Напоминание

Осень предвестник зимы


Автор: Парфенова Кристина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1056
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Осень предвестник зимы
Раздел: дошкольное образование





Назад





ГБОУ СОШ №1056

Дошкольное отделение №3

Конспект открытого занятия

По развитию речи

в старшей группе с использованием

наглядного моделирования

Тема «Осень предвестник зимы »

Воспитатель Парфенова Кристина Евгеньевна.


Образовательные цели.
Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие цели.
Развитие связной речи, памяти, мышления.
Воспитательные цели
. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережное отношение к природе.
Оборудование
: письмо, мяч, осенние листики на каждого ребенка, картина с осенним лесом, птицы улетают на юг, схема – описание листьев, картинки с зайцами белого и серого цвета. Организационный момент: дети садятся на стульчики на ковре ( под стульчиками листья на каждого ребенка)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, подарим им улыбку.
Сюрпризный момент:
стук в дверь, приносят письмо. Восп.: Ребята, посмотрим от кого же это письмо? Детский сад, детям старшей группы № 4. Обратный адрес: Лесная заячья поляна. « Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу? Только мы просим, предоставьте, убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое». Восп: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять правильное решение? Дети: Да Восп: Как мы сможем им помочь? Дети высказывают свои мнения Восп: Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. 1.Предлагаю поиграть в
игру
, которая называется
«Погода осенью»
Игра с мячом (стоя) « Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью? Когда идет дождь – дождливая. Когда дует ветер – ветреная
Когда светит солнце – солнечная Когда холодно – холодная Пасмурно – пасмурная Сыро – сырая Хмуро – хмурая Ясно – ясная Восп: Молодцы! Вы правильно назвали, какая погода бывает осенью.
2.
Восп: Какие осенние месяцы вы знаете? Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Восп: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.
3
.А теперь ребята посмотрите на доску, что изображено на картинке? Дети: Листья опадают. Восп: Послушайте четверостишие про осенние деревья: Плакали ночью желтые клены, Вспомнили клены, что были зелены. С желтой березы тоже капало, Значит, береза тоже плакала. Восп: Как вы думаете, почему плакала береза? Дети: Жалела, что кончилась лето, что опадают листочки. Восп: А почему у деревьев опадают листочки? Дети: Мало солнца, стало холодно. Восп: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? Дети: Чтобы сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.
4.Физминутка «Листочки»
Восп: Представьте, что вы листочки (каждый под своим стульчиком возьмите листик)
Мы листочки осенние На ветках мы сидим Дунул ветер – полетели И на землю тихо сели Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились, полетели Весело они летели И на землю сели. Восп: Ой, как много на ковре листочков. Садитесь на стульчики. Давайте поиграем с вами в игру.
5.Игра «С какого дерева упал листок»
( Береза, осина, рябина, клен, дуб) Скажите, с какого дерева у тебя листок и какой он? (У меня упал листочек с дуба, он дубовый…) Восп: Умницы, вы точно определяете деревья.
6.Игра «Необыкновенный листок»
Восп: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. Давайте приложим наш осенний листочек в середине схемы. Клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка, а вы должны помочь рассказать о осеннем листочке. Например: 1 Этот листочек березовый, 2 Он живет на дереве, 3 Появился на свет на ветке из почки, 4 Круглой формы, 5 Оранжевого цвета, 6 Маленького размера, 7 Края у листика с зубчиками, 8 Превратится он в лист коричного цвета. Листочек живет один год, но за это время он несколько раз меняется.
7
.Восп: Что теперь изображено на доске ? (Птицы улетают на юг) Как вы думаете почему птицы улетают на юг? ( ответы детей) Почему зимующие остаются у нас зимовать? ( У этих птиц оперенья гуще, они перелетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится ).
8
.Восп: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому, что они сами могут сами достать себе корм. Белка меняет свою шкурку на серую и делает запасы в кладовых. Восп: Какие изменения происходят в жизни зайца? ( Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу.)
9
.Восп: Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую? Давайте мы с вами в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет. Давайте приложим серого зайца на белый лист бумаги, его будет видно зимой? (да) Это для зайки плохо или хорошо? А теперь давайте приложим белого зайца на белый лист бумаги, а его будет видно зимой? (нет) Это плохо для зайки или хорошо? Заяц шубку поменял и исчез куда-то… Он не виден на снегу, как комочек пуха. Ведь спасенье от врагов белый цвет зимою. И зайчишка до весны защищен собою.
10
.Восп: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам пора им менять шубы или нет? И почему? Дети: Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то вы будите легкой добычей для лисы и волка. Восп: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Это письмо я отнесу на почту. Спасибо ребята!


В раздел образования