Напоминание

Презентация занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 7-ого года жизни.


Автор: Павликова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Презентация занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 7-ого года жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7-ОГО ГОДА ЖИЗНИ

«ЗВУК И БУКВА Ш»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ПАВЛИКОВА Т.А.

г. Нижневартовск

Цели:  Коррекционно-образовательная: — дать детям понятие о механизме образования звука Ш, познакомить с буквой Ш, её графическим изображением. Закрепить умение различать понятия «звук» и «буква», делить слова на слоги, называть времена года последовательно.  коррекционно-развиваюшие: — автоматизировать у детей звук Ш в слогах, словах и предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — формировать нижнедиафрагмальное дыхание; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать навыки словоизменения; — формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; — уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «машина»;  коррекционно-воспитательная: — воспитывать познавательную активность детей.  Оборудование: Цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико-артикуляционного образа звука, предметные и сюжетные картинки, мультимедийное оборудование.
Ход занятия 1.Организационный момент (дети под музыку заходят в кабинет и встают возле своих мест)  Логопед: «Дети, вспомните правила речи»  Дети: «Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, чётко говорим, Никогда мы не спешим!» «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, Громко, чётко говорим, Никогда мы не спешим!»
Развитие слухового внимания  Логопед: « Молодцы! А загадки отгадывать вы умеете?» Когда это бывает? o Нам солнце брызнуло в глаза, А в небе кружит стрекоза И ласточки летают… Когда это бывает? o На город наш упала тень, И небо плачет целый день, И листья облетают… Когда это бывает? o На крышах снег, на речке лёд, И птица в роще не поёт, И ветер завывает… Когда это бывает?  Логопед: «О каком времени года нет загадки? Назовите все времена года по-порядку».
2.Знакомство с темой  Логопед: «Дети, послушайте стихотворение и скажите, какой новый звук мы сегодня будем учить? (выделение звука Ш) Мы
ш
онку
ш
епчет мы
ш
ь: Ты всё
ш
ур
ш
ишь,
ш
ур
ш
ишь. Мы
ш
онок
ш
епчет мы
ш
и:
Ш
ур
ш
ать я буду ти
ш
е.  Ребёнок: «Сегодня мы будем учить звук Ш».
Лес шумит Ш-Ш-Ш

Артикуляция звука:
Логопед: «Возьмите зеркала. Послушайте как шумит лес - Ш - Ш - Ш. Спойте его песенку. Посмотрите внимательно, где находится язык, что он делает? Положите руку на горлышко, почувствуйте, работает ли голосовой моторчик? Твёрдо или мягко звучит песенка леса?» Дети: «Язык поднимается к бугоркам, делает чашечку; голосовой моторчик не работает; звучит твёрдо» Логопед: «Подумайте и дайте характеристику звуку Ш?» Дети: «Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой». Логопед: «Почему согласный?» Дети: «Есть преграда для воздуха- язык» Логопед: «Звук «ш»- согласный, всегда твёрдый, глухой».

Артикуляция звука:

Развитие фонематического слуха  Логопед: «Смотрите на картинки и внимательно слушайте, как я правильно или неправильно произнесу их названия. Если картинка названа верно, поднимите синий квадратик, если неверно – стукните кулачком по столу». Шапка – сяпка, хапка, шапка, тапка, сапка, шапка. Шуба – сюба, хуба, шуба, туба, шуба, суба, фуба. Шарф – сялф, шарф, харф, тярф, шарф, сарф, фалф. Мышка – мыска, мыська, мышка, мыхка, мышка, мыфка. Кошка - коська, кохка, кошка, кофка, коска.




3. Основной этап  1)Логопед: «Повторите за мной чистоговорки (громко-тихо): Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шо – шо – шо – я рисую хорошо Ши – ши – ши – что-то шепчут камыши. Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Рече-двигательная ритмика  Логопед: «А сейчас – ритмика. Встали ровно, плечи опустили, ноги на ширине плеч, руки перед грудью ладонями вперёд. Вдох, не поднимая плеч, произносим: Ш-Ш-Ш-А-А-А Ш- Ш-Ш-О-О-О Ш-Ш-Ш-У-У-У Ш-Ш-Ш-И-И-И»
2)Динамическая пауза  Логопед: «Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна, От хвори и болезней, Спасает нас она»
У машины есть мотор,

Есть колёса,

В ней – шофёр,

Только я в машину сяду -

Вмиг домчит, куда мне надо!

Дети выполняют движение

«мотор»:вращают руками со

сжатыми кулачками на уровне

груди. Выполняют упражнение

Считаем пальчики. Имитируют

управление автомобилем (крутят

руль).

Приседают (руки вперёд), затем

встают.

Хлопают в ладоши.

3)Развитие мимических мышц. «Удивимся – рассердимся» « Толстушки – худышки»
Упражнения артикуляционной гимнастики











1. «Забор» 2. «Окно» 3. «Мост» 4. «Парус» 5. «Лопата» 6. «Вкусное варенье» 7. «Тёплый ветер»
4)Закрепление звука Ш в словах Определение позиции звука в слове.  Логопед: «Звукознайкин принёс для вас картинки. Назовём их».  Логопед: « В названии каких картинок звук Ш слышится в начале слова, в конце слова, в середине?»  Ребёнок: «В словах шина, шар звук Ш слышится в начале»  Дети: «В словах мышь, душ звук Ш слышится в конце», «В словах уши, кукушка, пушка звук Ш слышится в середине ».
Деление слов на слоги. Логопед: «Подумайте и скажите, какие картинки будут жить в доме? В зам-ке? В из-буш-ке? Разделите слова на слоги хлопками, кулачками» Дети: «В доме будут жить картинки- мышь, душ, шар», «В замке – шина,пушка,уши», «В избушке - кукушка».
5)Развитие мелкой моторики
Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
Попеременные движения правой и

левой руками. Кисть правой руки

лежит на столе. Поочерёдно

отрывать пальцы от стола,

начинать можно с большого

пальца, а затем с мизинца, не

отрывая всей ладони, а затем

опустить пальцы на стол. То же

выполнить левой рукой.

6) Знакомство с буквой  Логопед: «Звук на письме обозначается буквой. На что похожа буква Ш? Послушайте стишок на букву: «Три столба красиво в ряд, как солдатики стоят». Давайте сделаем живую букву!»
Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ  Логопед: «У нас новое слово. Посадим каждый звук слова на пальчик. Покажите ладошки- ш-ш-у-у-м-м. Сколько звуков в этом слове? Составьте звуковую схему слова квадратиками- звуками.  Дети: «В слове шум три звука – ш, у, м».  Логопед: « Назовите согласные звуки; гласный звук; сколько слогов в этом слове?»  Дети: «Согласные звуки – ш,м; гласный звук – у. Это слово односложное»  Логопед: «Правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников»
Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ
7)Упражнения по лексико-грамматическому строю речи  Логопед: «Дети, Незнайке опять нужна помощь. Он купил машину вместе со специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет выполнять машина. Незнайка никак не может в них разобраться и просит вас о помощи. Назовём картинки»  Дети: « - машина подъезжает к гаражу; - машина выезжает из гаража; - машина едет по дороге; - машина едет между домами; - машина едет через мост»
Логопед: Дидактическая игра «Чего не стало? Что пропало?»
4.Итог занятия и оценка деятельности детей  Логопед: «Какой звук мы сегодня учили? С какой буквой познакомились? Какие слова на звук Ш вы запомнили?  Расскажите, какие игры и упражнения вам понравились? Дома найдите и запомните предметы на звук Ш, на следующем занятии назовёте их.»


В раздел образования