Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
Автор: Щепеткина Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №27 Населённый пункт: Нижегордская обл, г. Кстово Наименование материала: статья Тема: Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового образа жизни у старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Щепеткина М. Н., факультет психологии и педагогики, магистратура, 1 курс
Предметно — пространственная среда как условие формирования здорового
образа жизни у старших дошкольников.
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие
требования
к
человеку,
в
том
числе
и
к
ребенку,
к
его
знаниям
и
способностям.
Забота
о
здоровье
ребенка
и
взрослого
человека
стала
занимать
во
всем
мире
приоритетные
позиции.
Любой
стране
нужны
личности
творческие,
гармонично
развитые,
активные
и
здоровые.
Существует
более
300
определений
понятия
«здоровье».
Согласно
определению
Всемирной
организации
здравоохранения,
здоровье
-
это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье нации –
одна
из
актуальнейших
проблем
современного
общества.
В
условиях
современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика
здоровья
детей
приобретает
глобальный
характер.
Разнообразные
медицинские,
социологические,
демографические
и
другие
данные
свидетельствуют
о
том,
что
только
14%
детей
России
можно
считать
практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии
здоровья,
35%
хронически
больны.
(Данные
материалов
Всероссийского
совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в
дошкольных образовательных учреждениях»). Забота о воспитании здорового
ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения.
Здоровый
и
развитый
ребенок
обладает
хорошей
сопротивляемостью
организма
к
вредным
факторам
среды
и
устойчивостью
к
утомлению,
социально и физиологически адаптирован. В младшем дошкольном детстве
закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный
рост
и
развитие,
формируются
основные
движения,
осанка,
а
также
необходимые
навыки
и
привычки,
приобретаются
базовые
физические
качества,
вырабатываются
черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый образ жизни.
Формирование основ здорового образа жизни является важным условием в
воспитании детей дошкольного возраста. Здоровье человека закладывается в
детстве.
Организм
ребенка
очень
пластичен,
он
гораздо
чувствителен
к
взаимодействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от этого, каковы
эти
взаимодействия
–
благоприятные
или
нет,
зависит,
каким
будет
его
здоровье.
Для этого необходимо обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка в
рамках содержания образовательных областей:
• социально – коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Важное место в воспитании основ здорового образа жизни у детей является
создание развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая
предметно
–
пространственная
среда
является
главным
условием,
определенных
концепцией
ФГОС
ДО.
Её
необходимо
выстраивать
в
соответствии
с
«золотыми»
принципами,
данными
в
концепции
В.
А.
Петровского:
динамичность,
гибкость.
Предметно-развивающая
среда
является
одним
из
важнейших
критериев
качества.
Это
обусловлено
значимостью окружающей обстановки для развития ребенка.
Среда- это, прежде всего то, что создано человеком. Это – человеческое
творчество, это культура. Среда детского сада выступает не только условием
творческого
саморазвития
личности
ребенка,
но
и
показателем
профессионального
творчества
специалиста,
так
как
конструирование
ее
требует
от
педагога
художественного
вкуса,
фантазии
и
разнообразных
способов ее создания. И поэтому, одно из условий управления качеством
образования в ДОО - это оптимизация педагогического процесса, которая
осуществляется в результате работы по обновлению содержания образования
и организации образовательного пространства.
Здоровый
образ
жизни
не
занимает
пока
первое
место
в
иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более
здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и
физически.