Напоминание

Тире между подлежащим и сказуемым


Автор: Каткова Евгения Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ "Школа № 15"
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: разработка урока
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Раздел: среднее образование





Назад





Тире между подлежащим и сказуемым (конспект урока).

Русский язык. 5 класс. УМК под ред. Ладыженской Т.А.

Разработчик: Каткова Евгения Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №15»

Тема

Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока, его место в системе

уроков
Урок усвоения новых знаний, 1 урок по теме.
Цели
1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. 3. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
Основное содержание темы
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает.
Термины и понятия
Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, Им.п.
Планируемые результаты

Личностные:
 п р о я в л я т ь и н т е р е с к изучению русского языка:
Метапредметные:
Познавательные:  ф о р м и р о в а т ь с п о с о б н о с т ь с о з д а в а т ь и
Предметные:
 опознавать и характеризовать признаки предложения;
 воспринимать речь учителя и одноклассников;  оценивать собственную учебную деятельность;  применять правила делового сотрудничества: сравнивать р а з н ы е т оч к и з р е н и я ; считаться с мнением другого человека;  проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. преобразовывать модели и схемы для решения задач
;
 учить давать определение понятиям;  формировать способность устанавливать причинно- следственные связи;  проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные:  выполнять учебное задание в соответствии с целью;  соотносить учебные действия с изве стным алгоритмом;  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные:  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  использовать признаки предложения при решении практических задач;  разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;  выделять грамматические о сновы простого предложения.
Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Формы контроля

Информационный материал
 Русский язык, 5 класс, Часть 1, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., 2013 фронтальная индивидуальная парная самоконтроль самоконтроль по образцу
 видеоуроки русского языка;  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. взаимоконтроль парный контроль по образцу Технологическая карта урока
ЭТАП УРОКА

ФОРМА РАБОТЫ

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организационный

этап
Фронтальный опрос Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих - Сегодня, ребята, на нашем уроке речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном из них. А о каком именно, мы узнаем из кроссворда. Для грамотного решения всех полей кроссворда, мы должны с вами вспомнить, что мы узнали на прошлых уроках о предложении, главных членах предложения. Кроссворд:
1.

П У

НКТ У

АЦИЯ

2.СИН Т АКС

ИС
Выбирает эффективный способ концент рации внимания. Мотивирует учащихся на активную деятельность. Актуализирует у учащих- ся имеющиеся теорети- ч е с к и е з н а н и я д л я последующего использо- вания их в усвоении нового знания. Н а с т р а и в а ю т с я н а плодотворную работу. Оформляют в тетради начало классной работы. В с п о м и н а ю т р а н е е изученный теоретический материал, разгадывая предложенный учителем кроссворд.

3.ПР

Е

ДЛОЖЕ НИЕ

4.

С

К

А

З

УЕ МОЕ
1 . К а ко й р а з д е л р у с с ко г о я з ы к а рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название? 2.Какой раздел русского языка изучает с т р о е н и е с л о в о с о ч е т а н и й ? 3.Единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее с м ы с л о в о й и и н т о н а ц и о н н о й законченностью? 4.Один из главных членов предложения называется…
Постановка

цели

и

задач урока
Словарная работа Беседа - Итак, ребята, мы разгадали с вами все поля кроссворда. Так о каком же знаке препинания пойдет речь сегодня на уроке? (тире) - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. На слайде записаны слова: С…ЛЮТ, Г…РИЗОНТ, П…РТЕР. - Какая орфограмма объединяет эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне). - Значение какого слова вам непонятно? (партер) Диктует слова, контроли- рует правильность записи на доске. Организует мыслитель- ную деятельность уча- щихся. Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному в ы вод у. Актуализирует у учащих- ся имеющиеся теорети- Самостоятельно делают вывод, о каком знаке препинания пойдет речь в хорде урока. О д и н у ч а щ и й с я записывает словарные с л о в а н а д о с к е , обозначая орфограмму ( п р и з а т р у д н е н и и п о м о щ ь о к а з ы в а ю т учащиеся класса). Демонстрируют навыки работы с Тол ко в ы м
Фронтальный опрос - Где мы можем узнать его значение? (толковый словарь, спросить у учителя, родителей, в Интернете) - Обратимся к Толковому словарю вашего учебника и выпишем значение данного с л о в а ( од и н у ч е н и к з а п и с ы в а е т толкование слова на доске): Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Следующий ученик п од ч е р к и ва е т г ра ммат и ч е с кую о с н ову д а н н о г о предложения: Партер – этаж. Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? (тире) - Итак, какова же тема нашего урока? («Тире между подлежащим и сказуемым») Цели работы на уроке вам помогут сформулировать слова: ГДЕ…? КОГДА…? Учащиеся сообщают цель: 1. Где ставится тире в предложении. 2. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. ч е с к и е з н а н и я д л я последующего использо- вания их в усвоении нового знания. Координирует мысли- тельную деятельно сть у ч а щ и хс я , п о м о г а е т сформулировать тему и цель урока. словарем. Один ученик записывает предложение на доске, указывает его грамматическую основу. Учащиеся с помощью наводящих вопро сов ф о р м ул и р у ю т т е м у урока, записывают ее в рабочую тетрадь, затем с п о м о щ ь ю с л о в - подсказок и исходя из т е м ы у р о к а самостоятельно ф о р м у л и р у е т ц е л и урока.
Актуализация знаний

Тире
[рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки. Один из учащихся (заранее получивший индивидуальное задание) гото в и т сообщение перед учащимися класса: Ти ре́ — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В Сообщает дополнительные теоретические сведение о пунктуационном знаке «тире» Учащиеся воспринимают дополнительную информации, предоставленную у ч и т е л е м и одноклассником.
русскую письменность тире ввёл писатель и и с т о р и к Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Данный знак препинания был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, г д е б ы л именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике»)
С о о б щ е н и е

н о в о г о

материала
Самостоятельная работа, фронтальный опрос, самопроверка по образцу Рассмотрим представленные на слайде предложения: 1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький) 2.Чрезмерная гордость – выве с ка н и ч т о ж н о й д у ш и . (И.Тургенев) 3 . В о с п ом и н а н ь я – с т а р ц е в м е д . (А.Марков) - Ребята, выделите грамматическую основу в данных предложениях, укажите какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. Трое учащихся по цепочке на доске выполняют задание учителя, остальные учащиеся записывают упражнение в р а б о ч е й т е т р а д и . Г р а м о т н о с т ь выполненного задания проверяется по слайду презентации. - И т а к , р е б я т а , п о п р о б у й т е самостоятельно сформулировать правило: когда же в предложении ставится тире? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба члена предложения выражены именами существительными в Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащих- ся имеющиеся теорети- ч е с к и е з н а н и я д л я последующего использо- вания их в усвоении нового знания. Выполняют з а д а н и е с а м о с т о я т е л ь н о с последующей самопроверкой. Формулируют самостоятельно пунктограмму
Им. падеже)
Физкультминутка
На проекторе включается видео с разминкой. Показывает движения. Повторяют движения за учителем.
Закрепление

изученного материала
Фронтальный опро с, работа «по цепочке» - Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило о постановке тире. Откройте учебник стр. 7 9 . Прочитаем правило. Учащиеся выполняют упр. 170 по заданию по цепочке. Перед выполнением упражнения учитель демонстрирует слайд с подсказкой: Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и с к а з у е м ы м . Н у ж н о в с т а в и т ь м е ж д у н и м и у к а з а т е л ь н о е с л о в о
ЭТО

и

л

и

ВОТ
Доброе начало - ЭТО половина дела. Взаимное доверие - ВОТ основа дружбы. Организует диалог. Проводит инструктаж по выполнению упражнения. Координирует мыслительную деятельность учащихся. Создает условия д л я анализа деятельно сти учащихся на уроке. Получает обратную связь. Сравнивают сформулированное самостоятельно правило с п р а в и л о м , п р е д с т а в л е н н ы м в у ч е б н и к е . Д е л а ю т вывод. Выполняют упражнение, применяя на практике изученный теоретический материал.
Итог урока. Рефлексия
Фронтальный опро с, самостоятельная работа, р а б о т а в п а р а х , в з а и м о п р о в е р ка п о образцу После выполнения упражнения учитель еще раз обращает внимание учащихся на случай постановки тире в простом п р е д л о ж е н и и . У ч а щ и е с я у с т н о проговаривают правило. После этого в качестве самоконтроля учащимся предлагается тест с выбором правильного ответа.
Проверочный тест.

1.Укажите предложение, в котором

между подлежащим и сказуемым

ставится тире?
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Проводит инструктаж по в ы п о л н е н и ю т е с т а . Оказывает индивидуальную помощь учащимся. Учащиеся закрепляют изученно е п р а в и л о . Самостоятельно решают те стовые задания с последующей само- и взаимопроверкой.
А) Осенняя пора прекрасна! Б) Осень пора грибов. В) Осенние пейзажи радуют душу Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
2.В каком предложении допущена

пунктуационная ошибка?
А) Мчатся по небу хмурые тучи. Б) Люблю дымок спалённой жнивы. В) Птицы жители леса. Г) Луг и озеро окутал густой туман.
3. Укажите предложение, в котором

между подлежащим и сказуемым НЕ

ставится тире
. А) Мой отец капитан дальнего плаванья. Б) Сказка мечта человека о прекрасном. В) Моя мама шьет одежду. Г) Октябрь второй месяц осени. П р о в е р к а р е з у л ь т а т о в т е с т а с объяснением выбора ответа Организует самопроверку, затем взаимопроверку. Координирует мыслительную деятельность учащихся. Создает условия д л я анализа деятельно сти учащихся на уроке. Получает обратную связь.
Домашнее задание
Запишем домашнее задание: стр. 79 – правило учить, упр. 172 Консультирует учащихся п о в ы п о л н е н и ю домашнего задания. Анализируют задание учебника, выя с н я ют возможные затруднения в ход е в ы п о л н е н и я задания.


В раздел образования