Рабочая программа факультатива "Дизайн" для классов
Автор: Наумова Марина Юрьевна Должность: учитель ИЗО Учебное заведение: МОУ СОШ №10 Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа факультатива "Дизайн" для классов Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №10
Усть-Кутского муниципального образования
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМО
__________________ _______________ ______________
Руководитель ШМО зам.директора по УВР директор школы
«Дизайн» для 8 «а», «б», «в» классов
Разработана учителем изобразительного искусства
Наумовой М.Ю.
2015 – 2016 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного образования по искусству,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством
образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе
авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э.
Кашекова, Е. Д. Критская. (Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений:
«Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»Москва, Просвещение, 2010 год).
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного
учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов» для
учителя изобразительного искусства.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования
в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное
информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит
понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на
его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели
художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,
художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных
потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;
освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического
освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и
социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а
также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к
искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и
общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализировать имеющийся у учащихся опыт общения с искусством;
— культурно адаптировать школьников в современном информационном
пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формировать целостное представление о роли искусства в культурно-историческом
процессе развития человечества;
— углублять художественно-познавательные интересы и развитие интеллектуальных и
творческих способностей подростков;
— воспитывать художественный вкус;
— приобретать культурно-познавательную, коммуникативную и социально-
эстетическую компетентность;
— формировать умения и навыки художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с
учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио-
и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление
межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики,
технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки,
пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном
становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут
ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства,
узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления
окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус-
ства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем
творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой,
предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает
возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой
деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по
предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни
общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика
каждого из них.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на
изучение предмета «Искусство» в 8-9 классах выделяется 34 часа (1 ч. в неделю, 17 учебных
недель). Таким образом, предлагаемое тематическое планирование по изобразительному
искусству рассчитано на 34 часа за два года обучения. Учитель изобразительного искусства
вправе сам выбрать количество разделов и тем, при делении их на 17 часов за учебный год.
Возможно деление 1 темы на два года или любой вариант компоновки разделов, если это не
влияет на логику изложения учебного материала.
2. Содержание учебного курса
8-й КЛАСС
Искусство в жизни современного человека (1 час)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как
хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с
целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и
научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки,
литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по
выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Искусство открывает новые грани мира (2 часа)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт
человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт
передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия
предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности
и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в
живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе,
живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными
традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой
пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального
фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов
профессионального художественного творчества в литературе, музыке,
изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях
русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к
сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный,
католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и
др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве
эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт,
X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения
Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения
детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах
художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И.
Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких
художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А.
Матисса и П. Пикассо).
Литература.Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные
сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр.Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности
в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в
какую-либо эпоху (по выбору).
Искусство как универсальный способ общения (5 часов)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и
его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы,
фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как
процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический
характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог
искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца
произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изобразительное искусство.Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.);
пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.);
рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор
Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и
классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К.
Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи
Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи-
вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма,
реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф.
Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп,
Кукрыниксы).
Литература.Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова
и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам,
современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств
(живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью
информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной
цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.
Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно
отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Красота в искусстве и жизни (4 часа)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на
социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического
отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух
реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота
в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Изобразительное искусство.Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты
Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп-
турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).
Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А.
Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б.
Кустодиева, художников-символистов.
Литература.Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь,
И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А.
Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов
(по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в
литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии
(реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии,
музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений
средствами любого вида искусства.
Прекрасное пробуждает доброе (5 часов)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа»
(Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции
искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности –
поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей,
оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора
художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного
замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки
«Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино,
театр).
Воздействующая сила искусства (3 часа)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ
идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ
мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства
эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Изобразительное искусство.Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.
Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура,
архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П.
Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы),
настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Литература.Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр.Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в.
Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной
листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном
или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-
внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные
годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Искусство предвосхищает будущее (3 часа)
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к
пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах
искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в
искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.
Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов,
писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина,
«Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К.
Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У.
Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и
др.).
Литература.Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова
и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла,
«Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского,
«Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы,
кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях
современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Дар созидания. Практическая функция (6 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка
и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его
значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства
и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация
быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных
возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность,
«клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные
искусства.
Примерный художественный материал:
Изобразительное искусство.Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид
города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля,
панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.),
монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе
и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд-
шафтный дизайн).
Литература.Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь,
М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир,
Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору
учителя).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого,
«Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В.
Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б.
Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета
бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление
эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера
школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с
использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера
здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись,
резьба, лепка) предмета быта.
Искусство и открытие мира для себя (5 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная
работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе
науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся
людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал :
Изобразительное искусство.Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические
построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства).
Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные
композиции М. Эшера.
Литература.Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир,
А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы
по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате»
Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса
обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского,
«Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона,
«Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и
образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание
компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций,
участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение
конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Блоки занятий
№
Разделы
Часы
Дата
коррекция
1.
Искусство в жизни современного человека:
1. Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль-
язык. Наука и искусство.
1 ч:
1 ч
2.
Искусство открывает новые грани мира:
1. Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные
страницы. Пейзаж – поэтическая живопись.
2. Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в
искусстве России.
2 ч:
1 ч
1 ч
3.
Искусство как универсальный способ общения:
1.
Мир в зеркале искусства.
2.
Роль искусства в сближении народов. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Как
происходит передача сообщений в искусстве.
3.
Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и
символы искусства.
4.
Художественные послания предков. Разговор с
современником.
5.
Символы в жизни и искусстве.
5 ч:
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
4.
Красота в искусстве и жизни:
1.
Что есть красота.
2.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
3.
Есть ли у красоты свои законы. Великий дар
творчества: радость и красота созидания.
4.
Как соотносится красота и польза. Как реагирует
человек на явления в жизни и искусстве.
4 ч:
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
5.
Прекрасное пробуждает доброе:
1. Преобразующая сила искусства.
2. Исследовательский проект «Полна чудес могучая
природа».
5 ч:
4 ч
1 ч
6.
Воздействующая сила искусства:
1.
Искусство и власть. Город сквозь времена и страны.
2.
Какими средствами воздействует искусство. Образно-
стилистический язык архитектурного прошлого.
3.
Храмовый синтез искусств. Город сегодня и завтра.
3 ч:
1 ч
1 ч
1 ч
7.
Искусство предвосхищает будущее:
1.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство.
Живое пространство города.
2.
Предсказание в искусстве. Город, микрорайон, улица.
3 ч:
1 ч
1 ч
3.
Художественное мышление в авангарде науки.
Художник и ученый. Вещь в городе.
1 ч
8.
Дар созидания. Практическая функция:
1.
Эстетическое формирование искусством окружающей
среды.
2.
Архитектура исторического и современного города.
3.
Специфика изображений в полиграфии.
4.
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
5.
Декоративно-прикладное искусство.
6.
Массовые, общедоступные искусства.
6 ч:
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
9.
Искусство и открытие мира для себя:
1.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2.
Литературные страницы.
3.
Исследовательский проект «Пушкин – наше все"
5 ч:
1 ч
1 ч
3 ч
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 «б» класс.
№
Разделы
Часы
Дата
коррекц
ия
11.
Искусство
в
жизни
современного
человека.
1 ч:
7.09
2.
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Литературные страницы.
1 ч.
14.09
3.
Человек
в
зеркале
искусства:
жанр
портрета.
1 ч:
21.09
4.
Мир в зеркале искусства.
1 ч.
28.09
5.
Роль искусства в сближении народов.
1ч.
05.10
6.
Искусство
–проповедник
духовной
энергии.
1 ч.
12.10
7.
Художественные послания предков.
1ч.
19.10
8.
Что есть красота.
1 ч.
26.10
9.
Откровенье вечной красоты. Застывшая
музыка.
1 ч.
09.11
10.
Есть ли у красоты свои законы.
1ч.
16.11
11.
Как соотносится красота и польза.
1 ч
23.11
12.
Прекрасное пробуждает доброе.
1 ч.
30.11
13.
Преобразующая сила искусства.
3 ч.
7.12
14.
Преобразующая сила искусства.
14.12
15.
Преобразующая сила искусства.
21.12
16.
Полна чудес могучая природа.
1 ч
11.01
17.
Искусство и власть. Город сквозь времена
и страны.
1 ч.
18.01
18.
Какими средствами воздействует
искусство.
1 ч
25.01
19.
Храм синтез искусств. Город сегодня и
завтра.
1 ч
01.02
20.
Дар предвосхищения. Какие знания дает
искусство.
1 ч:
8.02
21.
Предсказание в искусстве. Город,
микраройон, улица.
1 ч
15.02
22.
Художественное мышление в авангарде
науки.
1 ч
17.02
23.
Эстетическое формирование искусством
окружающей среды.
1 ч
22.02
24.
Архитектура исторического и
современного города.
1 ч
29.02
25.
Специфика изображений в полиграфии.
1 ч:
07.03
26.
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
1 ч
14.03
27.
Декоративно- прикладное искусство.
1 ч
21.03
28.
Массовые, общедоступные искусства.
1ч:
04.04
29.
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству.
1 ч
11.04
30.
Литературные страницы.
1ч.
18.04
31.
Исследовательский проект «Пушкин –
наше все».
3 ч
25.04
32.
Исследовательский проект «Пушкин –
наше все».
2.05
33.
Исследовательский проект «Пушкин –
наше все».
09.05
34.
Дизайн «Моя комната»
1 ч.
16.05
35.
Итоговое контрольное занятие.
1 ч.
23.05
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 «а», «в» класс.
№
Разделы
Часы
Дата
коррекц
ия
1.
Искусство в жизни современного человека.
1 ч:
8.09
2.
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Литературные страницы.
1 ч.
15.09
3.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1 ч:
22.09
4.
Мир в зеркале искусства.
1 ч.
29.09
5.
Роль искусства в сближении народов.
1ч.
6.10
6.
Искусство –проповедник духовной энергии.
1 ч.
13.10
7.
Художественные послания предков.
1ч.
20.10
8.
Что есть красота.
1 ч.
27.10
9.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
1 ч.
10.11
10.
Есть ли у красоты свои законы.
1ч.
17.11
11.
Как соотносится красота и польза.
1 ч
24.11
12.
Прекрасное пробуждает доброе.
1 ч.
01.12
13.
Преобразующая сила искусства.
3 ч.
08.12
14.
Преобразующая сила искусства.
15.12
15.
Преобразующая сила искусства.
22.12
16.
Полна чудес могучая природа.
1 ч
12.01
17.
Искусство и власть. Город сквозь времена и
страны.
1 ч.
19.01
18.
Какими средствами воздействует искусство.
1 ч
26.01
19.
Храм синтез искусств. Город сегодня и завтра.
1 ч
02.02
20.
Дар предвосхищения. Какие знания дает
1 ч:
09.02
искусство.
21.
Предсказание в искусстве. Город, микраройон,
улица.
1 ч
16.02
22.
Художественное мышление в авангарде науки.
1 ч
23.02
23.
Эстетическое формирование искусством
окружающей среды.
1 ч
01.03
24.
Архитектура исторического и современного
города.
1 ч
08.03
25.
Специфика изображений в полиграфии.
1 ч:
15.03
26.
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
1 ч
18.03
27.
Декоративно- прикладное искусство.
1 ч
05.04
28.
Массовые, общедоступные искусства.
1ч:
12.04
29.
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству.
1 ч
19.04
30.
Литературные страницы.
1ч.
26.04
31.
Исследовательский
проект
«Пушкин
–
наше
все».
3 ч
03.05
32.
Исследовательский
проект
«Пушкин
–
наше
все».
10.05
33.
Исследовательский
проект
«Пушкин
–
наше
все».
17.05
34.
Дизайн «Моя комната»
1ч
24.05
35.
Итоговое контрольное занятие.
1ч
31.05
4. Требования к результатам обучения.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой
деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается
эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать
учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус,
развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать
участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы,
культурных событиях региона и др.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта
поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики
художественного образа, особенностей средств художественной
выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности,
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в
ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе
нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и
умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной
деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные
способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между
явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая
компетентности.
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и
качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и
осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении
(создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести
диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая
свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием,
исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность
окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при
индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном
режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять
толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и
оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной
задачей.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо-
бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе
характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников,
скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее
воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
5. Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение
учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность
знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что
фиксируется в разных оценках.
Отметка
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Оценка «5» (отлично)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и
уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет
главные положения в учебном материале и не затрудняется
при ответах на видоизмененные вопросы; свободно
применяет полученные знания на практике; не допускает
ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в
письменных и практических работах, которые выполняет
уверенно и аккуратно.
Обучающийся осознанно использует сведения об
особенностях композиционного решения при передаче
движения объекта, учебного материала о закономерностях
колористического решения художественного образа, о
способах изображения предметов реалистического,
декоративного, фантазийного и абстрактного характера.
Демонстрирует свободное владение программным
учебным материалом, передача основных закономерностей
композиционного и колористического решения при
изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа,
выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.
Оценка «4» (хорошо)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично
повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает
без особых затруднений на вопросы учителя; умеет
применять полученные знания на практике; в устных ответах
не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные
неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в
письменных и практических работах делает незначительные
ошибки.
Обучающийся воспроизводит содержания учебного
материала, основанного на заучивании терминов, понятий,
законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с
натуры с использованием композиционных и
колористических схем, предложенных учителем.
Демонстрирует осознанное использование учебного
теоретического материала, сведений о композиционном и
цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке
общих и отличительных (индивидуальных) признаков
объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции,
использование нетрадиционных размеров формата для
решения художественного замысла
Оценка «3»
(удовлетворительно)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня
учебных программ, но испытывает затруднения при его
самостоятельном воспроизведении и требует
дополнительных уточняющих вопросов учителя;
предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего
характера и испытывает затруднение при ответах на видо-
измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и
практических работах.
Демонстрирует узнавание основных видов и жанров
искусства, представленных учителем на учебных таблицах и
индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение
отдельных специальных терминов, осуществление
практических действий по рекомендациям и указаниям
учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка
объекта.
Обучающийся воспроизводит в устной или письменной
форме фрагмента содержания теоретического учебного
материала.
Оценка «2»
(неудовлетворительно)
ставится, когда у ученика имеются отдельные представления
об изученном материале, но все же большая часть
обязательного уровня учебных программ не усвоена, в
письменных и практических работах ученик допускает
грубые ошибки.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер
допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о
непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения
специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить
на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при
выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с
недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой
одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства.
К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт
(явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу
применения, область воздействия.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Учебно-методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Искусство», рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию
в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию.
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М.: Просвещение, 2010г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» Сергеевой Г.П. – М.: Просвещение, 2009 г.,
«Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы
(Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М.
Неменского. — М., 2005.