Автор: Иванская Наталья Сергеевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МКУ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Технология Тема: "Работа со школами города" Раздел: среднее профессиональное
В последние годы в России происходят процессы, связанные со
стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих
лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной
России продолжает оставаться неблагоприятным.
С каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность.
Отклонение в поведении ребенка это результат социально-экономической,
экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых
отношений , отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости
родителей, эпидемия разводов, проблемы при рождении ребенка. Пословицы
говорят : «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь
судьбу», «Привычка-вторая натура». Народная мудрость тонко подметила связь
между воспитанием в детстве и образом жизни во взрослом возрасте.
В подавляющемся большинстве случаев первой причиной проявления
отклонений в поведении в детском возрасте служит социальная
дезадаптированность ребенка. Дезадаптированность детей ведет к
криминализации сознания, инфантилизму, индивенчиству, агрессии. Острой
остается проблема детей, оказавшихся без образования, растет число малолетних
правонарушителей, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в жизни.
В этой ситуации все очевиднее становится то, что Центр, как социальный
институт, через который проходят множество детей, должен быть
воспитывающим.
Согласно ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» МКУ Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей является специализированным
учреждением социального обслуживания несовершеннолетних. Федеральный
Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации» законодательно закрепил приоритет личности в
процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного
учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого,
его социальным проблемам., которые в условиях образовательного учреждения
носят многоплановый характер.
В
МКУ
Центр
помощи
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей
поступают
дети
из
неблагополучных
семей,
с
отклонением
в
физическом
и
психическом
развитии.
У
них
наблюдается
задержка
умственного
развития,
нарушение
половой
идентификации,
большинство
детей
систематически
пропускали занятия или не посещали образовательные учреждения, состояли на
учете в ПДН.
Одной из основных задач социального педагога является установление и
укрепления
связи
с
образовательными
учреждениями
путем
осуществления
системы
индивидуальных
профилактических
мероприятий
в
отношении
несовершеннолетнего.
Данная
деятельность
направлена
на
выявление,
устранение
причин
и
условий,
способствующих
н еу с п е ва е мо с т и
несовершеннолетнего в общеобразовательных учреждениях.
В связи с вышеизложенным социальным педагогом МКУ Центр помощи
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей
была
разработана
методика
взаимодействия с образовательными учреждениями города.
Цель технологии:
Отработка
механизма
взаимодействия
МКУ
Центр
помощи
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей
с
образовательными
учреждениями
города.
Задачи
1.
Содействие
не совершеннолетним
в
получении
о б р а зо ва н и я ,
восстановлению социального статуса в школьном коллективе
2.
Повышение качественной успеваемости воспитанников
3.
Определение оптимальной формы обучения
4.
Участие
в
диагностическом
обследовании
(выявление
личностных
особенностей несовершеннолетнего из бесед с учителями, характеристик
при составлении индивидуальной реабилитационной программы.
Апробация методики начата 01.09.2014г.
В соответствии с ней, система
взаимодействия
МКУ
Центр
помощи
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей с учебными заведениями города выглядит следующим образом:
Алгоритм № 1
Взаимодействие с учебными заведениями города в рамках
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
План мероприятий
Мероприятие
Дата
проведения
Ответственный
Взаимодействие с МОУ «ООШ № 24»
1.
Совместное
выявление
семей,
нуждающихся
в
социальной помощи.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра ,
Социальный педагог МОУ
«ООШ № 24»
Классные руководители 1-
9 класса.
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи :
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра .,
Заместитель директора по
1) посещение адресов по
месту проживания семей,
индивидуальные
беседы
с родителями.
2 )
в ы с т у п л е н и е
н а
школьных
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
методических часах.
ВРР .
Взаимодействие с МОУ «СОШ № 50»
1.
Совместное
выявление
семей,
нуждающихся
в
социальной помощи.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра.,
Социальный педагог МОУ
«ЦЛПДО»
Классные руководители.
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи :
1) посещение адресов по
месту проживания семей,
индивидуальные
беседы
с родителями.
2 )
в ы с т у п л е н и е
н а
школьных
педагогических
советах,
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра .,
Заместитель директора по
ВРР
родительских
собраниях,
методических часах.
Взаимо
действие с МОУ «СОШ № 100»
1.
Совместное
выявление
семей,
нуждающихся
в
социальной помощи.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра .,
Социальный педагог МОУ
«СОШ № 100»,
Классные руководители
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи : 1)
посещение
адресов
по
месту проживания семей,
индивидуальные
беседы
с родителями.
2 )
в ы с т у п л е н и е
н а
школьных
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
методических часах.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра ,
Заместитель директора по
ВРР.
Взаимодействие с МОУ «СОШ № 71»
1.
Совместное
выявление
семей,
нуждающихся
в
социальной помощи.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра
Социальный педагог МОУ
«СОШ № 71»
Классные руководители1-9
класса.
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи : 1)
посещение
адресов
по
месту проживания семей,
индивидуальные
беседы
с родителями.
2 )
в ы с т у п л е н и е
н а
школьных
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
методических часах.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра.,
Заместитель директора по
ВРР.
В заимодействие
с
Муниципа льно е
с п е ц и а л и з и р о в а н н о е
(коррекционное)
образовательное
учреждение
для
обучающихся
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
«Специализированная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа-
интернат № 88» 8-го вида.
1.
Совместное
выявление
семей,
нуждающихся
в
социальной помощи.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра.,
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Школы-интерната 88
Классные руководители.
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи : 1)
посещение
адресов
по
месту проживания семей,
индивидуальные
беседы
с родителями.
2 )
в ы с т у п л е н и е
н а
школьных
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
методических часах.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра.,
Заместитель директора по
ВРР
Взаимодействие с КЦСОН
1.
Получение информации о
семьях,
находящихся
в
т р уд н о й
ж и з н е н н о й
ситуации,
нуждающихся
в
с т а ц и о н а р н о й
с о ц и а л ь н о й
п ом о щ и
несовершеннолетних.
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра.
2.
Разъяснительная работа с
семьями, нуждающимися
в социальной помощи :
1) посещение адресов по
м е с т у
п р о ж и в а н и я
родителей, места работы;
Ежемесячно
С о ц и а л ь н ы й
п е д а г о г
Центра..
2 )
п о
м е р е
необходимости
разъяснительная работа с
родителями
в
период
пребывания
несовершеннолетних
в
КЦСОН.
Алгоритм № 2
Сбор характеризующих данных с прежнего места учебы
воспитанников в целях диагностики уровня успеваемости, учебной
мотивации
1 . Взаимодействие с директором по получению личного школьного дела:
-предварительный
звонок
директору
с
просьбой
подготовить
личное
школьное дело и характеристику на несовершеннолетнего
-звонок в учебное заведение, где будет обучаться несовершеннолетний с
просьбой подготовить подтверждение
- подготовка запроса на получения подтверждения (Приложение № 1 )
-получение подтверждения на дальнейшее обучение
-подготовка
ходатайства
на
имя
директора
о
выдаче
документов
на
несовершеннолетнего с прежнего места учебы (Приложение № 2)
-передача
подтверждения
и
ходатайства
на
дальнейшее
обучение
директору
2 .Взаимодействие с классным руководителем по получению письменной
характеристики на несовершеннолетнего:
-предварительная договоренность с классным руководителем о подготовке
характеристики .
-встреча с классным руководителем для получения характеристики
3. Взаимодействие с учителями - предметниками по получению устной
характеристики несовершеннолетнего:
-встреча с учителями , беседа по обучению несовершеннолетнего
4 . Взаимодействие с социальным педагогом школы:
-предварительная
договоренность
с
социальным
педагогом
учебного
заведения
о
встрече
и
подготовке
характеризующих
данных
о
семье
несовершеннолетнего.
-встреча с социальным педагогом (получение информации о семье)
Схема взаимодействия
(приложение №3)
Полученные
характеристики
данные
с
места
учебы
воспитанников
доводятся
до
сведения
всех
учащихся
психолого-медико-педагогического
консилиума и позволяют иметь полную картину развития учебных умений и
навыков
и
уровня
учебной
мотивации
несовершеннолетнего,
разработать
и
утвердить наиболее эффективную программу его дальнейшей реабилитации.
III этап
Взаимодействие социального педагога
с учебными заведениями, где обучаются воспитанники
1. Устройство несовершеннолетнего в учебное заведение:
-подготовить и передать заявление на обучение (в случае, если ребенок
помещен в учреждение по трудной жизненной ситуации, заявление пишет
родитель либо лицо, его заменяющее), пакет документов ( фотографию,
справку о нахождении в учреждении, личное школьное дело с прежнего
места учебы), (Приложение № 4 и №5)
2. Посещение педагогических советов и родительских собраний,
4 .Еженедельные
встречи
с
классным
руководителем,
учителями
–
предметниками в целях контроля за успеваемостью воспитанников Центра,
совместного
выявления
причин
возникающих
у
ребенка
проблем
в
поведении,
своевременной
помощи
и
предупреждения
возможных
проблемных ситуаций в школе.
5. Взаимодействие
со
школьной
библиотекой
по
дополнительному
оснащению
воспитанников
учебной
и
художественной
литературой
в
соответствии со школьной программой:
- анализ нуждаемости несовершеннолетних в учебной и художественной
литературе
-
получение
необходимой
литературы
(
при
ее
наличии)
в
школьной
библиотеке
Схема (Приложение №6).
IV этап
Взаимодействие с учебными заведениями
при передаче воспитанников в интернатное
учреждение для дальнейшего проживания и обучения:
Предоставить
необходимый
пакет
школьных
документов
(табель
успеваемости, характеристика, личное школьное дело)
V этап
Взаимодействие с учебными заведениями при передаче воспитанников
в семью при разрешении трудной жизненной ситуации для дальнейшего
проживания и обучения :
При возвращении несовершеннолетнего в семью, взять уведомление
от родителей, в котором они обязуются в недельный срок в установленном
законом
порядке
продолжить
обучение
несовершеннолетнего
по
месту
жительства (Приложение № 7)
VI Этап
Определение оптимальной формы обучения
При представлении несовершеннолетнего на городскую и областную
психолого-медико-педагогическую
комиссию,
необходимо
сформировать
следующий пакет документов:
-характеристика с места учебы
-
заявление-согласие
от
родителей
(
в
случае
отсутствия
статуса
у
несовершеннолетнего), (Приложение № 8)
-заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае изменения формы обучения, несовершеннолетний переводится
в образовательное заведение с соответствующей формой обучения
VI Этап
Деятельность в учреждении по повышению учебной мотивации,
уровня успеваемости .
-
консультативная
работа
с
воспитателями,
педагогами-психологами,
логопедом. ( Своевременное информирование об изменениях в качественной
успеваемости
воспитанников,
адаптации
несовершеннолетних
в
школьном
коллективе,
сведения
о
поведении
в
школе.)
Это
позволяет
своевременно
принимать
меры
воспитательного
характера,
в
случае
школьных
неудач
несовершеннолетних.
- участие в собраниях детского коллектива «Гражданский форум».
Принимая
во
внимание,
что
одним
из
методов
воздействия
является
общественное порицание
сверстников, либо одобрение с их стороны, данная
работа
по
повышению
учебной
мотивации
через
систему
детского
самоуправления актуальна и эффективна.
Социальный педагог
Н.С. Иванская