Напоминание

"Повышение интереса учащихся на уроках английского языка через применение технологии критического мышления"


Автор: Гиламова Танзиля Галимяновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11 ЗМР, РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение интереса учащихся на уроках английского языка через применение технологии критического мышления"
Раздел: среднее образование





Назад




«
Повышение познавательного интереса учащихся на уроках

английского языка через применение технологии критического

мышления
» Ценностью обучения является личность учащегося. Но отношение самого. учащегося к процессу образования далеко неоднозначно. Нередко даже способные. учащихся не хотят выполнять задания, трубующие самостоятельных мыслительных усилий, предпочитая работать по готовому шаблону. . Талантливым и одаренным детям все чаще становится скучно на уроке. Таким образом, наблюдается снижение интереса к изучению учебного предмета. А ведь. именно активность учащихся в процессе обучения зависит от его интереса к предмету. Отсюда следует, что учебно-познавательная компетентность учащихся является необходимым условием эффективности учебной деятельности,.повышения его работоспособности и качества обучения. Меня, как учителя, не может не волновать проблема. снижения познавательного. интереса учащихся и, как следствие , снижение качества. успеваемости по предмету. И, как. учитель, я нахожусь в непрерывном.поиске форм и методов работы, которые позволяют поддерживать интерес. к учебной деятельности.и дают. возможность добиваться проявления учащимися активности в процессе обучения. Поэтому, я старалась. найти ответы на вопросы «как сформировать у учащихся желание учиться?»,. «что сделать, чтобы у них не пропадал стимул к познанию нового?», «как помочь. им поверить в собственные. способности и возможности?» Сегодня становится очевидным, что для того,. чтобы быть социально адаптированным и успешным, надо уметь критически. осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.. Учителя. 21 века. призваны «развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят учащимся участвовать эффективно и у с п е ш н о в б о л е е ш и р о к и х ком м у н и ка ц и о н н ы х п р о ц е с с а х » Некоторые..стратегии технологии критического мышления, такие как «мозговой штурм», «кластер», я уже применяла в своей практике на отдельных этапах урока. На таких уроках большинство учащихся оказывались вовлеченными в процесс работы на уроке. Но интерес, вспыхивавший на этапах урока с применением стратегий критического мышления, на других этапах быстро угасал. Приняв решение применять целостную технологию критического мышления, я сочла целесообразным изменить структуру урока, применив следующие стадии:Вызов, .Осмысление, .Рефлексия, которые характерны для урока с использованием технологии критического мышления, так как такая структура способствует более правильному выбору стратегий для эффективного обучения в процессе урока для развития критического мышления учащихся Целостное применение технологии критического мышления кардинальным образом меняет процесс обучения: учитель перестает быть основным источником информации; преобразуя обучение в совместный
интересный поиск. Роль учителя из доминирующей становится направляющей, когда учитель и ученики становятся равноправными участниками диалога, способствующего развитию критического мышления и поиску решений проблем, возникающих в процессе данного диалога. Процесс становления познавательного интереса связан с эмоциональным отношением к уроку в целом. Для формирования .положительного настроя, в соответствии с возрастными особенностями, в начале каждого урока я предлагала учащимся,.вместо обычных упражнений для введения в языковую среду, такие задания-минутки, как .«Улыбнитесь партнеру и скажите комплимент», «Поприветствуйте друг друга, как будто вы встретили: лучшего друга, учителя, звезду эстрады и др.», «Напишите. пожелание одному из одноклассников». В процессе этих заданий учащиеся, кроме того, что непроизвольно оказывались вовлеченными в процесс языкового общения, настраивались на позитив, на их лицах появлялись улыбки, что в свою очередь способствовало созданию непринужденной, благоприятной атмосферы на уроке. Одной из главных задач учителя является такая организация форм деятельности учащихся на уроке, в которой «даже неуверенный в себе ученик может пережить радость успеха». Групповая работа относится именно к таким формам работы и соответствует технологии критического мышления. Даже сам процесс создания коллаборативной среды может способствовать повышению интереса, если внести в него элемент неожиданности, поэтому на всех уроках я применяла разные способы формирования групп, от случайного выбора (по трем видам карманных календарей) до направленного учителем для того, чтобы в составе каждой группы был, как минимум, один сильный ученик (метод «Дерево). Состав групп менялся не только на каждом уроке, но и несколько раз в течение одного урока, таким образом, учащиеся каждый раз работали в группах разного состава. Диалогическое обучение, которое обязательно в групповой работе, занимает центральное место на уроке. Групповые формы работы действительно способствуют развитию критического мышления, но, по моим наблюдениям, наиболее эффективна работа в группах по 3-4 человека, когда у каждого ученика в группе есть своя роль, и когда нет возможности просто «отсидеть» урок, пользуясь тем, что другие члены грппы более активны. Любое препятствие преодолимо, главное не бояться перемен в своей педагогической деятельности, и тогда и коллеги, и учащиеся обязательно поддержат тебя в твоих начинаниях.


В раздел образования