Автор: Леонтьева Елена Владимировна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ Лаишевский детский сад "Радуга" Населённый пункт: г. Лаишево Наименование материала: методическая разработка Тема: "Улица города. Правила дорожного движения" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Радуга»
«Улицы города. Правила дорожного движения»
Программное содержание:
1. Закрепить и систематизировать имеющиеся у детей знания и
представления об улицах города, главной улице города, правилах дорожного
движения и дорожных знаках.
2. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно или кратко.
3. Продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения,
рассуждать, задавать вопросы.
4. Активизировать словарь детей словами: тротуар, пешеход, дорожное
движение, дорожные знаки.
5. Воспитывать у детей желание выполнять правила дорожного
движения.
Предварительная работа: .
1. Экскурсия с детьми «По дорогам нашего города».
2. Занятие на тему: «Дорожные знаки».
3. Чтение произведения С. Маршака «Дядя Степа милиционер».
4. Заучивание стихотворения о светофоре.
Материал к занятию:
1. Картина с изображением улицы города.
2. Макет светофора.
3. Рисунки с изображением перекрестка дороги и знаками на каждого
ребенка.
4. Указатели: пешеходный переход (зебра), светофор, дорожные знаки.
5. Буратино и Дюймовочка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу вбегает Буратино, здоровается с детьми.
— Что случилось, Буратино?
— Я подружился со Светофориком! Он попросил меня сходить к детям в
детские сады и узнать, знают ли они названия улиц города, правила
дорожного движения. Вот что он вам прислал.
Буратино показывает небольшой чемоданчик, достает из него картину с
изображением дороги со знаками, зачитывает:
Город, в котором с тобой мы живем, Можно, по праву, сравнить с букварем,
Азбукой улиц, проспектов, дорог, Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой. Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
— Как называется наш город? (Лаишево)
— Назовите главную улицу города? (Высказывания детей.)
Воспитатель обобщает: главная улица нашего города Ленина.
— Назовите улицы, на которых живете вы? (Ответы детей.)
— Почему улицы так называются?
Упражнение «На моей улице…»
Дети должны продолжить фразу, рассказав, что находится на той улице, на
которой они живут.
— Ребята, что нужно знать, чтобы с вами на улицах и дорогах города не
случилась беда? (Правила дорожного движения.)
В группу вбегает Дюймовочка.
— Ах, как страшно! Я совсем не знаю правил дорожного движения!
Светофор направил меня сюда к вам получить знания.
— Дети, поможем Дюймовочке!
Буратино достает из чемоданчика макет светофора и отдельно три круга:
желтый, красный, зеленый.
Детям предлагается вспомнить и рассказать стихотворение о светофоре:
Бегут машины в ряд,
Кругом шумят моторы,
И день, и ночь горят Цветные светофоры.
— Какого цвета сигналы светофора?
— Где устанавливается светофор? (На перекрестке.)
Идет по улице один
Незнайка — странный гражданин.
Ему дают благой совет;
На светофоре красный свет!
— Что должны делать пешеходы, когда горит красный сигнал светофора?
(Остановиться и ждать.)
Загорелся желтый цвет
Что же делать, дай совет? (Приготовиться)
— Что обозначает зеленый сигнал светофора? (Можно переходить улицу.)
— Для чего нужен светофор? (Ответы детей.)
Буратино выставляет плакат из букв. Предлагает детям прочитать, что
написано на плакате, начинающееся с буквы «У»:
«Уважайте светофор!»
Дюймовочка. Ребята! Я совсем забыла! Помните прогулку, когда вы изучали
правила и знаки дорожного движения?
Все рисунки в знаках исчезли. Остались только пустые треугольники и
квадраты, в которых должны быть нарисованы эти знаки.
Буратино достает из чемоданчика дорожные знаки. Предлагает детям
расставить эти знаки и рассказать Дюймовочке об этих знаках: пешеходная
дорожка для перехода улицы; велосипедное движение запрещено; осторожно,
дети; пункт первой медицинской помощи и т. д.
Игра «Водители, пешеходы, автомобили»
На сигнал ведущего первая группа движется из одного пункта в другой, а
вторая ей навстречу. Регулировщики строго следят за порядком. При каждом
нарушении правил дорожного движения регулировщики отбирают «талоны».
Побеждает та группа, у которой «талонов» останется больше.
— Дети, давайте напомним Буратино и Дюймовочке правила поведения на
улице и в транспорте.
Дети вспоминают правила, которые заучивали на занятиях и на экскурсии.
Буратино (обобщает).
И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумы.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед!
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи!
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом, даже детям,
Разрешается!
Дюймовочка в это время показывает иллюстрации.
Дюймовочка. Спасибо, ребята! Я все запомнила. Побегу, расскажу все
правила Незнайке. До свидания!
Буратино. Мне тоже нужно бежать в другой детский сад, чтобы проверить,
знают ли там дети правила дорожного движения. Светофор попросил вас
придумать свои дорожные знаки, например: «Опасно — тонкий лед!»,
«Кататься на Санках запрещается!», «Шуметь не разрешается!». Это будет
вашим домашним заданием. До свидания!