Напоминание

Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового образа жизни у старших дошкольников


Автор: Щепеткина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №27
Населённый пункт: Нижегордская обл, г. Кстово
Наименование материала: статья
Тема: Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Щепеткина М. Н., факультет психологии и педагогики, магистратура, 1 курс Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового образа жизни у старших дошкольников. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»). Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В младшем дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Формирование основ здорового образа жизни является важным условием в воспитании детей дошкольного возраста. Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствителен к взаимодействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от этого, каковы эти взаимодействия – благоприятные или нет, зависит, каким будет его здоровье. Для этого необходимо обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка в рамках содержания образовательных областей: • социально – коммуникативное развитие; • речевое развитие; • художественно – эстетическое развитие; • физическое развитие. Важное место в воспитании основ здорового образа жизни у детей является создание развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно – пространственная среда является главным условием, определенных концепцией ФГОС ДО. Её необходимо выстраивать в соответствии с «золотыми» принципами, данными в концепции В. А. Петровского: динамичность, гибкость. Предметно-развивающая среда является одним из важнейших критериев качества. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для развития ребенка. Среда- это, прежде всего то, что создано человеком. Это – человеческое творчество, это культура. Среда детского сада выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога художественного вкуса, фантазии и разнообразных способов ее создания. И поэтому, одно из условий управления качеством образования в ДОО - это оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по обновлению содержания образования и организации образовательного пространства.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


В раздел образования