое в нескольких случаях: ребенок хочет

выполнить действия репродуктивного плана, но не знает как; ребенок

не хочет действовать, но это надо взрослым; ребенок может и хочет

действовать, но взрослый не разрешает действовать самостоятельно (не

верит в силы и творческие способности). Роль педагога – тренер, дятел,

капля, которая точит камень.

Деятельность

педагога

направлена

на

помощь,

поддержку,

сопровождение

ребенка,

который

в

целом

может

справиться

с

проблемой, но испытывает некоторые затруднения. Роль педагога –

медсестра, корректор, катализатор, рука.

Динамика

взаимодействия

ребенка

и

взрослого

в

случае

педагогической

поддержки:

1.

Создание первичных условий для выбора ребенка.

2.

Ребенок

совершает

выбор,

встречается

с

проблемой,

обращается

с

запросом на оказание помощи.

3.

Педагог

создает

вторичные

условия

для

разрешения

ребенком

проблемы.

4.

Решение проблемы ребенком.

Динамика взаимодействия ребенка и взрослого в случае педагогического

сопровождения:

1.

Педагог учит ребенка созданию необходимых условий для работы и

жизни,

разрешать

проблемные

ситуации

и

наблюдает

для

оказания

необходимой помощи.

2.

Самостоятельная

работа

ребенка

по

решению

проблемы.

Ребенок

уверен, что у него есть помощник.

Вариативность

использования

видов

сопровождения

зависит

от

профессионализма

педагога,

его

искренней

заинтересованности

в

судьбе

каждого ребенка.

Вывод:

образовательный

процесс

необходимо

организовывать

на

основе

педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования.

Чтобы чувствовать себя уверенно, педагогу необходимо знание и владение

различными технологиями:

Продуктивной (предметно-ориентированной);

Щадящей (личностно-ориентированной);

Технологией сотрудничества (партнерства).

Технологии

в

работе

педагога

будут

на

80%

определять

успех,

а

индивидуальное мастерство – только на 20%.

Проблема

индивидуального

сопровождения

дошкольников

представляет

сейчас наибольшую значимость для личностного развития детей и состоит в

следующем:

в

детских

садах

отсутствуют

необходимые

условия,

обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с

учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Определяют характерные проблемы дошкольного образования:

1.

Ухудшение

здоровья

детей

(отрицательное

влияние

на

процесс

образования

и

развития,

рост

детей,

нуждающихся

в

усиленном,

пристальном сопровождении).

2.

Неготовность детей к поступлению в детский сад.

3.

Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

4.

Н е с п о с о б н о с т ь

р од и т е л е й

о ка з ат ь

п од д е р ж ку

р е б е н к у

(некомпетентность

родителей,

кризисное

состояние

семейных

отношений, социальное сиротство, рост бродяжничества).

5.

Недостаточность

научных,

методических

и

технологических

материалов

обеспечивающих

процесс

сопровождения

(отсутствие

общепринятой

теории

и

практики

психолого-педагогического

сопровождения,

недостаточное

методическое

и

дидактическое

обеспечение,

коллективные

педагогические

технологии

без

учета

индивидуальных

особенностей,

усложнение

образовательных

программ без учета возможностей детей).

6.

Низкая

квалификация

педагогов

(мало

высококвалифицированных

специалистов по оказанию необходимой, в полном объеме помощи

детям).

7.

Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

Решения проблемы:

- обеспечение каждому ребенку воспитания и образования – интегрированное

воспитание;

-

создание

модели

психолого-педагогического

сопровождения

(ребенок

субъект собственной деятельности, взаимодействие взрослых и детей);

- создание условий для сопровождения;

- разработка педагогических технологий, сбор информации, наличие четких

критериев

и

показателей

развития

ребенка,

диаг но стич е ского

инструментария;

- повышение квалификации управленческих и педагогических кадров.

Шаги:

Разработка нормативно-правовой документации;

Планирование деятельности;

Определение основных форм работы с родителями.

Основные направления ППС:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-

помощь

ребенку

в

решении

актуальных

задач

развития,

воспитания

и

образования;

- психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;

- развитие компетентности педагогов, родителей.

Практические упражнения педагогов:

1.

Группы получают проблему и разрабатывают алгоритм ее решения.

2.

Анкета

«Какие

виды

педагогического

сопровождения

приемлемы

в

работе».

Домашнее

задание:

изучить

методику

организации

педагогических

наблюдений и ответить на вопросы.

Анкета

«Какие виды педагогического сопровождения приемлемы в работе

воспитателя__________________________»

Оцените, пожалуйста, свои умения и желания в педагогическом сопровождении ребенка

по 5тибалльной системе:

1.

Знаю методику технологий сопровождения:

1 2 3 4 5

Непосредственное

Опосредованное

Опережающее

Оперативное

Своевременное

Предупреждающее

Единовременное

Пролонгированное

Дискретное

2.

Владею (применяю) методикой сопровождения:

1 2 3 4 5

Непосредственное

Опосредованное

Опережающее

Оперативное

Своевременное

Предупреждающее

Единовременное

Пролонгированное

Дискретное

3.

Хочу изучить и внедрить технологии педагогического сопровождения (обвести

кружком)

Непосредственное

Опосредованное

Опережающее

Оперативное

Своевременное

Предупреждающее

Единовременное

Пролонгированное

Дискретное

Вопросы по организации педагогических наблюдений

1.

В чем проявляются причины организации педагогических наблюдений?

2.

Что такое педагогическое наблюдение?

3.

Перечислите виды педагогических наблюдений.

4.

Какие формы записи педагогических наблюдений вы знаете?

5.

Проблемы, которые испытываете в организации педагогических наблюдений?

Памятка «Заповеди воспитателя ДОУ» (Е.Е. Шулежко)

1.

Полная самостоятельность и свобода воспитателя.

2.

При воспитателе воспитываются и развиваются дети.

3.

Воспитатель при детях не навязывает, не называет, спрашивает: «А можно я с

вами?».

4.

Воспитатель

при

детях:

спрашивающий,

советующий,

сомневающийся.

Дети:

говорящие, спорящие, утверждающие.

5.

Воспитатель постоянно думает о том, не помешает ли он детям.

6.

Беречь детское познание, способствовать самостоятельному добыванию знаний.

7.

Наложить вето на все запреты. Никогда не делать замечаний. Дисциплина должна

стать результатом, а не средством воспитания.

8.

Будить мысль детей, призывать к речевой инициативе.

9.

Вырабатывать общий темп, ритм работы, не подводить итог занятия.

10. Учить детей договариваться между собой, общаться, находить компании, уважать

друг друга. Дети должны сами выбирать себе друга.

11. Столы расставляются для занятий так, чтобы воспитатель был среди детей.

Отсутствие

условий

в

группах

и

помещениях

ДОУ

для

реализации

педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка

Тяжелая адаптация детей к условиям ДОУ

Неспособность родителей оказать помощь и поддержку ребенку

Авторитарный

стиль

взаимоотношений

участников

образовательных

отношений

Низкая

обеспеченность

научных,

методических

и

технологических

материалов по педагогическому обеспечению

Низкая

профессиональная

квалификация

педагогических

работников

по

оказанию необходимой помощи детям



В раздел образования