Автор: Морозова Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Зоряночка".
Населённый пункт: Ставропольский край г.Ессентуки
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Проект в подготовительной группе "Я люблю тебя,Россия"
Раздел: дошкольное образование
Проект для детей подготовительной группы на тему:
«Я люблю тебя, Россия!»»
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с
восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную
роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего
окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со
страной, её столицей и символами.
В проекте система и последовательность работы по патриотическому
воспитанию детей представлена в следующих блоках:
Мой детский сад;
Будем Родине служить;
Моя малая родина, мои город;
Моя семья
Страна, ее столица, символика.
Культура и традиции;
В проекте «Моя страна – моя Россия» предложен материал для работы с
детьми подготовительной к школе группе, который помогает расширить
знания детей о стране через различные образовательные области.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель,
логопед и родители.
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки проведения проекта: с сентября по май.
Цели: формирование у детей духовности, нравственно –
патриотических чувств.
Задачи проекта:
1.Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, Родине.
2.Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
3.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
5.Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Актуальность проекта.
По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап
становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма.
Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями -
это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в
народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая
ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать
естественную среду для овладения языком родного народа, его народными
традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о
нашей Родине, ее природе!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к
семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и
большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с
окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей
страны.
С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли
существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло
изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений
стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и
региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные
исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции
социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском
воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный
компонент.
Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей
и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75% детей
недостаточный уровень познавательного интереса к истории и культуре
города, области и страны; у 68% - низкий уровень знаний об истории своего
города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые
мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35% родителей
затрудняются в знании истории города, области; 10% родителей не знают и не
хотят знать историю города и страны.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине
традиционно решалась в МБДОУ, но результаты исследования показали
необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее
новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы
организации педагогического процесса по ознакомлению детей с
особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы
стала реализация проекта: «Я и Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный
краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем
самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,
помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Описание этапов работы над проектом:
1-й этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изготовление:
– альбомов по темам: «Путешествие по городу от А до Я», «Обычаи и
народы края», «Московский кремль», «Природа России», «Русская изба»,
«Города Ставропольского края», «Писатели родного края», «Русские
народные костюмы».
– Подготовка выставки книг по данной теме.
– пополнение картотек стихов по данной теме.
– подбор и изготовление дидактических игр.
2-й этап: основной
Работа с детьми по образовательным областям:
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
Блок
«Детский
сад»
Беседы: «Чем занимаются в
детском саду»; «Этикет в детском
саду»
С\ р игра «Детский сад»
Считалка С. Волкова «В детском
садике детишки…»
Целевая прогулка по территории
детского сада «Во что играют
дети?»
П/и «Мы веселые ребята»
Музыкально-ритмические
движения в виде игр,
Д\и «Опиши друга»
Рисование «Наш детский сад»
Творческий конкурс
«Детский сад
будущего»
Радиостанция для
родителей: «Играем
вместе»
Дискуссия в группе
интернет-сообщества
на тему «Важность
соблюдения режима
дня в детском саду»
ОКТЯБРЬ
Блок
«Детский
сад»
Беседы: «Взаимосвязь труда
взрослых в детском саду»; «Права
и обязанности ребенка».
С\р игры: «Семья»
Д\и, «Назови профессии»
Р/и в слова «Уроки вежливости»
Работа с пропевкой «Спой ласково
имя друга»
Рассматривание сюжетных
картинок, составление рассказов по
теме «Безопасность в детском
саду»
Игровое упражнение
«Физкультурное занятие в детском
саду»
Аппликация: «Наша клумба»
Консультация «Игры
для детей старшего
дошкольного
возраста».
Круглый стол «Что и
как читать старшим
дошкольникам»
НОЯБРЬ
Блок «Моя
семья»
Беседа: «Дружная семья»; «Дом, в
котором мы живем»
Пение: «Песенка о бабушке»
С\р игра «Дом».
Рассказывание из личного опыта
«Моя семья»
Д\и игра «Собери древо семьи».
Составление рассказа «Дом, в
котором я живу»
Чтение и инсценировка рассказа Е.
Консультация «Роль
семьи в воспитании
патриотических чувств
у дошкольников».
Создание альбома
«Моя родословная».
Совместное
развлечение «Хорошо
рядом с мамой».
Аппликация: «Семейное дерево»
ДЕКАБРЬ
Блок «Моя
семья»
Беседа: «Этикет в семье»; «Как в
нашей семье заботятся о
здоровье»
С\р игра «Семья».
Д\и игра «Как называют»
Слушание песни «Младший брат»
Составление рассказа по
сюжетной картине «Поздравляем
маму»
Стихотворение А. Барто «Семья»
Пересказ рассказа Л.Толстого
«Косточка»
Лепка: «Сувенир для мамы»
Оформление фотогазет
«Один день из жизни
моей семьи».
Совместное
развлечение детей и
родителей «День
семьи».
Папка – передвижка
«Роль семейных
традиций в воспитании
ребенка».
Советы по теме «Моя
семья, мой дом».
ЯНВАРЬ
Блок:
«Страна, ее
столица,
символика»
Д \и «Собери герб, флаг своей
страны»; «Одень куклу в
национальный костюм»
Беседа: «Россия – щедрая душа»
(знакомство с блюдами русской
кухни»; «Государственные
символы»
С\р игра «Семья», «Космонавты».
Пересказ рассказа С.А. Баруздина
«Страна, где мы живем»
Чтение и заучивание
стихотворений о Родине. З.
Александрова «Родина», В.
Степанова «Песня», Ф. Глинка
«Москва», М. Матусовский «С
чего начинается Родина?», И.
Никитин «Русь», С. Дрожжин
«Родине».
Прослушивание гимна России.
Разучивание песен о России.
Рисование: «Русская народная
одежда»
Папка – передвижка
«Наша Родина –
Россия».
Консультация
«Символика России».
Памятка «Россия –
многонациональная
страна».
ФЕВРАЛЬ
Блок
«Будем
Родине
служить»
Беседа «От богатырей до солдат
Российской армии»; «Защитники
отечества в нашей семье»
Чтение К. Авдеенко «Защитникам
отечества»
Творческое рассказывание «Если
бы я был военным»
Компьютерная презентация
Консультация «День
защитников
отечества»
Папка – передвижка
«Как рассказать детям
о ВОВ».
«Богатыри Рус и»
С\р игра «Моряки»
Слушание песни «Моя армия»
Игровое упражнение «Мы
солдаты», «Защита крепости».
Аппликация: «Поздравительная
открытка для папы»
МАРТ
Блок: «Моя
малая
родина»
Экскурсия по городу «Парк нашего
города»
Посещение городского -
краеведческого музея.
Беседа: «Их именами названы
улицы города»; «Профессии моих
родителей»
Д\и «Знатоки города»; «Собери
картинку"
Составление рассказа
«Достопримечательности города
Ессентуки».
Чтение и разучивание
стихотворений о родном городе»
Слушание песни о нашем городе.
Аппликация: «Во поле береза
стояла»
Памятка для родителей
«Воспитание
маленького патриота
начинается с самого
близкого для него -
родного дома, улицы,
где он живет, детского
сада».
Экскурсии по улицам
города. Посещение
памятных мест города.
АПРЕЛЬ
Блок: «Моя
малая
родина»
Экскурсия по городу
«Достопримечательности моего
города»
Посещение городской библиотеки:
тема «Художники и писатели
нашего города».
Беседа «Лекарственные растения
моего края»; «Животный мир
родного края».
Д\и «Достопримечательности
моего города»»
Составление рассказа «Мой город».
Заучивание стихотворения «Лучше
нет родного края» П. Воронько.
Составление рекламных рассказов
«Приезжайте в наш город»
Конструирование:
«Железнодорожный вокзал»
Информационные
листы
«Мой город, моя
страна»
Маршрут выходного
дня.
Посещение городского
музея выставки «Мой
город», «Животные
моего края»
МАЙ
Блок
Беседа «Дымковские игрушки»;
Папка – передвижка
«История гжели»
«Культура
и традиции
«Русская народная игрушка»
Д\и «Угадай и расскажи»
(народные игрушки)
С\р игра «К нам гости пришли»
Разучивание стихов о гжели.
П\ игра «Как у наших у ворот»,
Слушание русских народных
песен в исполнении детских
русских народных ансамблей.
Рассказывание русской народной
сказки «Мужик и медведь».
Лепка: «Дымковский конь»
Семинар практикум
«Традиции и обряды в
жизни русского народа
Папка – передвижка
«Формирование
патриотических чувств
дошкольников через
приобщение к истории
и культуре родного
края»
Консультация для
родителей.
«Декоративно-
прикладное искусство
в детском саду и
дома».
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Ожидаемый результат.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
расширение и пополнение знаний детей о России, повышенный
интерес к истории своего города, края.
владение адекватными способами выражения своего внутреннего
состояния.
осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками
бережное отношение к природе своего края
освоение доступных знаний детей в символах родного поселения,
области, государства
ощущение любви к своему родному краю и государству
осознанное желание быть полезным своей Родине.
проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к
родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей
жизни.
У родителей:
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в
игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-
патриотического воспитания;
проявление позиции активных участников воспитательно-
образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов:
поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-
патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического
чувства у родителей.
подборка диагностики детей и родителей по нравственно-
патриотическому воспитанию.
разработка консультативно-практического материала для родителей
«Патриотическое воспитание дошкольников».
разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как
модель взаимодействия специалистов группы компенсирующей
направленности.
Список литературы:
1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Занятия для детей 6-7 лет по
социально – коммуникативному развитию и воспитанию. Издательство «ТЦ
СФЕРА», 2015
2. Т.А. Шорыгина Моя семья методическое пособие Издательство «ТЦ
СФЕРА», 2012
3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и
конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013