Напоминание

Проектная деятельность как средство формирования партнерских отношений "родитель-ребенок-детский сад"


Автор: Кичура Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 6 "Улыбка"
Населённый пункт: Город Тихвин, Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как средство формирования партнерских отношений "родитель-ребенок-детский сад"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проектная деятельность как средство

формирования партнерских отношений

«родитель – ребенок – детский сад»
Кичура В.В. Воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 6
Семья – поистине высокое творение, Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рождение, Она для нас начало всех начал. Е.А.Мухачева Семья, по призванию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Именно в семье заключается первое представление об окружающем мире, добре, справедливости. Все человеческие тропы начинаются в семье. Любая педагогическая система не обходится без семьи. Общение с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо. Одна из приоритетных задач ДОУ – сотрудничество педагогов и семьи в воспитании детей, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов. Наш педагогический коллектив постоянно ведет эффективный поиск разнообразных форм вовлечения родителей в совместный образовательный процесс. Родителей надо сделать, если не игроками, но хотя бы болельщиками совей команды. Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они результат огромных усилий и творчества двух сторон – семьи и образовательного учреждения. В своей деятельности мы используем нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в комплексе с традиционными. Очень продуктивным методом активизации деятельности «ДОУ - семья» является проектная деятельность. Это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, детей и родителей; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Это общее интересное дело. Естественное включение семьи в проектную деятельность является, на мой взгляд, удачной находкой всего педагогического коллектива. В своей практике я активно использую данную педагогическую технологию. Так как моими воспитанниками являются дети с нарушениями слуха и речи, то в своей деятельности я стараюсь учитывать их психологические особенности и низкий исходный уровень развития. Темы проектов выбираю наиболее доступные, интересные, близкие для них. Например, «Мой любимый детский сад», который был посвящен юбилейной дате дошкольного учреждения. В течение двух месяцев все участники проекта готовились к юбилейному торжеству: читали, рисовали, мастерили, сочиняли рассказы, организовывали выставки, экскурсии и конкурсы, словом наша жизнь была наполнена творчеством. Этот проект явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – любознательных детей, заинтересованных родителей, творческих педагогов и социума. В основном вся деятельность в группе компенсирующей направленности строится на проектной основе. Это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности. Я стремилась планировать проекты по тематике, связанной с прохождением лексических тем. Так, по теме «Овощи и фрукты» был реализован проект 2
«Во саду ли, в огороде», по теме «Осень» - проект «Осень разноцветная», по теме «Одежда» - «Вещи из бабушкиного сундука», по теме «Игрушки» - «Друзья и подружки – любимые игрушки», по теме «Домашние животные» - «Усатый - полосатый», по теме «Насекомые»- «Пестрый мир бабочек», по теме «Дикие животные» - «Кто это такие жители лесные?» и т.д. На каждую изучаемую тему я старалась составить системную паутинку, в которой планировалась работа по всем видам деятельности. Вместе с тем подбирала соответствующий материал, интересные задания, предметы по теме, иллюстрации, развивающие игры, специально подобранные истории. Привлекала к данной деятельности родителей воспитанников. Они проявляли инициативу и активность в этом. Я заметила, что чем разнообразнее обеспечена тема проекта материалами, то тем больше дети проявляют самостоятельность и длительность заинтересованной работы. В период реализации познавательного проекта «Осень разноцветная» ребята проявляли не только эмоциональную заинтересованность предлагаемой деятельности, но и пытались проявить свое речевое творчество. Они сочиняли небольшие по объему стихи, загадки, считалки о прекрасном времени года осени. Например, Карина: «Листья падают, кружатся, на дорожку к нам ложатся»; Саша: «Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать» и др. Родители воспитанников помогли оформить панно «Вот такая наша осень!», а также проявили свою фантазию в конкурсе поделок «Осенняя кладовая», принимали участие в уборке листьев на участке, в празднике Осени. В период осуществления проекта «Усатый - полосатый» ребята старались, как можно больше узнать о домашнем животном – кошке. Они были деятельными участниками мастерской «Пчелка»: рисовали, лепили, мастерили совместно с родителями книжки-малышки, которые заняли достойное место в книжном уголке. А самым замечательным было то, что трем воспитанникам на день рождения родители подарили маленького, пушистого котенка. При проведении игрового проекта «Друзья и подружки – любимые игрушки» ребята узнали много нового, забавного, интересного о мире игрушек. Даже не очень привлекательные игрушки с этих пор стали им обязательными спутниками во время пребывания в детском саду. Папы приняли участие в ремонте игрушек. Во время презентации проекта на концерте дети старались удивить свои любимые игрушки и доставить радость своим мамам и папам. А существующая в группе добрая традиция «Просто так», когда родители приносят игрушки, из которых дети «выросли» и дарят их малышам, снова возобновилась. В педагогической деятельности я использую личностные, воспитательные проекты. Например, «Мамочка любимая моя», «Семья дружная, всем такая нужная». Такие проекты в основном преобладают в продуктивном и словесном творчестве. Ребенок составляет рассказ по определенной теме или создает иллюстративный рисунок. При выполнении таких работ используются задания, как для самостоятельной деятельности, так и домашние задания с привлечением взрослых. Свои творчество, фантазию и умения дети и родители применяли в изготовлении фотоколлажа на тему: «Мама, папа, я – вот моя семья», книжек-малышек «Моя семья», в составлении генеалогического древа. Для родителей была проведена консультация «Роль семьи в 3
воспитании ребенка». Ребята с большим удовольствием мастерили портреты своих мам и пап, делали подарки, украшали одежду, сочиняли стихи, загадки, рассказы. Например, Антон: «Моя мама самая красивая. Она добрая. Мама нас кормит, стирает. Мы с папой помогаем маме». Саша: «Я живу с папой и мамой. Мы вместе ходим гулять. Папа любит смотреть телевизор. Мама варит нам еду. Я маме помогаю. Я люблю маму с папой». Данный межсемейный проект помог сформировать и закрепить знания детей о семье, о своем месте в ней. Он активизировал партнерские отношения «родитель- ребенок» и «семья - детский сад». А также поближе познакомил сотрудников группы и членов семей, их традициями. Огромный интерес у детей и родителей вызвала такая тематика проекта как «Большой мир маленькой песочницы». Емкость с песком мы использовали в любое время года. Дети были не только маленькими исследователями, но и творцами различных чудес на песке. Они выполняли различные незатейливые упражнения, учились лепить буквы, рисовали причудливые узоры, предметы. Совершали необычные путешествия в страны Цифр, Геометрических фигур, Песочной грамоты. Создавали с помощью миниатюрных фигурок и разнообразных предметов картины окружающего мира, строили песочные картины, заселяли сказочные страны различными персонажами. А самое главное - ребята, проявляя выдумку, творчество научились сочинять добрые сказки о героях волшебной сказочной страны. Например, Руслан: «В одной стране жила Фея. Она была добрая. А рядом жил злой Колдун. Он ее заколдовал. Превратил в лягушку. Я взял волшебную палочку. Потом сказал слова-заклинания. И Колдун стал добрым. Он расколдовал Фею» и др. Активными и деятельными помощниками в осуществлении проекта стали родители. Они помогли превратить маленькую песочницу в большой сказочный мир. Приносили наборы маленьких миниатюрных фигурок из «Киндер-сюрпризов», пластмассовые буквы и цифры, естественные предметы: ракушки, камушки и пр. На одном из родительских собраний они были заинтересованными слушателями консультации «Песочные игры - прекрасное средство для развития и саморазвития ребенка». После собрания у многих детей появилась песочница дома, которая стала средством для проигрывания всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. Итоговой презентацией проекта было совместное увлекательное путешествие в волшебную страну песочных игр. Дети удивляли родителей творческой активностью в сочинении сказок, оживляли абстрактные символы, преодолевали различные препятствия, оказывали помощь жителям песочной страны, создавали песочные сооружения. Данный проект явился познавательным и творческим для всех его участников. Тематика, содержание, форма проведения проектов очень разнообразны. Так, в рамках реализации познавательного проекта «В наши времена - рядом старина», дети расширяли свои знания о жилище человека в старину, о предметах быта и прикладного искусства. Они были внимательными, любознательными посетителями уголка народного быта - «русской избе», музея «У Емели», которые функционировали в нашем саду, краеведческого музея общеобразовательной школы-гимназии № 2. 4
После экскурсии дети делились своими впечатлениями. Саша: «Мне понравился музей «У Емели». Там много игрушек, предметов. Они сделаны из дерева. А еще мы играли. Собирали матрешки по порядку». Соня: «Я была в русской избе. Там есть печка, колыбелька, красивые стулья и стол из соломы». Я предлагала рассказать об увиденном родителям и принести предметы старины в музей и уголок народного быта. Взрослые заинтересовались тематикой проекта. Они посетили музей и побывали в «русской избе». А также пополнили их содержание различными старинными предметами. В рамках реализации оздоровительного проекта «Если хочешь быть здоров!» дети и родители познакомились с правилами здоровья, выполняли различные упражнения по его укреплению во время физкультурного развлечения, путешествовали по необычной радуге - «радуге здоровья». Этот проект помог уточнить и сформировать правила здорового образа жизни. В течение пяти лет я являлась активным участником мероприятий социо- культурного, творческого проекта «Сезонные дни рождения». Наши воспитанники с большой охотой участвуют в общем веселье, во время которого создается усилиями взрослых радостная атмосфера единения детей из разных групп. Во время празднования именин дети знакомятся друг с другом, включаются в общую деятельность, овладевают правилами хорошего тона. Ребята учатся принимать поздравления и подарки, поздравлять своих сверстников, выполнять движения, петь, подражать сказочным героям. Это первые шаги детей с ограниченными возможностями здоровья в мир общения, ярких восприятий и эмоций. Родители воспитанников с большим желанием поддержали данный проект. Они не испытывают психологического напряжения от того, что их ребенок с особыми образовательными потребностями. Радуются, что дети прекрасно адаптируются в едином детском коллективе. Взрослые принимают участие в подготовке именин, изготовлении подарков, украшении зала, оказывают помощь в оформлении фото-материалов по тематике проекта. Дети делятся впечатлениями друг с другом и родителями. Алина: «Мы на праздник нарядились. Прибежала Веснушка. Она такая смешная, с косичками. Мы с ней играли. Она подарила подарки». Дарина: «К нам в гости приходили бабушки - Антоновна и Семеновна. Они принесли осенние листочки. Мы с ними играли. А еще играли с зонтиками, прятались от дождя. Пели песню «День рождения». Было весело». Свои впечатления о праздновании сезонных дней рождений дети отражают в рисунках, которые размещаются на выставке продуктов детской и совместной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую проекты по безопасному поведению и здоровому образу жизни дошкольников. Проанализировав результаты диагностики детей, анкеты родителей я пришла к выводу о необходимости включения в педагогический процесс работы по знаниям правильного поведения на улице. Долгосрочный проект, о котором я хочу рассказать подробнее, называется «Азбука дорожной безопасности». Вся деятельность по проекту проводилась поэтапно и включила в себя взаимодействие детей со всеми специалистами ДОУ, социумом, родителями. Первый 5
этап работы обозначил цели и задачи проекта, включил организацию видов деятельности. Вместе с тем в работу над проектом вовлекаю родителей. Выступаю на родительском собрании с сообщением на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». Знакомлю с информацией о состоянии и причинах детско-дорожного травматизма на территории Тихвинского района. Предлагаю составить индивидуальный план дороги от дома к детскому саду, наблюдать за ситуациями на улице, дорогах, за пешеходами, светофором, транспортом и обсуждать увиденное с ребенком. Мамы и папы очень увлеклись проектом. На основном этапе работы по проекту осуществляю практическую деятельность с использованием различных форм, методов и средств ознакомления дошкольниками с правилами безопасности на улице. Очень зрелищной и запоминающейся была экскурсия в учебно- методический центр «Автогородок». Дети с большим интересом рассматривали плакаты по безопасности дорожного движения, играли в подвижные и интеллектуальные игры: «Кто самый внимательный?», «Ловкий пешеход», «Дорожное - недорожное» и др. Но самым необычным, что вызвало у детей восторг и восхищение, было катание на игровых машинах по территории Автогородка. Они рассказывали в течение дня о том, как это было здорово и делились своей радостью с родителями, когда они пришли за ними в детский сад. В основной этап работы вошло и чтение художественной литературы по тематике проекта, в которых в доступной и увлекательной форме проходило знакомство детей с правилами безопасности жизнедеятельности. Эти произведения заняли достойное место в уголке книги и пользовались популярностью у детей в самостоятельной деятельности. Из бесед с родителями и детьми я узнала, что их домашняя библиотека пополнилась книгами-новинками по Правилам дорожного движения. Я систематически проводила с детьми беседы на такие темы: «Что будет, если кататься и играть на проезжей части?», «Три глаза – три наказа», «Что это за профессия – пешеход?», «Быть примерным пешеходом и пассажиром – это здорово», «Почему этого могло не случиться? и др. Провела литературную викторину «В гостях у сказки», во время которой дети и родители вспоминали произведения, где встречается дорожная тематика. Для ознакомления с правилами дорожной безопасности я использовала возможности развивающей среды, потому что у дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Так как большое место в жизни наших воспитанников занимает игра с мелкими игрушками, то их ассортимент по дорожной тематике заметно увеличился. В группе появился макет улицы города, в изготовлении которого приняли участие родители. Наполнение - дополнение макета осуществляли сами дети, используя мелкий предметный материал, а также поделки, сконструированные в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами. Тематика проекта нашла свое отображение в художественном творчестве. Дети рисовали на темы «Машины на улицах города», «На чем люди ездят?», «Транспорт», изображали виды транспорта, на которых ездят на дачу. Развитие любознательности и исследовательского интереса у детей возникали при моделировании видов транспорта с различными материалами. Совместно с родителями дети конструировали транспорт из 6
цветной бумаги, спичечных коробков, картона. В уголке художественного творчества была предоставлена дошкольникам возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах, на отдельных листочках. Книжки-раскраски «Здравствуй, светофор!», «Азбука маленького пешехода», «Я на улице», «Транспорт», в приобретении которых принимали участие родители, помогли ребенку научиться понимать дорогу и правильно вести себя на ней, а также закрепляли знания о профессии сотрудника ГИБДД. Культурно-досуговая деятельность тоже был организована разнообразно. Наши воспитанники вместе со сверстниками другой группы компенсирующей направленности закрепляли правила дорожного движения на развлечении «Мы едем, едем, едем…», во время которого происходило много неожиданных, дорожных приключений. Кристина: «Мы ехали на автобусе и встречали разных героев. Они нарушали правила и попадали в беду. Мы им помогали. Учили их соблюдать правила». Дети посещали театрализованные представления, смотрели мультфильмы, телепередачи, слушали художественные и музыкальные произведения в грамзаписи по теме проекта. Мама одного из воспитанников принесла фильм «Улица полна неожиданностей», в котором использовались как документальные кадры, так и инсценировки, и мультипликация. Он пользовался большой популярностью и передавался в семьи воспитанников. После просмотра дети и взрослые делились своими впечатлениями. Саша: «Мне очень понравился фильм, а особенно дядя Степа. Он такой умный и добрый. А другие участники нарушали правила и не слушались указаний светофора». Кристина: «Мы смотрели фильм с мамой, папой и братиком Максимом. Нам понравились все герои, которые слушались дядю Степу. А еще там были классные песенки». В очень интересной, игровой форме было организовано и проведено интегрированное развлечение «Дорожный калейдоскоп» совместно с родителями и детьми, на котором каждый стремился продемонстрировать свой вклад в общее дело проекта. Все участники развлечения совершали увлекательное путешествие в город Игрушек с Шапокляк, преодолевали на пути различные препятствия, разыскивая огоньки светофора. Участники с огромным интересом и желанием выполняли разные задания, игрой были увлечены не только дети, но и взрослые, забыв на время о своем возрасте. Дети старались показать себя культурными, грамотными участниками дорожного движения. Очень действенными и надежными помощниками в осуществлении проекта были родители воспитанников. Они прониклись проблемой проекта, так как каждому из взрослых хочется видеть своего ребенка здоровым и невредимым. Частые беседы с родителями о важности проблемы, выступления с сообщениями на родительских собраниях, умелое использование информационной среды вызвало у них интерес к проблеме проекта. Взрослые оказали помощь в благоустройстве дорожной площадки на территории детского сада, совместно с детьми создавали книжки – малышки дорожной тематике, дополняли макет улицы города недостающими предметами, участвовали в экскурсиях, совместных мероприятиях. Итоговой презентацией проекта стало развлечение «Здравствуй, страна Светофория!», на котором происходила наивысшая точка эмоционального накала и 7
была усилена социальная значимость проекта. Наши воспитанники обучали детей группы общеразвивающейся направленности правилам дорожной безопасности. Они дружно путешествовали в страну Светофорию и повстречались там с ее хозяином – Светофором Светофоровичем. Он предлагал детям выполнить различные задания, играл с ними в игру «Это я, это я, это все мои друзья». А чтобы стать настоящими пешеходами, дети произнесли клятву: всегда соблюдать Правила дорожного движения. Хозяин страны наградил всех участников за знания и старания медальками цветов светофора. Антон: «Мне понравилось путешествие. Мы хорошо знаем правила и учили соблюдать их малышей. Нам было весело и интересно». Родители воспитанников присутствовали во время развлечения и гордились своими детьми. Проект «Азбука дорожной безопасности» явился очень актуальным и эффективным, вызвал у всех участников значительный интерес, так как «рождался» в совместной дискуссии педагогов, детей и их родителей. Он помог овладеть нашим воспитанником элементарными знаниями и навыками безопасного поведения на улицах города и в общественном транспорте. И очень надеемся, что они будут применять их в своей дальнейшей жизни. Межсемейный проект обеспечил не только успешное решение поставленных задач, но и максимально обогатил детско-родительские отношения, активизировал совместную деятельность «детский сад - семья». Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что старания дали позитивные результаты. У воспитанников повысилась познавательная активность, речевое творчество, коммуникативные навыки. Объединение общей целью способствовало созданию в группе климата взаимного доверия, дружеских и партнерских отношений. Позиция родителей и ДОУ стала более гибкой. Взрослые поняли, насколько это здорово - что-то делать вместе с ребенком. Мероприятия, целью которых являлось не только настроить детей и взрослых на творческую совместную деятельность, помогли все нам подружиться. Использование метода проектов способствовало повышению эффективности взаимодействия с семьей. В ходе моей работы над педагогической идеей, я еще раз убедилась, что главное в нашей деятельности, чтобы подход к использованию той или иной технологии носил не формальный характер, а был наполнен интересным содержанием. Использование проектного метода дает мне возможность проявить свои творческие способности и открывает широкие перспективы для продолжения работы с моими воспитанниками, используя данную технологию. Творческое проектирование требует от меня терпения, веры, любви в возможности ребенка в период пребывания его в доме радости и доброты под названием детский сад. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по- настоящему результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Свою работу с родителями мы стараемся организовать так, чтобы вовлечь их в жизнь детского сада и сделать союзниками в своей деятельности. Постоянно держим их в курсе событий, создаем возможности для информирования о ходе образовательного процесса во время дней открытых дверей, в различных общих мероприятиях, проводим в интересной форме групповые родительские собрания, которые носят содержательный характер и это позволяет сделать их более 8
привлекательными. Немаловажную роль играет наглядная форма предъявления информации. Не все родители могут задать вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных стендах, которые постоянно обновляются. Систематически провожу индивидуальные беседы – консультации, так как они являются мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества. Из бесед я узнаю о стиле отношения в семье, об индивидуальных особенностях ребенка, о методах родительского воспитания. Родители чувствуют внимание и отвечают взаимностью. Праздники, театрализованные представления, спортивные мероприятия, экскурсии с участием детей и взрослых стали частой формой совместной деятельности. В результате у родителей меняется отношение к ребенку – он многое знает, умеет и они гордятся его успехами и достижениями. Использование в своей работе перечисленных форм взаимодействия с семьей способствует успешному воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. 9


В раздел образования