Автор: Парфенова Кристина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа № 1056 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект Тема: Осень предвестник зимы Раздел: дошкольное образование
Образовательные цели. Расширение представлений об осенних изменениях в природе.
Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие цели. Развитие связной речи, памяти, мышления.
Воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережное отношение к природе.
Оборудование : письмо, мяч, осенние листики на каждого ребенка, картина с осенним
лесом, птицы улетают на юг, схема – описание листьев, картинки с зайцами белого и
серого цвета.
Организационный момент: дети садятся на стульчики на ковре ( под стульчиками листья
на каждого ребенка)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними
поздороваемся, подарим им улыбку.
Сюрпризный момент: стук в дверь, приносят письмо.
Восп.: Ребята, посмотрим от кого же это письмо? Детский сад, детям старшей группы № 4.
Обратный адрес: Лесная заячья поляна.
« Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые
шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?
Только мы просим, предоставьте, убедительные доказательства. Ведь менять шубки
дело для зайцев не простое».
Восп: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять
правильное решение?
Дети: Да
Восп: Как мы сможем им помочь?
Дети высказывают свои мнения
Восп: Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь
зайчикам принять правильное решение.
1.Предлагаю поиграть в игру , которая называется «Погода осенью» Игра с мячом (стоя)
« Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам
мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Когда светит солнце – солнечная
Когда холодно – холодная
Пасмурно – пасмурная
Сыро – сырая
Хмуро – хмурая
Ясно – ясная
Восп: Молодцы! Вы правильно назвали, какая погода бывает осенью.
2. Восп: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень
заканчивает.
3 .А теперь ребята посмотрите на доску, что изображено на картинке?
Дети: Листья опадают.
Восп: Послушайте четверостишие про осенние деревья:
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Восп: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: Жалела, что кончилась лето, что опадают листочки.
Восп: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Восп: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: Чтобы сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть
насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.
4.Физминутка «Листочки»
Восп: Представьте, что вы листочки (каждый под своим стульчиком возьмите листик)
Мы листочки осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
Весело они летели
И на землю сели.
Восп: Ой, как много на ковре листочков. Садитесь на стульчики. Давайте поиграем с вами
в игру.
5.Игра «С какого дерева упал листок» ( Береза, осина, рябина, клен, дуб)
Скажите, с какого дерева у тебя листок и какой он? (У меня упал листочек с дуба, он
дубовый…)
Восп: Умницы, вы точно определяете деревья.
6.Игра «Необыкновенный листок»
Восп: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного.
Давайте приложим наш осенний листочек в середине схемы. Клеточки расскажут нам
необыкновенную историю листка, а вы должны помочь рассказать о осеннем листочке.
Например: 1 Этот листочек березовый, 2 Он живет на дереве, 3 Появился на свет на ветке
из почки, 4 Круглой формы, 5 Оранжевого цвета, 6 Маленького размера, 7 Края у листика с
зубчиками, 8 Превратится он в лист коричного цвета. Листочек живет один год, но за это
время он несколько раз меняется.
7 .Восп: Что теперь изображено на доске ? (Птицы улетают на юг)
Как вы думаете почему птицы улетают на юг? ( ответы детей)
Почему зимующие остаются у нас зимовать? ( У этих птиц оперенья гуще, они перелетают
ближе к жилью человека. Человек о них заботится ).
8 .Восп: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они
готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой
впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому, что они сами могут сами
достать себе корм. Белка меняет свою шкурку на серую и делает запасы в кладовых.
Восп: Какие изменения происходят в жизни зайца? ( Осенью заяц меняет серую шубку на
белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников,
передвигается по глубокому снегу.)
9 .Восп: Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую?
Давайте мы с вами в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет.
Давайте приложим серого зайца на белый лист бумаги, его будет видно зимой? (да)
Это для зайки плохо или хорошо?
А теперь давайте приложим белого зайца на белый лист бумаги, а его будет видно зимой?
(нет)
Это плохо для зайки или хорошо?
Заяц шубку поменял и исчез куда-то…
Он не виден на снегу, как комочек пуха.
Ведь спасенье от врагов белый цвет зимою.
И зайчишка до весны защищен собою.
10 .Восп: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам пора им менять шубы или
нет? И почему?
Дети: Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то вы будите легкой
добычей для лисы и волка.
Восп: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять
шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы
отправим зайцам в письме. Это письмо я отнесу на почту.
Спасибо ребята!