"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через традиционную народную куклу"
Автор: Ильина Дина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга" Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси Наименование материала: Проект Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через традиционную народную куклу" Раздел: дошкольное образование
Содержание проекта
Актуальность проекта……………………………………………………………….. 4
Анализ внешней и внутренней среды……………………………………………… 5
Цель и задачи проекта, сроки выполнения………………………………………… 6
Содержание проекта………………………………………………………………… 7-10
Схема управления проектом ………………………………………………………...11
Промежуточные и конечные результаты реализации проекта……………………12
География реализации проекта……………………………………………………..13
Устойчивость реализации проекта…………………………………………………14
Актуальность
В
«Концепции
дошкольного
воспитания»
(1989г.)
говорится
о
необходимости
приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к
народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и
развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача
особенно актуальна сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное
самосознание
или
этническая
идентичность,
как
осознание
своей
принадлежности
к
определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот
период
является
определяющим
в
становлении
основ
характера
и
выработке
норм
поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о
сохранении, укреплении и развития добрых народных обычаев и традиций, забота о
передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе
к личности
педагогического
опыта,
накопленного
предшествующими
поколениями.
В
чем
же
заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в
человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его
стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель
«облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств
мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной
личностной культуры.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по
мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит
осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через
включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное,
а
также
особенности
развития
детей
дошкольного
возраста,
проявляющиеся,
прежде
всего
в
интенсивном
развитии
мышления
и
других
интеллектуальных
процессов,
существенном
изменении
мотивационной
сферы,
ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить
следующее:
период
пяти
–
шести
лет
является
наиболее
оптимальным
для
начала
целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно
представить
всё
богатство
русской
кукольной
традиции,
ведь
она
почти
полностью
исчезла
из
повседневного
быта.
Современный
рынок
в
изобилии
бесчисленным
количеством ярких, интересных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки
зрения воспитания и развития детей, игрушек.
Анализ внешней среды
Современное
общество
характеризуется
ростом
национального
самосознания,
стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает
вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей,
ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет
важную
роль
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Формирование
жизненных
ценностей во многом зависит, по словам Л.С. Выготского, от «социальной ситуации
развития», в которую попадает ребенок. Однако, темп современной жизни такой, что
порой взрослые сами многое не знают о своем крае и не располагают временем, чтобы
поискать ответ на вопрос малыша в разных источниках.
Анализ внутренней среды
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых
игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На
неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Являясь
частью
культуры
всего
человечества,
кукла
сохраняет
в
своём
облике
самобытность и характерные черты создающего народа. В этом ценность традиционной
народной куклы.
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных
учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется
должного
внимания
и
в
программах
обучения.
Недостаточная
разработанность
методического обеспечения по ознакомлению детей с традиционной народной куклой на
региональном
материале
не
позволяют
сформировать
у
детей
целостное
восприятие
окружающей
действительности,
более
глубоко
и
целенаправленно
знакомить
детей
с
родной культурой, воспитать чувство гордости за свою малую Родину.
Проблема
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация
современной
педагогики
на
народную
культуру,
приобщение
к
которой
становится
условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания
актуализируют
поиск
педагогических
механизмов
использования
воспитательного
потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе
заметное место занимает приобщение детей к народной культуре
Актуальность данной проблемы определила выбор проекта «Приобщение детей
старшего дошкольного возраста к национальной культуре через традиционную народную
куклу».
Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения
является изучение народной куклы в игре современных детей.
Гипотеза
Если задачи проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной
культуре
через
традиционную
народную
куклу»
будут
реализованы,
то
комплекс
педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, помогут обогатить
внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и
традициях народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также
повысить интерес к национальной культуре.
Цель:
Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре народа родного края, через
образ традиционной народной куклы.
Задачи:
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционных народных кукол.
Проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской
деятельности.
Воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Срок выполнения проекта: май 2014 - август 2015г
Объемы и источники финансирования
П о л н а я
с т о и м о с т ь
проекта
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Собственные средства
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Запрашиваемая сумма
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Работа с детьми
Подготовительный этап май-август 2014г
№
п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
выполнения
1
Беседа
о
жизни
детей
в
прошлом
об
играх,
игрушках, которыми играли дети
воспитатели
Май
–
июнь
2014г
2
Пополнение
и
обновление
предметно
–
пространственной среды группы
воспитатели
В
т е ч е н и е
года
3
Анкетирование
по
теме
«Ваше
отношение
к
народной кукле»
воспитатели
Июнь 2014г.
4
Совместный
сбор
с
родителями
природного
и
бросового материала
воспитатели и
родители
Июнь – август
2014г.
5
Ч т е н и е
с к а з о к ,
з ау ч и в а н и е
п о т е ш е к ,
стихотворений
воспитатели
В
т е ч е н и е
года
Практический этап сентябрь 2014г.– апрель 2015г
№
п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
выполнения
1
Экскурсия в этнографический краеведческий
музей под открытым небом
воспитатели
Сентябрь 2014г.
2
Беседа «Куклы наших бабушек»
воспитатели
Октябрь 2014г
3
Анкета для детей «Твои любимые игрушки»
воспитатели
Ноябрь 2014г.
4
Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
воспитатели
Декабрь 2014г
5
Н е п о с р е д с т в е н н а я
о б р а з о в а т е л ь н а я
деятельность «Тряпичная кукла – оберег»
воспитатели
Январь 2015г.
6
Выставка семейных работ «Игрушка своими
руками»
р о д и т е л и
и
дети
Февраль 2014г.
7
Изготовление кукол (из ниток, тряпичных, из
мочала)
воспитатели
и
дети
Март 2015г.
8
Презентация «Когда сбываются мечты»
«Ознакомление детей с историей, традициями
и обычаями своего народа через народную
куклу»
воспитатели
Апрель 2015г.
Заключительный этап май 2015г.
№
п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
выполнения
1
Оформление мини-музея народной куклы
воспитатели
Май 2015г.
2
Мультимедийная презентация проекта
воспитатели
Работа с родителями
№
п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
выполнения
1
Анкетирование по теме «Ваше
отношение к народной кукле»
воспитатели
Июнь 2014г.
2
Привлечение родителей к подбору
материалов для изготовления кукол
воспитатели
родители
Июль - август
2014г.
3
Консультация «Народная кукла в
воспитании детей»
воспитатели
Сентябрь 2014г
4
Родительское собрание «Игры наших
детей»
воспитатели
Октябрь 2014г.
5
Организация совместного праздника
«Осенины – осени именины»
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель
Ноябрь 2014г.
6
Конкурс поделок народных кукол
родители и дети
Декабрь 2014г.
7
«Заочные экскурсии» в музеи
народных мастеров с использованием
Интернет-ресурсов.
воспитатели
Январь 2015г.
8
Мастер – класс «Народная кукла
своими руками»
воспитатели
Февраль 2015г.
9
Организация совместного
календарного праздника «Масленица»
воспитатели
Март 2015г.
10
Создание мини-музея «Куклы наших
бабушек»
воспитатели
Апрель 2015г.
11
Выставка семейных работ «Народная
кукла своими руками»
воспитатели
Май 2015г.
Имеющиеся ресурсы:
иллюстративный материал
ткань
нитки
мочало
береста
тесьма
солома
Распределение работ по исполнителям:
Руководитель – Д.А. Ильина
Дети старшей группы
Родители
Кто будет дополнительно привлечен:
Музыкальный руководитель
Заместитель по ВМР – Т.А. Смирнова
Родители
Схема управления проектом
Выбор темы проекта
Завершение проекта
Реализация
проекта
Поиск деловых
партнёров
Подбор средств,
материалов
Оформление
проекта
Постановка задач
Планирование
проекта
Выбор методов
реализации задач
Промежуточные результаты реализации проекта
Обогащены знания дошкольников об истории возникновения кукол.
Сформированы знания о разнообразии и назначении традиционных народных кукол.
У детей проявился интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в
детской деятельности.
Сформирован интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Конечные результаты реализации проекта
У детей будет сформирован интерес к истории и культуре народа родного края, через
образ традиционной народной куклы.
Объемы и источники финансирования
П о л н а я
с т о и м о с т ь
проекта
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Собственные средства
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Запрашиваемая сумма
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
География реализации проекта
Проект реализуется на территории: Россия Чувашская Республика
Ибресинский район п. Ибреси ул. Кирова д. 70
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Радуга»
Устойчивость реализации проекта
Реализация проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной
культуре через традиционную народную куклу» позволит обогатить внутренний мир
ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях
народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить
интерес к национальной культуре.