Методические особенности планирования тренировочной работы у лыжников гонщиков в северных регионах
Автор: Додонов Геннадий Григорьевич Должность: тренер Учебное заведение: МАУ "Дворец спорта" Населённый пункт: Когалым Наименование материала: Реферат Тема: Методические особенности планирования тренировочной работы у лыжников гонщиков в северных регионах Раздел: среднее профессиональное
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Реферат
Методические особенности
планирования тренировочной работы
у лыжников гонщиков в северных
регионах.
Выполнил: Додонов Г. Г.
тренер по лыжным гонкам.
г. Когалым 2016г.
1
Содержание
1.
Планирование учебно-тренировочной работы……….………….…3
2.
Средства тренировки и восстановления…………….………………3
3.
Методы тренировки…………………………………..………………5
4.
Дозирование нагрузки……………………………..………………….8
5.
Особенности психологической подготовки подростков
в северных регионах…………………………………………………10
2
1.
Планирование учебно-тренировочной работы
При построении учебно-тренировочного процесса с подростками
необходимо
исходить
из
того,
что
подготовка
предоставляет
собой
непрерывный,
многолетний
процесс,
основанный
на
закономерностях
развития организма и особенностях климата северных широт. Особенностями
являются: длительный период тренировок на снегу
(с ноября по апрель), короткий световой день, низкий температурный режим,
также
большое
значение
в
тренировочных
занятиях
имеет
общая
и
специальная физическая подготовка.
Здесь могут быть установлены следующие сроки периодов и этапов:
Подготовительный период – весеннее-летний этап с 1 мая по 30 августа,
осенний этап – с 1 сентября по 1 ноября (до выпадения снега), зимний этап –
с 1 ноября по 30 ноября.
Соревновательный период – с 1 декабря по 30 апреля. Соревновательный
период, на Севере, на 2 месяца длиннее, чем в средней полосе России.
Каждый этап имеет свои цели и задачи. Вся многолетняя подготовка
должна быть построена так, чтобы на основе разносторонностей подготовки
и
овладения
рациональной
техникой
обеспечить
последующий
максимальный рост результатов в более зрелом возрасте (21-28 лет).
2.
Средства тренировки и восстановления
При планировании учебно-тренировочного процесса в северных регионах,
необходимо
учитывать
недостаточное
физическое
развитие
детей
и
подростков проживающих на этой территории ( в виду отсутствия частного
сектора и недостатка двигательной активности).
Эти
проблемные
вопросы
необходимо
решать,
в
основном,
в
подготовительный (бесснежный) период подготовки.
3
Необходимо большое внимание уделять общей и специальной физической
подготовке юных лыжников.
Общая
физическая
подготовка
(далее
–
О.Ф.П.)
–
решает
задачу
повышения общей работоспособности организма. В процессе занятий О.Ф.П.
совершенствуются
основные
физические
качества
(сила,
быстрота,
выносливость,
ловкость,
гибкость),
улучшается
и
укрепляется
здоровье
спортсмена.
Средства О.Ф.П. весьма разнообразны: от физически полезного труда, до
набора
специальных
упражнений
на
группы
мышц,
также
подвижные
и
спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (далее – С.Ф.П.) – направлена на
развитие специальных двигательных качеств и навыков, укрепление органов
и
систем
и
повышения
функциональных
возможностей
организма
применительно к лыжным гонкам.
Круг средств С.Ф.П. менее широк. Это упражнения близкие по форме и
характеру
к
основным
упражнениям
(основное
упражнение
–
это
передвижение
на
лыжах).
С.Ф.П.
необходима
для
формирования
у
занимающихся
специальных
качеств,
создающих
предпосылки
к
овладеванию
техникой
передвижения
на
лыжах.
Здесь
можно
применять
кросс-походы по пересеченной местности с применением шаговой имитации
лыжных ходов в подъем. С ростом квалификации спортсмена доля С.Ф.П. в
подготовке возрастает и усложняется.
Необходимо учитывать специфику климата северных широт(полярная
ночь, отсутствие свежих, натуральных продуктов и т.п.). для компенсации
негативного влияния этих факторов рекомендуется оздоровительные поездки
в южные регионы страны, по окончанию зимнего соревновательного периода.
Обратить внимание на полноценное, сбалансированное питание и
восстановительные мероприятия. Например: чередование легкой физической
нагрузки
на
свежем
воздухе
(легкие
пробежки
на
живописных
местах,
плавание,
спокойная
гребля
на
веслах,
передвижение
на
катамаране
для
4
отдыхающих,
волейбол,
бадминтон
и
т.п.)
и
отдых
на
природе
(пляж,
прогулки, пикник и т.п.).
По окончании восстановительно-оздоровительных мероприятий можно
приступать к тренировкам на учебно-тренировочных сборах (далее – У.Т.С.).
У.Т.С. – это организованная подготовка спортсменов. На У.Т.С. решаются
общие
и
индивидуальные
задачи,
обеспечивающие
(на
взгляд
тренера)
наилучшее
развитие
и
совершенствование
физических,
технических
и
психологических
качеств
лыжников,
для
успешного
выступления
в
предстоящих
соревнованиях,
или
для
подведения
команды
к
соревновательному периоду в оптимальной форме.
Задачи,
поставленные
перед
командой,
или
перед
конкретным
спортсменом,
решаются
с
помощью
средств
О.Ф.П.
и
С.Ф.П.,
применяя
различные
методы
тренировки,
в
рациональных
(на
взгляд
тренера)
пропорциях.
Наибольшее
распространение
получили:
равномерный,
переменный, повторный, интервальный и контрольный методы тренировки
лыжников-гонщиков.
3.
Методы тренировок
Равномерный
метод
заключается
в
выполнении
заключается
в
выполнении
тренировочной
нагрузки
без
изменения
интенсивности.
В
условиях
пересеченной
местности,
нагрузка
не
может
быть
совершенно
одинаковой, поэтому термин «равномерная тренировка» является условным.
Он лишь характеризует направленность тренировки: выполнять работу с
одинаковой интенсивностью.
При
равномерных
тренировках
интенсивность
может
быть
слабой
или
средней, что позволяет выполнять работу длительное время , поэтому они
применяются преимущественно для развития выносливости. Равномерный
метод
используется
обычно
в
начале
подготовительного
периода
для
постепенного повышения общей работоспособности и подготовки к работе с
повышенными нагрузками. При тренировках на снегу – для изучения и
совершенствования техники передвижения и восстановления двигательных
5
навыков, утраченных в бесснежном периоде. Для постепенного «втягивания»
организма в специфическую для лыжника работу.
Переменный метод – заключается в изменении интенсивности в пределах
50-90% от максимальной в процессе выполнения тренировочной нагрузки.
Снижение и повышение интенсивности происходит постепенно и не имеет
жесткого регламента. Спортсмен получает задание выполнить определенное
количество ускорений на дистанции, установленной на данную тренировку. С
ростом тренированности интенсивность ускорений постепенно повышается
от 50-75% до 75-90%. Преимущество этого метода в возможности проводить
тренировку самостоятельно, с учетом самочувствия. Ускорения выполняются,
как правило, на подъемах или равнине. Переменный метод применяется для
развития специальной выносливости. Этот метод предоставляет широкие
возможности тренерам и спортсменам для составления различных вариантов
тренировки в зависимости от задач, подготовленности спортсмена и т.д.
Повторный метод – применяются для развития быстроты и скоростной
выносливости и заключается в многократном повторении отрезка дистанции
с высокой интенсивностью 90-100% от максимальной. Интервалы отдыха
должны быть достаточными для восстановления и прохождения следующего
отрезка
дистанции
без
снижения
скорости.
Продолжительность
может
изменяться от 3 до 30 минут. При развитии скоростных качеств длина отрезка
не
превышает
350м
(у
девушек
200-250м).
ускорения
повторяются
до
заметной потери скорости на очередном отрезке.
Для развития скоростной выносливости применяются отрезки от 400 до
1500м с околопредельной интенсивностью. Количество повторений зависит
от длины отрезка и дистанции предстоящих соревнований.
Повторные
тренировки
проводятся
групповым
и
индивидуальным
способом на равнине и пересеченной местности.
Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости
и заключается в многократном чередовании кратковременных упражнений с
повышенной
и
пониженной
интенсивностью.
Он
отличается
от
других
6
методов
строго
дозированными
интервалами
нагрузки
и
отдыха.
Длительность
выполнения
–
до
1
мин.,
продолжительность
интервалов
снижения
нагрузки
до
1,5
мин.
Интенсивность
выполнения
упражнений
невысока – 60-80% от максимальной.
Количество
повторений
зависит
от
этапа
подготовки,
уровня
тренированности и может достигать у квалифицированных лыжников 35 раз.
Лыжники,
которые
не
в
состоянии
выдержать
длительное
время
предложенный режим работы, могут выполнять задание сериями, строго
сохраняя интенсивность и длительность работы и отдыха. После 8-12 мин.
отдыха спортсмены повторяют новую серию интервальной тренировки. Это
позволяет выполнить большой объем работы.
Можно контролировать интенсивность работы и интервалы отдыха по
частоте сердечных сокращений (далее – Ч.С.С.): в конце отрезка пульс не
должен превышать – 120-140 уд/мин, а в конце паузы между сериями – 90-100
уд/мин.
Контрольный метод заключается в проведении
заранее намеченных
испытаний с целью определения уровня подготовленности лыжника. Этот
метод
применяется
периодически
в
процессе
всего
годичного
цикла
тренировки.
В
бесснежное
время
испытания
проводятся
по
комплексу
упражнений
общей
и
специальной
физической
подготовки
в
заранее
установленные сроки, как правило, в конце месячных циклов или этапов
подготовки.
Зимой
контрольные
тренировки
проводятся
в
условиях,
максимально
приближенных
к
основным,
предстоящим
соревнованиям.
Обычно,
дистанция
на
контрольных
тренировках
выбирается
немного
меньше или больше основной соревновательной.
4.
Дозирование нагрузки
7
Регулярное проведение контрольных соревнований позволяет управлять
тренировочным процессом, своевременно внося необходимые изменения в
планирование нагрузок и отдыха.
Таким образом, подбирая и чередуя, в необходимых соотношениях, методы
тренировок
тренер
добивается
положительных
сдвигов
(при
правильном
подборе)
в
функциональном
состоянии
спортсмена.
Однако
здесь
очень
важное
значение
имеет
дозирование
нагрузки
в
тренировке
конкретного
спортсмена и команды в целом.
Нагрузка, в подготовке лыжников-гонщиков, складывается из двух
компонентов: объема нагрузки – суммарного количества выполненной работы
за определенное время (за одно занятие, неделю, месяц, этап, период, год) в
конкретных единицах (часах, километрах, тоннах и т.п.) и интенсивности
нагрузки – напряженности тренировочной работы, оцениваемой мощностью,
скоростью,
частотой
движений,
плотностью
занятий
и
другими
показателями. При решении вопроса о соотношении объема и интенсивности
в
течение
определенного
периода
и
этапа,
поступаю,
как
правило,
следующим образом: при снижении объема постепенно и последовательно
повышаю интенсивность. Объем при этом может быть несколько снижен, а
затем снова увеличен на фоне повышенной интенсивности.
Объективно оценить степень интенсивности работы лыжников-гонщиков
всегда затруднительно. Скорость передвижения, как показатель, не совсем
приемлема.
В
плохих
условиях
скольжения
интенсивность
работы
и
энергозатраты больше, а скорость значительно меньше, чем при хороших
условиях скольжения.
Целесообразнее оценивать интенсивность работы лыжников по степени
напряженности
дыхания
и
чистоте
сердечных
сокращений.
Условно
выделяют 4 степени интенсивности (зоны):
Зона 1. Слабая – дыхание слегка возбуждено; Ч.С.С. до 120 уд/мин.
8
Зона 2. Средняя – дыхание значительно возбуждено, но спортсмен может
увеличивать
интенсивность
на
протяжении
всего
времени
предстоящей
работы; Ч.С.С. – 120-150 уд/мин.
Зона 3. Сильная – дыхание сильно возбуждено, спортсмен в состоянии
повысить интенсивность лишь на короткое время; Ч.С.С. – 150-180 уд-мин.
Зона 4. Предельная – дыхание максимально возбуждено, лыжник в
состоянии
поддерживать
данную
интенсивность
в
течении
короткого
времени; Ч.С.С. – достигает предела возможностей.
В ходе тренировок лыжникам необходимо овладеть способностью
адекватно
оценивать
интенсивность
своей
работы
в
самых
различных
условиях передвижения.
Например:
со
средней
интенсивностью
рекомендуется
проходить
значительную часть равномерных тренировок. С сильной интенсивностью
нужно проходить основную часть соревновательной дистанции. Вторая и
третья зоны, чередуясь, как правило, включаются в переменные тренировки.
Еще иногда выделяется (промежуточная) околопредельная интенсивность,
ее применение целесообразно на повторных тренировках, при работе на
относительно длинных отрезках.
С предельной интенсивностью (4 зоны), лыжники-гонщики заканчивают
дистанцию (финишный рывок), начинают на первом этапе эстафеты, иногда
используют
при
обгоне
противника,
проходят
короткие
отрезки
при
повторных тренировках.
В тесной связи с объемом и интенсивностью находится
вопрос
о
дозировании
нагрузки
на
одном
занятии.
Индивидуальное
определение
оптимальной
нагрузки
имеет решающ ее значение
для
дальнейшего
повышения
работоспособности
спортсмена.
При
этом
нужно
учитывать
объем и интенсивность предыдущей тренировочной работы, длительность
отдыха после нее, а также индивидуальные данные спортсмена.
9
5.
Особенности психологической подготовки подростков в северных
регионах.
Особое внимание в тренировке юных лыжников в Северных регионах
нужно уделить психологической подготовке. Значительная тренировочная,
соревновательная
и
умственная
нагрузки
спортсменов-школьников,
предъявляют к психике повышенные требования. Нагрузки на психику детей
увеличивается
в
осенне-зимний
период
с
сентября
по
май,
в
связи
с
выполнением школьной, учебной программы, и ослабевает во время летних
школьных каникул. Необходимо учитывать фактор полярной ночи северных
широт, а также возрастные особенности занимающихся, особенно юношей
14-16 лет, когда психика очень подвижна и возможны перегрузки. Поэтому в
период
тестов,
зачетов,
экзаменов
в
школе,
физическую
нагрузку
на
тренировках
следует
ограничить.
Основные
же
задачи
психологической
подготовки
подчинены
особенностям
спортивной
тренировки,
участию
в
соревнованиях
и
развитию
психических
качеств,
необходимых
для
успешного
ведения
борьбы.
Важно
знать
особенности
предстартовых
состояний и их влияние на результат, чтобы уметь влиять на них.
Предметом психологической подготовки лыжников-гонщиков является
формирование состояния психической готовности спортсмена к тренировкам
и соревнованиям. Это состояние готовности ума, воли, всех психических
качеств,
обуславливающих
поведение
спортсмена
как
накануне
соревнований, так и способность управлять своими действиями в процессе
соревновательной борьбы.
В процессе спортивной тренировки вместе с физической, технической,
тактической
и
функциональной
подготовкой
формируется
готовность
психическая, которая находится в тесной связи с вышеперечисленными. Чем
выше
спортивная
форма
спортсмена,
чем
больше
уверенность
в
благополучном ведении борьбы на дистанции, тем выше психологическая
готовность. Для тренера, педагогический аспект направлен на изыскание
10
путей и средств обеспечения психологической готовности к соревнованию в
процессе подготовки.
В ходе тренировок и соревнований лыжник вступает во взаимодействие с
внешними условиями, которые могут постоянно меняться: погодные условия,
скольжение и держание, подъемы и спуски и т.п. Таким образом постоянно
возникают препятствия различной степени трудности.
К препятствиям относятся:
Постоянное и неуклонно нарастающее утомление;
Неблагоприятные погодные условия: мороз, ветер, метель, падающий
снег, дождь и т.п.;
Неблагоприятные условия скольжения, держания и т.п.;
Сложность трассы, возможность падения, получение травмы, поломки
инвентаря и т.п.;
Неожиданно возникающие болезненные состояния.
Препятствия, обусловленные индивидуальностью личности спортсмена:
Навязчивые
мысли,
связанные
с
неуверенностью
в
своих
силах,
сомнения в качестве смазки, инвентаря и т.п.;
Чрезмерное,
но
необоснованное
стремление
спортсмена
выиграть
гонку, перевозбуждение;
Субъективные
переживания
хода
борьбы,
тактических
действий
соперников, информация о ходе гонки;
Болезненное отношение к неудачам, боязнь проигрыша;
Смущение,
вызванное
первичной
обстановкой
(торжественность
соревнований, наличие публики и т.п.), именитыми соперниками;
Боязнь больших физических и психических напряжений.
Перечисленные препятствия могут вызвать трудности у лыжников любой
квалификации накануне или в ходе соревнований, возникающие, обычно,
непроизвольно.
Преодолевая внешние и внутренние препятствия, лыжник должен
сознательно управлять своим поведением и двигательной деятельностью.
Особенности
борьбы
и
поведения
лыжника-гонщика,
связанные
с
взаимодействием между соперниками и выражается в том, что стартуют
11
спортсмены одновременно иди последовательно, в любом случае ведется
постоянное наблюдение соперников друг за другом. В гонке с раздельным
стартом борьба ведется на определенном расстоянии, параллельно, поэтому
решающими
волевыми
качествами
выступают
инициативно сть,
решительность, настойчивость и упорство. Так как на лыжника оказывают
влияние зрители, обстановка соревнований, поступающая информация, то
играют
существенную
роль
выдержка
и
самообладание.
В
ходе
ведения
борьбы,
в
условиях
соревнования,
сознание
спортсмена
направлено
на
изыскание
способов
и
приемов,
способствующих
поддержанию
высокой
скорости
и
успешному
использованию
наиболее
адекватных
технических
ходов
(одновременных
или
попеременных).
На
спусках
и
поворотах
необходимо контролировать свое самочувствие и поведение в гонке, вплоть
до сознательного снижения скорости на отдельных участках дистанции или
спусках.
Большое значение в психологической подготовке имеет формирование и
развитие волевых качеств.
Волевые качества характеризуются проявлением воли в различных
условиях жизни и спортивной деятельности спортсменов.
Для успешного выполнения тренировочных нагрузок, для преодоления
препятствий
и
достижения
поставленных
целей
в
лыжных
гонках,
в
с т р у к т у р е
в о л е в ы х
к ач е с т в ,
ц е н т р а л ь н о е
м е с т о
з а н и м а е т
д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь ,
к а к
о с н о в а
в о л е в о й
п о д г о т о в к и .
Дисциплинированность
выступает
ведущей
потому,
что
без
активного
и
прилежного
участия
спортсмена
в
жизни
спортивного
коллектива,
без
взаимопонимания
и
сотрудничества
с
тренером,
без
самоограничений
и
самодисциплины невозможен рост спортивных достижений спортсмена.
Можно выделить следующую структуру волевых качеств лыжника- гонщика:
12
Дисциплинированность
Целеустремленность и мотивация
Развитие волевых качеств,
как составляющей психологической
подготовки
происходит в ходе круглогодичного тренировочного цикла, в
тесной связи с физической, технической и тактической подготовкой. Задачи
тренера
состоит
в
том,
чтобы
смоделировать,
приблизить
условия
тренировочных
занятий
к
условиям
деятельности
спортсмена
на
соревнованиях. Необходимо ставить спортсмена в такие условия, которые
требуют проявления конкретных качеств: волевых, физических, технических
или
тактических,
в
зависимости
от
поставленных
задач
на
конкретной
тренировке.
Следуя вышеизложенной методике построения учебно-тренировочного
процесса,
соблюдая
основные
педагогические
принципы:
от
простого
к
сложному,
от
общего
к
частному,
учитывая
географическое
положение
региона, используя традиционные средства и методы тренировок с акцентом
на
переменные
и
интервальные
методы,
в
отсутствии
пересеченной
местности,
при
активном
взаимодействии
с
семьей,
школой
и
администрацией спортивной организации можно гарантированно добиться
высоких спортивных результатов в лыжных гонках, в условиях северных
регионов.
13
Настойчивость, упорство и трудолюбие
Инициативность и самостоятельность
Выдержка и самообладание
Решительность и смелость
Содержание
6.
Планирование учебно-тренировочной работы……….………….…3
7.
Средства тренировки и восстановления…………….………………4
8.
Методы тренировки…………………………………..………………6
9.
Дозирование нагрузки……………………………..………………….9
10.Особенности психологической подготовки подростков
в северных регионах…………………………………………………11
14