Автор: Лысенко Елена Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №230" Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар Наименование материала: Статья Тема: Как привить ребенку любовь к чтению? Раздел: дошкольное образование
Как привить ребенку любовь к чтению?
Не секрет, что в наше время для успешного обучения в первом классе
необходимо, чтоб еще до школы ребенок научился читать. Многие родители
сталкиваются с тем, что дети с неохотой постигают эту науку. И рано или
поздно родители ставят перед собой вопрос «Как заставить ребенка читать?».
А вот вся проблема как раз и заключается в том, что заставлять не
нужно вообще. Этим вы только добьетесь обратного результата. Для начала
необходимо развить у ребенка интерес к чтению, чтоб он сам этого захотел.
Для этого существуют разные хитрости о которых я сейчас расскажу. Но для
начала о технической стороне вопроса.
Первые книги для чтения должны быть очень красочными и обязательно с
большими буквами и пробелами. Яркие иллюстрации для того, чтоб ребенок
легче воспринимал текст, ведь пока он сосредоточен на складывании букв в
слова, а не на целостном восприятии изложенного. Большие буквы нужны
для того, чтоб глаза не утомлялись и слова не сливались между собой. А для
того, чтобы повысить интерес к чтению можно воспользоваться следующими
приемами.
Если
ваш
ребёнок
интересуется
исключительно
мультфильмами
и
книги его мало привлекают, можно попробовать начать чтение с книг о
любимых мультипликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне, можно
даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной
книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не
только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать
заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в
привычном
смысле
слова.Одним
из
известных
приёмов
является
прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок
помладше,
скорее
всего,
не
отстанет
от
вас,
пока
вы
не
дочитаете
ему
историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми
навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать
самостоятельно.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения
лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками.
Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием
книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге.
Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом
предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой
находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).
Начинать
чтение
необходимо
тогда,
когда
у
ребенка
хорошее
настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим
формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не
поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна
психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл,
прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то
интересное
рассказать.
«Подвести»
к
чтению,
заинтересовать
этим
действием.
Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата,
которые
легко
и
быстро
можно
прочитать.
Они
также
должны
быть
красочными и по содержанию несложными. Дети старшего дошкольного
возраста больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден
для
усвоения.
Конечно,
лучше
начинать
с
простых
сказок
—
народных.
Потом можно переходить и к другим жанрам. Интересен такой прием, когда
книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по
одному отрывку. Или еще один совет.
Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на
самом
интересном
месте
и
предложить
ребенку
прочитать
дальше.
Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем
случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание
ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело
для всей семьи.
Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа
(самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и
попросить
ребенка
прочитать,
напомнить.
Конечно,
после
прочтения
обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и
для
усвоения
содержания,
и
для
развития
интереса
к
чтению,
и
для
формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе
обязательно нравственную нагрузку.
Литература
1.
Марусяк В. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем? Издательство
Лабиринт 2009 г.
2.
Шишкова
С.Ю.
Буквограмма:
в
школу
с
радостью:
коррекция
и
развитие письменной и устной речи детей от 5 до 14 лет. Издательство
«Феникс» 2013 год.
3.
ЦукановаС.П.
Бентц
Л.
Л.
Учим
ребенка
говорить
и
читать.
Издательство ГНОМ 2013г.