Автор: Мушихина Юлия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 74
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: План-конспект и самоанализ занятия в ДОУ по изобразительной деятельности в младшей группе
Тема: «Светит солнышко»
Раздел: дошкольное образование
План-конспект занятия в ДОУ
по изобразительной деятельности
в младшей группе
на тему «Светит солнышко»
Тема занятия в ДОУ. «Светит солнышко»
Дата проведения. 19.02.2018
Тип занятия в ДОУ. Комплексное занятие.
Технология занятия в ДОУ. Рисование отдельного предмета (солнце) гуашью.
Цель занятия в ДОУ. Формировать целостные представления о художественной практике
как
способе
познания
мира
и
его
освоения,
закрепление
приобретенных
умений
и
навыков.
Задачи:
- Знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью.
- Учить сочетать в рисунке округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в рисунке.
- Воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение.
Планируемые
результаты. формирование
представления
возможности
отображения
явлений природы в технике рисования; Нарисовать постепенно одну часть предмета (круг)
затем другую (лучи). Раскрасить круг не заходя за границы.
Основные термины, понятия.
Коврограф- пособие, представляющие из себя полотно из ковролина, которое крепится к
стене, на котором легко расположить элементы: кружки, веревочки и т.д.
Рефлексия
деятельности
-
этап
урока,
в
ходе
которого
учащиеся
самостоятельно
оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Оборудование.
Тонированная
бумага
(серая),
краски
гуашь
желтая,
кисти,
с
водой,
салфетки
(на
каждого
ребенка), потешка
Солнышко-ведрышко»,
макет
самодельного
солнышка на ватмане (приложение), карточки с изображением предметов круглой формы
(шар, мяч, солнце, апельсин), стеклянная доска для рисования, коврограф для аппликации
без наклеивания, желтые круги, полоски желтой бумаги.
План занятия в ДОУ.
Этап занятия
Содержание
Время
Чтение художественной
литературы, беседа.
Чтение потешки Солнышко-ведрышко,
отгадывание загадок о солнце, беседа
«Что такое Солнце ».
3
Физкультминутка
Н.Ф. Губанова с.102
Па льчиковая
гимнастика
«Дай
н а м ,
солнышко, тепла»
2
Рисование Т.С. Комарова с.81
Рисование солнца красками (гуашь)
6
Игра на развитие воображения
и мелкой моторики
«На кружочек посмотри, что увидел, назови»
3
Рефлективный этап
Просмотр и оценка детских работ
1
Ход занятия в ДОУ
1.
Этап подготовительный (организационный)
Воспитатель.
Дети!
Вы
любите
отгадывать
загадки?
Послушайте
внимательно
и
попробуйте отгадать мою загадку:
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
Воспитатель: Правильно, это солнце. Давайте скажем все вместе: солнышко, солнце.
Воспитатель обращается индивидуально к малоактивному ребёнку с просьбой повторить
слова ещё раз вслух.
Воспитатель: А сейчас детки, я вам прочитаю потешку «Солнышко-вёдрышко». (дети
договаривают отдельные слова потешки):
«Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей.
Воспитатель. Нет, не выходит солнышко. Давайте ещё позовём солнышко все вместе?
Дети повторяют.
Воспитатель читает вторую часть потешки:
Освети, обогрей
Телят, ягнят
Ещё маленьких ребят.
Воспитатель: Смотрите, а вот солнышко заглянуло к нам в окошко и смотрит, как вы
занимаетесь
и
играете
в
детском
саду!
Кто
знает
что
такое
солнце?
Если
дети
затрудняются с ответом, воспитатель отвечает сам. –Солнце, это самая близкая к нашей
планете звезда. Это огромный огненный шар! Солнце – это источник жизни, тепла и света.
Воспитатель
показывает
макет
самодельного
солнца,
сделанного
на
ватмане.
(Приложение1).
2.
Физкультминутка
Воспитатель. Дети, вставайте в круг, давайте немного отдохнём. Воспитатель проводит
пальчиковую гимнастику. (Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 102.)
3.
Этап практический
Дети, а давайте нарисуем солнышко? Дети: - Да! Дети садятся за столы.
Воспитатель: Кто знает, чтобы нарисовать солнышко, что нам нужно подготовить?
Дети: - краски, кисточку, лист бумаги, стакан с водой.
Воспитатель: - Какой краской можно нарисовать солнышко? Дети: - Желтой.
Воспитатель: - Ребята, скажите, а какие предметы имеют жёлтый цвет? Дети: - лимон,
банан.
Воспитатель: - Как мы будем рисовать солнце? Давайте попробуем в воздухе нарисовать
солнышко (дети рисуют пальчиком в воздухе солнышко вместе с воспитателем).
Воспитатель предлагает детям положить лист вертикально и рисовать солнышко в верхней
части
листа.
Воспитатель
показывает,
как
обмакивать
кисточку
о
краешек
баночки.
Индивидуально с некоторыми детьми воспитатель ещё раз повторяет, как правильно
держать кисточку.
Когда
солнышки
будут
нарисованы
у
всех
детей,
воспитатель
предлагает
солнышко
украсить лучиками.
Воспитатель: Давайте дорисуем солнышку лучи. Лучики у солнца везде: и сбоку, и вверху,
и внизу. Они могут быть короткими и длинными. Солнышку нужно много лучиков, чтобы
всех обогреть и ярким светом осветить.
Воспитатель наблюдает за действиями детей, последовательностью выполнения. Если в
процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой, или,
придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее рисование).
4.
Этап. Игра на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и
мелкой моторики пальцев рук «На кружочек посмотри, что увидел, назови»
С помощью коврографа дети выполняют аппликацию без наклеивания, используя круги
желтого цвета и полоски жёлтой бумаги, «дорисовывая детали», дети учатся составлять
целый образ предмета (солнце).
5.
Этап рефлективный (подведение итогов, самоанализ).
Воспитатель показывает рисунки всех детей (Приложение 2), и одному из детей дается
поручение
выбрать
лучшую,
по
его
мнению,
работу
и
обосновать
свой
выбор.
Опрашиваются по очереди все дети.
Воспитатель: Все дети молодцы, постарались от души!
Задание детям по рефлексии их деятельности.
Воспитанники в конце занятия отвечают на вопросы воспитателя:
Что у тебя получилось лучше всего?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии?
Список использованной литературы.
1.
Т.С. Комарова Художественное творчество, Издательство Мозаика-Синтез, 2012.
112с.
2.
Н.Ф.
Губанова
Развитие
игровой
деятельности,
Издательство
Мозаика-Синтез,
2010г. 144с.
3.
Хрестоматия для чтения в детском саду и дома, издательство Мозаика-Синтез,
2017г.,272с.
4.
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-дидактика, 2009. –
147 с
5.
Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр, Издательство Мозаика-Синтез, 2014г.,
144с.
6.
Т.В. Бокова «Стихи, сказки и загадки для детского сада», издательство «Росмен-
пресс», 2005г., 80с.
Приложение 1. Макет самодельного солнышка на ватмане.
Приложение 2. Работы «Солнышко светит»
Самоанализ занятия в ДОУ
1.
Внешние связи занятия в ДОУ.
Интеграция
образовательных
областей:
Познание, Коммуникация,
Социализация,
Музыка,
Физкультура,
Безопасность:
Занятию
предшествуют
наблюдения
детей
за
изменениями
в
природе
на
прогулке.
Предварительное
чтение
художественной
литературы.
(стихотворение
А.
Барто
"Смотрит солнышко
в
окошко")
и
заучивание
стихотворений, пословиц и потешек, рассматривание иллюстраций (иллюстрация к сказке
К. Чуковского «Краденное солнце»). Проводятся музыкальные занятия (пение закличек о
солнце), беседы (почему с солнышком светло и тепло, почему все любят солнышко, как
меняются
день
и
ночь),
беседы
по
безопасности
(объяснение
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
в
различных
видах
продуктивной
деятельности),
словарные
игры
«Назови
ласково»,
«Скажи
какой»;
На
занятиях
по
физкультуре
проводится Танец-зарядка «Солнышко лучистое».
2. Характеристика триединой цели занятия в ДОУ с опорой на характеристику
группы.
Цель занятия, поставленная воспитателем – учить детей передавать в рисунке образ
солнышка.
Познавательный
аспект
для
детей
группы
–
сочетать
округлую
форму
с
прямыми
и
изогнутыми
линиями.
Воспитанники
группы
в
ходе
занятия
учатся
самостоятельно
отжимать
лишнюю
краску
о
край
баночки.
В
результат
развивается
самостоятельность и достигается цель – развития творческой деятельности ребенка.
3. Характеристика замысла занятия в ДОУ. Характеристика этапов занятия в ДОУ.
I. Общая организация занятия в ДОУ
1. Последовательность и распределение этапов занятия в ДОУ по времени.
Непосредственная
образовательная
деятельность
состояла
из
трех
основных
взаимосвязанных
между
собой
частей,
в
ходе
которых
дети
поэтапно
выполняли
различные
действия.
Смена
вида
деятельности
на
каждом
этапе
занятия
позволила
предотвратить утомляемость (была проведена так же физкультминутка и дидактическая
игра).
Данная
структура
оптимальна,
так
как
каждая
часть
непосредственно-
образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает
выбор методов и приемов.
2. Организация познавательной деятельности на занятии в ДОУ.
На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную (работа со всей группой по
четкому
расписанию
и
единому
содержанию)
и
индивидуальную
(Каждый
ребёнок
самостоятельно работал с коврографом).
3. Соблюдение охранительного режима.
Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух,
хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники
безопасности. В ходе занятия был сделан перерыв для отдыха детей на физкультминутку.
4. Подведение итога занятия в ДОУ.
При
подведении
итога
занятия,
я
привлекла
к
этому
детей,
попросила
сказать
пару
предложений,
о
том,
что
они
узнали
о
солнце;
провели
анализ
вместе
с
детьми
выполненных работ и оценили участие детей в занятии.
II. Содержание занятия в ДОУ
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность занятия в ДОУ.
-Научная направленность: расширять представления детей об изобразительных техниках,
научить
выполнять
изображение
в
определённой
последовательности,
развивать
познавательную активность.
-Воспитательная
направленность:
воспитывать
самостоятельность,
аккуратность,
стремление к достижению результата; воспитывать чувство радости и удовлетворения от
творческой работы.
-Развивающая
направленность:
развивать
интерес
к
изобразительной
деятельности,
художественный
вкус,
эмоциональные
чувства,
цветовосприятие,
внимание,
коммуникативные умения, мелкую моторику рук.
2. Правильность подбора материала на занятии.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их
психологическим и возрастным особенностям, был интересен и рационален для решения
поставленных целей и задач.
3. Связь теории с практикой.
Дети
используют
на
практике
знания,
полученные
ранее
на
других
занятиях
по
окружающему миру, речевому развитию, математике, а также знания о материалах и
теории, полученные на уроках художественного творчества ранее - теоретические знания
реализуются
в
практические
умения.
Одновременно,
ставя
перед
воспитанниками
посильные проблемы, воспитатель вынуждает детей пополнять практические умения
новыми теоретическими знаниями (с помощью опытов, экспериментов, наблюдений) - это
развивает мышление детей.
4. Организация повторения на занятии в ДОУ и его содержание. Связь повторенного с
новым материалом.
Проведено занятия на тему, предложенную воспитателем: освоение нового программного
материала
с
повторением
пройденного.
Основная
цель
-
закрепление
приобретенных
умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать имеющиеся
знания в новой ситуации. Дети закрепляли
умение изображения округлых форм при
рисовании
солнца.
На
предыдущем
занятии
детям
было
предложено
изобразить
воздушные шары. Занятие по рисованию солнца, это повторение изображения знакомой
формы, но для воспитанников задание звучало как новая интересная тема.
5. Уровень знаний, умений, навыков детей.
Анализируя следующие факторы: деятельность детей на занятии, сохранение интереса и
внимания детей к деятельности в процессе всего занятия, активность и самостоятельность
детей в решении поставленных задач в ходе занятия, участие в итоговой беседе по теме
занятия, умение адекватно оценить ребенком собственную работу на занятии, мржно
определить степень сформированности учебных навыков, умений и знаний тематики
данного занятия.
III. Методическая сторона занятия в ДОУ и его оборудование
1.
Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам занятия в ДОУ и
уровню развития познавательных возможностей детей.
Методы
включают
в
себя
систему
приемов,
которые
объединяются
для
решения
обучающих
задач.
Приемы
(пояснения,
указания,
показ,
команды,
игровой
прием,
художественное
слово,
поощрение,
помощь
ребенку,
анализ,
вводная
беседа
и
т.д.)
направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка и способствуют эффективности
НОД.
Познавательная
деятельность
детей
основывается
на
наглядно-действенных
и
наглядно-образных
формах
мышления
во
взаимодействии
со
словесно-логическим
мышлением. Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как
ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-
образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры,
изобразительной и трудовой деятельности. Живое общение взрослого и детей, которое
характерно
для
речевых
(словесных)
методов,
оказывает
большое
воспитательное
воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию
формируемых знаний.
2.
Чередование методов обучения.
Чередование
разнообразных
методов
обучения
на
занятии
позволило
обеспечить
активность
и
высокую
работоспособность
детей,
удержать
внимание
и
интерес
к
деятельности на занятии, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою
очередь
способствовало
повышению
её
результативности
и
раскрытию
творческого
потенциала каждого ребёнка.
3.
Оборудование занятия в ДОУ и его использование.
К занятию была проведена предварительная подготовка: на столах были приготовлены
коробочки с гуашью, салфетки, кисточки, стаканчики с водой, листы А5. На доске висел
демонстрационный
материал
(макет
самодельного
солнца),
на
столе
разложена
художественная литература. К занятию был подготовлен учебно-методический комплекс:
раздаточный
материал
и
наглядный
материал
для
работы
с
коврографом.
Разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами
организации учебной деятельности, способствовало высокой работоспособности детей.
4.
Методы опроса. Правильность ответа детей.
Эффективным и одним из самых распространенных методов проверки и оценки знаний
учащихся
является
устный
опрос
(рефлексия
в
форме
диалога).
Был
организован
фронтальный устный опрос, в ходе которого воспитателем (мной) были заданы вопросы
по содержанию изученного материала. При этом, изучаемый материал был поделен на
отдельные мелкие смысловые части и по каждой из них были заданы вопросы. Большая
часть
группы
дала
правильные
ответы
на
поставленные
вопросы.
К
малоактивным
воспитанникам группы был применен устный индивидуальный опрос, который позволил с
помощью дополнительных вопросов, полнее проверить знания данных воспитанников.
Так же был использован метод выбора, при котором на каждый заданный вопрос, дается
два-три ответа, но только один из них является правильным. Задача ребенка выбрать
правильный ответ. По результатам правильности ответов на проведенные опросы, было
выявлено качество и полнота усвоения нового материала воспитанниками группы.
4. Функциональный анализ занятия в ДОУ.
Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Все виды заданий,
запланированные
с
детьми,
были
проведены.
Выбранная
мной
форма
организации
непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и
динамичной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта.
Затруднений в ходе
проведенной непосредственно – образовательной деятельности не встретилось. Дети были
активными
участниками
на
протяжении
всей
деятельности,
проявляли
повышенный
интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое
наслаждение. По итогам анализа проведенного занятия, я взяла себе на заметку, что
необходимо провести индивидуальную работу по развитию аккуратности при выполнении
задания по изобразительной деятельностью с определенными воспитанниками группы, а
так же продумать способы, позволяющие активизировать внимание малоактивных детей в
нужный момент.
5. Оценка конечного результата занятия в ДОУ.
Проводя оценку качества знаний, умений и навыков, полученных детьми, оценивалось
умение последовательного выполнения работы в заданном формате, степень сходства
изображения с предметом реальной действительности, умение использовать основные
изобразительные средства выражения замысла (точка, штрих, линия, пятно, цвет).
При оценке детского рисунка учитывалась индивидуальность каждого ученика. Была
проведена словесная оценка работ, которая позволила проанализировать возможности и
прилежание конкретных воспитанников (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли). Были
особо отмечены успешные результаты деятельности и так же раскрыты причины неудач в
работе некоторых детей. При этом причины не касались личных характеристик детей («не
внимателен»,
«не
старался»,
«поленился»).
Так
же
при
оценке
учитывалась
степень
самостоятельности
выполнения
задания.
Заметного
разрыва
между
поставленными
задачами
и
реальным
конечным
результатом
выявлено
не
было.
Это
подтверждают
результаты деятельности: детские работы получились интересными, выразительными,
красочными и радовали детей.
Реализованы развивающие задачи:
развивать интерес к изобразительной деятельности и художественный вкус;
самостоятельно сочетать в рисунке округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями;
развивать внимание;
развивать мелкую моторику рук;
развивать навыки коллективного труда и дружеского общения в группе;
развивать понятие и чувство цвета;
Реализованы воспитательные задачи:
воспитывать
самостоятельность,
аккуратность,
стремление
к
достижению
результата;
воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы;
Воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение;
Вывод:
Считаю,
что
поставленные
в
непосредственно-образовательной
деятельности
задачи были успешно выполнены! НОД своей цели достигла!