"Повышение интереса учащихся на уроках английского языка через применение технологии критического мышления"
Автор: Гиламова Танзиля Галимяновна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11 ЗМР, РТ" Населённый пункт: г.Зеленодольск, РТ Наименование материала: статья Тема: "Повышение интереса учащихся на уроках английского языка через применение технологии критического мышления" Раздел: среднее образование
« Повышение познавательного интереса учащихся на уроках
английского языка через применение технологии критического
мышления »
Ценностью обучения является личность учащегося. Но отношение самого.
учащегося
к
процессу
образования
далеко
неоднозначно.
Нередко
даже
способные.
учащихся
не
хотят
выполнять
задания,
трубующие
самостоятельных мыслительных усилий, предпочитая работать по готовому
шаблону. .
Талантливым и одаренным детям все чаще становится скучно на
уроке. Таким образом, наблюдается снижение интереса к изучению учебного
предмета. А ведь. именно активность учащихся в процессе обучения зависит
от
его
интереса
к
предмету.
Отсюда
следует,
что
учебно-познавательная
компетентность учащихся является необходимым условием эффективности
учебной
деятельности,.повышения
его
работоспособности
и
качества
обучения. Меня, как учителя, не может не волновать проблема. снижения
познавательного. интереса учащихся и, как следствие , снижение качества.
успеваемости по предмету. И, как. учитель, я нахожусь в непрерывном.поиске
форм и методов работы, которые позволяют поддерживать интерес. к учебной
деятельности.и
дают.
возможность
добиваться
проявления
учащимися
активности в процессе обучения. Поэтому, я старалась. найти ответы на
вопросы «как сформировать у учащихся желание учиться?»,. «что сделать,
чтобы у них не пропадал стимул к познанию нового?», «как помочь.
им
поверить в собственные. способности и возможности?» Сегодня становится
очевидным,
что
для
того,.
чтобы
быть
социально
адаптированным
и
успешным, надо уметь критически. осмысливать обстоятельства и принимать
продуманные решения на основе анализа соответствующей информации..
Учителя. 21 века. призваны «развивать критическое мышление и навыки
исследования,
которые
позволят
учащимся
участвовать
эффективно
и
у с п е ш н о
в
б о л е е
ш и р о к и х
ком м у н и ка ц и о н н ы х
п р о ц е с с а х »
Некоторые..стратегии
технологии
критического
мышления,
такие
как
«мозговой
штурм»,
«кластер»,
я
уже
применяла
в
своей
практике
на
отдельных
этапах
урока.
На
таких
уроках
большинство
учащихся
оказывались
вовлеченными
в
процесс
работы
на
уроке.
Но
интерес,
вспыхивавший
на
этапах
урока
с
применением
стратегий
критического
мышления, на других этапах быстро угасал.
Приняв решение применять
целостную технологию критического мышления, я сочла целесообразным
изменить
структуру
урока,
применив
следующие
стадии:Вызов,
.Осмысление, .Рефлексия, которые характерны для урока с использованием
технологии критического мышления, так как такая структура способствует
более правильному выбору стратегий для эффективного обучения в процессе
урока для развития критического мышления учащихся
Целостное
применение
технологии
критического
мышления
кардинальным образом меняет
процесс обучения: учитель перестает быть
основным
источником
информации;
преобразуя
обучение
в
совместный
интересный
поиск.
Роль
учителя
из
доминирующей
становится
направляющей,
когда
учитель
и
ученики
становятся
равноправными
участниками диалога, способствующего развитию критического мышления и
поиску
решений
проблем,
возникающих
в
процессе
данного
диалога.
Процесс
становления
познавательного
интереса
связан
с
эмоциональным
отношением к уроку в целом. Для формирования .положительного настроя, в
соответствии
с
возрастными
особенностями,
в
начале
каждого
урока
я
предлагала учащимся,.вместо обычных упражнений для введения в языковую
среду,
такие
задания-минутки,
как .«Улыбнитесь
партнеру
и
скажите
комплимент», «Поприветствуйте друг друга, как будто вы встретили: лучшего
друга, учителя, звезду эстрады и др.», «Напишите. пожелание одному из
одноклассников».
В
процессе
этих
заданий
учащиеся,
кроме
того,
что
непроизвольно оказывались вовлеченными в процесс языкового общения,
настраивались на позитив, на их лицах появлялись улыбки, что в свою
очередь
способствовало
созданию
непринужденной,
благоприятной
атмосферы на уроке.
Одной из главных задач учителя является такая организация
форм деятельности учащихся на уроке, в которой «даже неуверенный в себе
ученик
может
пережить
радость
успеха».
Групповая
работа
относится
именно к таким формам работы и соответствует технологии критического
мышления.
Даже
сам
процесс
создания
коллаборативной
среды
может
способствовать
повышению
интереса,
если
внести
в
него
элемент
неожиданности,
поэтому
на
всех
уроках
я
применяла
разные
способы
формирования
групп,
от
случайного
выбора
(по
трем
видам
карманных
календарей) до направленного учителем для того, чтобы в составе каждой
группы был, как минимум, один сильный ученик (метод «Дерево). Состав
групп менялся не только на каждом уроке, но и несколько раз в течение
одного урока, таким образом, учащиеся каждый раз работали в группах
разного состава.
Диалогическое
обучение,
которое
обязательно
в
групповой
работе,
занимает центральное место на уроке.
Групповые формы работы действительно способствуют развитию
критического мышления, но, по моим наблюдениям, наиболее эффективна
работа в группах по 3-4 человека, когда у каждого ученика в группе есть своя
роль, и когда нет возможности просто «отсидеть» урок, пользуясь тем, что
другие члены грппы более активны. Любое препятствие преодолимо, главное
не бояться перемен в своей педагогической деятельности, и тогда и коллеги, и
учащиеся обязательно поддержат тебя в твоих начинаниях.