Презентация занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 7-ого года жизни.
Автор: Павликова Татьяна Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 "Солнышко" Населённый пункт: город Нижневартовск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Презентация занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 7-ого года жизни. Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7-ОГО ГОДА ЖИЗНИ
«ЗВУК И БУКВА Ш»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ПАВЛИКОВА Т.А.
г. Нижневартовск
Цели:
Коррекционно-образовательная:
— дать детям понятие о механизме образования звука Ш, познакомить с буквой Ш, её графическим изображением.
Закрепить умение различать понятия «звук» и «буква», делить слова на слоги, называть времена года
последовательно.
коррекционно-развиваюшие:
— автоматизировать у детей звук Ш в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— формировать нижнедиафрагмальное дыхание;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать навыки словоизменения;
— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
— уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «машина»;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать познавательную активность детей.
Оборудование: Цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико-артикуляционного образа звука,
предметные и сюжетные картинки, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1.Организационный момент
(дети под музыку заходят в кабинет и встают возле своих мест)
Логопед: «Дети, вспомните правила речи»
Дети:
«Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!»
«Говорим всегда красиво,
смело и неторопливо,
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!»
Развитие слухового внимания
Логопед: « Молодцы! А загадки отгадывать вы умеете?»
Когда это бывает?
o
Нам солнце брызнуло в глаза,
А в небе кружит стрекоза
И ласточки летают…
Когда это бывает?
o
На город наш упала тень,
И небо плачет целый день,
И листья облетают…
Когда это бывает?
o
На крышах снег, на речке лёд,
И птица в роще не поёт,
И ветер завывает…
Когда это бывает?
Логопед: «О каком времени года нет загадки?
Назовите все времена года по-порядку».
2.Знакомство с темой
Логопед: «Дети, послушайте стихотворение и скажите, какой новый звук мы сегодня будем учить?
(выделение звука Ш)
Мы
ш
онку
ш
епчет мы
ш
ь:
Ты всё
ш
ур
ш
ишь,
ш
ур
ш
ишь.
Мы
ш
онок
ш
епчет мы
ш
и:
Ш
ур
ш
ать я буду ти
ш
е.
Ребёнок: «Сегодня мы будем учить звук Ш».
Лес шумит Ш-Ш-Ш
Артикуляция звука:
Логопед: «Возьмите зеркала. Послушайте как шумит лес - Ш - Ш - Ш.
Спойте его песенку. Посмотрите внимательно, где находится язык, что он делает? Положите руку на горлышко,
почувствуйте, работает ли голосовой моторчик?
Твёрдо или мягко звучит песенка леса?»
Дети: «Язык поднимается к бугоркам, делает чашечку; голосовой моторчик не работает; звучит твёрдо»
Логопед: «Подумайте и дайте характеристику звуку Ш?»
Дети: «Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой».
Логопед: «Почему согласный?»
Дети: «Есть преграда для воздуха- язык»
Логопед: «Звук «ш»- согласный, всегда твёрдый, глухой».
Артикуляция звука:
Развитие фонематического слуха
Логопед: «Смотрите на картинки и внимательно слушайте, как я правильно или неправильно
произнесу их названия. Если картинка названа верно, поднимите синий квадратик, если неверно –
стукните кулачком по столу».
Шапка – сяпка, хапка, шапка, тапка, сапка, шапка.
Шуба – сюба, хуба, шуба, туба, шуба, суба, фуба.
Шарф – сялф, шарф, харф, тярф, шарф, сарф, фалф.
Мышка – мыска, мыська, мышка, мыхка, мышка, мыфка.
Кошка - коська, кохка, кошка, кофка, коска.
3. Основной этап
1)Логопед: «Повторите за мной чистоговорки (громко-тихо):
Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шо – шо – шо – я рисую хорошо
Ши – ши – ши – что-то шепчут камыши. Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Рече-двигательная ритмика
Логопед: «А сейчас – ритмика. Встали ровно, плечи опустили,
ноги на ширине плеч, руки перед грудью ладонями вперёд. Вдох, не поднимая плеч,
произносим: Ш-Ш-Ш-А-А-А Ш- Ш-Ш-О-О-О Ш-Ш-Ш-У-У-У Ш-Ш-Ш-И-И-И»
2)Динамическая пауза
Логопед: «Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна,
От хвори и болезней,
Спасает нас она»
У машины есть мотор,
1. «Забор»
2. «Окно»
3. «Мост»
4. «Парус»
5. «Лопата»
6. «Вкусное варенье»
7. «Тёплый ветер»
4)Закрепление звука Ш в словах
Определение позиции звука в слове.
Логопед: «Звукознайкин принёс для вас картинки. Назовём их».
Логопед: « В названии каких картинок звук Ш слышится в начале слова, в конце слова, в
середине?»
Ребёнок: «В словах шина, шар звук Ш слышится в начале»
Дети: «В словах мышь, душ звук Ш слышится в конце», «В словах уши, кукушка, пушка
звук Ш слышится в середине ».
Деление слов на слоги.
Логопед: «Подумайте и скажите, какие картинки будут жить в доме? В зам-ке? В
из-буш-ке? Разделите слова на слоги хлопками, кулачками»
Дети: «В доме будут жить картинки- мышь, душ, шар»,
«В замке – шина,пушка,уши», «В избушке - кукушка».
5)Развитие мелкой моторики
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
Попеременные движения правой и
левой руками. Кисть правой руки
лежит на столе. Поочерёдно
отрывать пальцы от стола,
начинать можно с большого
пальца, а затем с мизинца, не
отрывая всей ладони, а затем
опустить пальцы на стол. То же
выполнить левой рукой.
6) Знакомство с буквой
Логопед: «Звук на письме обозначается буквой. На что похожа буква Ш? Послушайте
стишок на букву: «Три столба красиво в ряд, как солдатики стоят». Давайте сделаем
живую букву!»
Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ
Логопед: «У нас новое слово. Посадим каждый звук слова на пальчик. Покажите
ладошки- ш-ш-у-у-м-м. Сколько звуков в этом слове? Составьте звуковую схему слова
квадратиками- звуками.
Дети: «В слове шум три звука – ш, у, м».
Логопед: « Назовите согласные звуки; гласный звук; сколько слогов в этом слове?»
Дети: «Согласные звуки – ш,м; гласный звук – у. Это слово односложное»
Логопед: «Правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из
учеников»
Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ
7)Упражнения по лексико-грамматическому строю речи
Логопед: «Дети, Незнайке опять нужна помощь. Он купил машину вместе со
специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет
выполнять машина. Незнайка никак не может в них разобраться и просит вас о
помощи. Назовём картинки»
Дети:
« - машина подъезжает к гаражу;
- машина выезжает из гаража;
- машина едет по дороге;
- машина едет между домами;
- машина едет через мост»
Логопед:
Дидактическая игра «Чего не стало? Что пропало?»
4.Итог занятия и оценка деятельности детей
Логопед: «Какой звук мы сегодня учили? С какой буквой познакомились? Какие слова
на звук Ш вы запомнили?
Расскажите, какие игры и упражнения вам понравились? Дома найдите и запомните
предметы на звук Ш, на следующем занятии назовёте их.»