Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка" Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: "Значение и сущность игры в дошкольном возрасте" Раздел: дошкольное образование
радость носит интеллектуальный характер. А.С.Макаренко
писал о радости в игре как радости «творчества, радости
победы, радости эстетической, радости качества»
Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная
и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребёнка
цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать
играющих, увернуться от «ловишки» и т.д.
Но в игре ребёнок переживает не только положительные
эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения,
неудовлетворённость достигнутыми результатами, обиду и
т.д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях
отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит
ребёнку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без
радости перестаёт быть игрой.
Игра обладает и специфическими чертами. Среди них
основным является своеобразие мотивов. Игра это свободная и
самостоятельная деятельность, возникающая по личной
инициативе ребёнка, отличающаяся активным творческим
характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Свобода
и самостоятельность ребёнка проявляются: а) в выборе игры
или её содержания, б) в добровольности объединения с другими
детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т.д. На
самостоятельность детей в игре как на специфическую
особенность указывал ещё К.Д.Ушинский: «Игра потому и игра,
что она самостоятельна для ребёнка…». По его мнению особый
интерес ребёнка к игре, глубина воздействия её на ребёнка
связаны с самостоятельностью ребёнка.
Большое своеобразие представляют и игры каждого ребёнка,
т.к. на них оказывает воздействие то окружение, в котором
он живёт (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение
взрослых к его играм и т.д.); в них отражается своеобразие
личности ребёнка, его индивидуальность ( потребности,
интересы, опыт и даже тип нервной деятельности) и т.д.
Однако наличие общих черт игровой деятельности позволяет
определить общие пути и приёмы руководства играми детей.
По ФГОС содержание программы должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие
структурные единицы, представляющие определённые
направления развития и образования детей (образовательные
области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
На что направлено конкретное развитие можно посмотреть
в ФГОС пункт 2.6.
1.Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
2.Познавательное развитие предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий ,становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, о малой Родине и Отечестве;
3.Речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте;
4.Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства;
5.Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
становление ценности здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание указанных образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы:
-- в младенческом возрасте(2месяца – 1 год) – это
непосредственное эмоциональное общение со взрослым,
манипулирование с предметами и познавательно-
исследовательские действия, восприятие музыки, детских
песен и стихов, двигательная активность и тактильно-
двигательные игры;
--в раннем возрасте (1год-3года) – предметная деятельность и
игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто..), общение со взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание
и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
-- для детей дошкольного возраста (3года – 8лет) – ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также
восприятие художественной литературы, самообслуживание
и элементарный бытовой труд, конструирование из разного
материала, изобразительная, музыкальная и двигательная
формы активности ребёнка.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, они являются для:
-построения образовательной политики на соответствующих
уровнях с учётом целей дошкольного образования;
- для решения задач;
- для изучения характеристик образования детей в возрасте
от 2месяцев до 8 лет;
-для информирования родителей и общественности
относительно целей дошк.образ.
К целевым ориентирам дошк.образ.относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка:
Пункт 4.6 - фгос
1.целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:
ребёнок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
знает назначение бытовых предметов и умеет ими
пользоваться; владеет простейшими навыками
самообслуживания; владеет активной речью; знает названия
окружающих предметов и игрушек; появляются игры, в
которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями
и подражая им; у ребёнка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения.
2.целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования: ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и других; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и