Напоминание

"Значение и сущность игры в дошкольном возрасте"


Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Значение и сущность игры в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Значение и сущность игры в дошкольном

возрасте.

Многие исследователи детских игр отмечают силу и

подлинность чувств, переживаемых ребёнком в игре. Эти

чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх

дети переживают чувства, связанные с выполняемыми

ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность

шофёра или доктора. В коллективных играх проявляются

общественные чувства детей (дружбы, товарищества). В

подвижных играх дети получают радость от ритма

движений, их согласованности, от сознания проявленной

ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх,

требующих сообразительности, находчивости, смекалки,

радость носит интеллектуальный характер. А.С.Макаренко

писал о радости в игре как радости «творчества, радости

победы, радости эстетической, радости качества»

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная

и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребёнка

цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать

играющих, увернуться от «ловишки» и т.д.

Но в игре ребёнок переживает не только положительные

эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения,

неудовлетворённость достигнутыми результатами, обиду и

т.д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях

отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит

ребёнку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без

радости перестаёт быть игрой.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них

основным является своеобразие мотивов. Игра это свободная и

самостоятельная деятельность, возникающая по личной

инициативе ребёнка, отличающаяся активным творческим

характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Свобода

и самостоятельность ребёнка проявляются: а) в выборе игры

или её содержания, б) в добровольности объединения с другими

детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т.д. На

самостоятельность детей в игре как на специфическую


особенность указывал ещё К.Д.Ушинский: «Игра потому и игра,

что она самостоятельна для ребёнка…». По его мнению особый

интерес ребёнка к игре, глубина воздействия её на ребёнка

связаны с самостоятельностью ребёнка.

Большое своеобразие представляют и игры каждого ребёнка,

т.к. на них оказывает воздействие то окружение, в котором

он живёт (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение

взрослых к его играм и т.д.); в них отражается своеобразие

личности ребёнка, его индивидуальность ( потребности,

интересы, опыт и даже тип нервной деятельности) и т.д.

Однако наличие общих черт игровой деятельности позволяет

определить общие пути и приёмы руководства играми детей.

По ФГОС содержание программы должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности и охватывать следующие

структурные единицы, представляющие определённые

направления развития и образования детей (образовательные

области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

На что направлено конкретное развитие можно посмотреть

в ФГОС пункт 2.6.
1.Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 2.Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий ,становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве; 3.Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; 4.Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 5.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание указанных образовательных

областей зависит от возрастных и индивидуальных

особенностей детей, определяется целями и задачами

Программы:

-- в младенческом возрасте(2месяца – 1 год) – это

непосредственное эмоциональное общение со взрослым,

манипулирование с предметами и познавательно-

исследовательские действия, восприятие музыки, детских

песен и стихов, двигательная активность и тактильно-

двигательные игры;

--в раннем возрасте (1год-3года) – предметная деятельность и

игры с составными и динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок,

вода, тесто..), общение со взрослым и совместные игры со


сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание

и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,

лопатка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

рассматривание картинок, двигательная активность;

-- для детей дошкольного возраста (3года – 8лет) – ряд видов

деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую

игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная

(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

познавательно-исследовательская (исследования объектов

окружающего мира и экспериментирования с ними), а также

восприятие художественной литературы, самообслуживание

и элементарный бытовой труд, конструирование из разного

материала, изобразительная, музыкальная и двигательная

формы активности ребёнка.


Требования Стандарта
к результатам освоения Программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного

образования, они являются для:

-построения образовательной политики на соответствующих

уровнях с учётом целей дошкольного образования;

- для решения задач;

- для изучения характеристик образования детей в возрасте

от 2месяцев до 8 лет;

-для информирования родителей и общественности

относительно целей дошк.образ.

К целевым ориентирам дошк.образ.относятся следующие

социально-нормативные возрастные характеристики

возможных достижений ребёнка:

Пункт 4.6 - фгос

1.целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:

ребёнок интересуется окружающими предметами и активно

действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с

игрушками и другими предметами, стремится проявлять

настойчивость в достижении результата своих действий;

знает назначение бытовых предметов и умеет ими

пользоваться; владеет простейшими навыками

самообслуживания; владеет активной речью; знает названия

окружающих предметов и игрушек; появляются игры, в


которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями

и подражая им; у ребёнка развита крупная моторика, он

стремится осваивать различные виды движения.

2.целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного

образования: ребёнок овладевает основными культурными

способами деятельности, проявляет инициативу и

самостоятельность в разных видах деятельности – игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании и других; способен выбирать себе род

занятий, участников по совместной деятельности; способен к

принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в различных видах деятельности.


В раздел образования