Автор: Панкова Ольга Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОУ Лицей №3 г.Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Олимпиадные задачи по информатике для 5-6 классов
Раздел: среднее образование
Уже два года являюсь членом муниципальной предметно-методической комиссии по
подготовке заданий для проведения ШЭ ВСОШ среди учащихся 4-11 классов города
Волгограда и составляю задания для 5-6 классов. Думаю, что данный материал будет
полезен для подготовки учащихся к олимпиаде по информатике. При составлении
использовала задания из международной онлайн-олимпиады «Фоксфорд».
Задачи школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по
информатике 5-6 классы 2017-2018 учебный год
Представление результатов решения олимпиадных задач для обучающихся 5–6 классов
– это запись решения в компьютерной форме, предполагаемой достаточно
распространенными компьютерными алгоритмическими средами учебного назначения,
которые вполне доступны для младших школьников.
Время выполнения 3 часа. Максимальное количество баллов -300.
1.
«Алгоритмические и логические сюжеты» (100 баллов)
1.1 Для шифровки букв используются двузначные числа. Известно, что каждое из
слов “МАРС”, “ПИРС”, “БАРС” и “МОРС” кодируется одной из последовательностей
двузначных чисел:
12 32 95 48
50 15 95 48
34 67 95 48
34 15 95 48
Какая последовательность двузначных чисел является кодом слова БОРИС?
В ответе запишите числа, входящие в эту последовательность, через пробел. (20 баллов)
1.2 К реке подошли 2 мальчика и один взрослый. У берега они увидели маленькую
лодку, вмещавшую либо 2 мальчиков, либо одного взрослого. Какое минимальное
время потребуется на переправу, если каждая поездка через реку занимает 20
минут. (30 баллов)
1.3 Два пирата играли на золотые монеты. Игра состояла из трех партий:
второй проиграл половину монет, имевшихся у него в начале игры
первый проиграл половину от количества монет, образовавшегося у него
после первой партии
второй проиграл половину от количества монет, образовавшегося у него
после второй партии
В результате у первого оказалось 32 монет, а у второго – 13. Сколько монет было у
первого пирата до начала игры? (50 баллов)
2.
«Алгоритмические задачи» (100 баллов).
Участник сможет выбрать программную систему и
оформить решение в знакомой ему среде на компьютере.
( Скретч, FreeBasic, Лого, Кумир)
2.1 В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному
алгоритму. Полученное слово обозначает:
1) файл, хранящий информацию о системе;
2) способ обработки информации;
3) скорость передачи данных в компьютере;
4) файл, мешающий работе компьютера. (20 баллов)
2.2 Изменить или добавить команду
Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Система команд Кузнечика:
вперед N –прыгнуть по числовой оси вперед на N единиц
назад N – прыгнуть по числовой оси назад на N единиц
закрась - закрасить текущую точку на числовой оси
повторить число раз команды, которые необходимо выполнить
кц – оператор конца повторения (цикла)
Кузнечик выполнил программу:
Повторить 2 раз
Назад 2; закрась;
Повторить 3 раз;
Вперед 3; закрась;
Кц;
Закрась;
Кц;
А). Сколько точек закрасил кузнечик? (35 баллов)
Б). Кузнечик
закрасил
15 точек. Исправь программу так, чтобы это получилось
оставляя цикл в цикле, и убери лишнюю команду.(45 баллов)
3
«Алгоритмы управления компьютерным исполнителем
(виртуальным роботом)». (100 баллов)
Использовать «КуМир» с исполнителями Робот и Чертежник (в открытом доступе), Лого
исполнитель Черепашка) и подобные им.
3.1
Задан лабиринт, изображенный на рисунке.
В лабиринте находится Робот, которого необходимо провести из
ячейки В в ячейку Е не повредив его (робот не должен врезаться
в стенки лабиринта – не должен проходить через них).
Для робота был разработан язык команд:
- для перемещения влево необходимо выполнить команду: Влево
- для перемещения вправо необходимо выполнить команду: Вправо;
- для перемещения вверх необходимо выполнить команду: Вверх ;
- для перемещения вниз необходимо выполнить команду: Вниз );
Робот изначально стартует из ячейки с указателем В. Напишите программу, которая
завершившись, приведет робота в ячейку
с указателем Е, не повредив его.(25 баллов). Если используются команды цикла то 50
баллов.
3.2 Начертите фигуру, изображенную на рисунке, используя вспомогательный алгоритм
рисования отдельного элемента.(50 баллов)
Ответы и решения
1.1 Для шифровки букв используются двузначные числа. Известно, что каждое из
слов “МАРС”, “ПИРС”, “БАРС” и “МОРС” кодируется одной из последовательностей
двузначных чисел:
12 32 95 48
50 15 95 48
34 67 95 48
34 15 95 48
Какая последовательность двузначных чисел является кодом слова БОРИС?
В ответе запишите числа, входящие в эту последовательность, через пробел.
Решение:
Анализируя слова «марс», «барс» делаем вывод, что они отличаются на первую букву,
значит 50 15 95 48 и 34 15 95 48. А – 15, Р -95 , С – 48. Слова «марс» и «морс» тоже отличаются на
одну букву 34 67 95 48 и 34 15 95 48, значит М-34, О -67 . не использовалась цепочка 12 32 95 48 –
ПИРС,П-12, И-32. Если М-34, значит Б-50. Получаем
Ответ 50 67 95 32 48
1.2 К реке подошли 2 мальчика и один взрослый. У берега они увидели маленькую
лодку, вмещавшую либо 2 мальчиков, либо одного взрослого. Какое минимальное время
потребуется на переправу, если каждая поездка через реку занимает 20 минут
№
С левого берега на правый
С правого берега на левый
1
20+20
2м
1м
2
20+20
1в
1м
3
20
2м
100мин=60+40
1.2
ответ 1час 40 минут
1.3 Два пирата играли на золотые монеты. Игра состояла из трех партий:
второй проиграл половину монет, имевшихся у него в начале игры
первый проиграл половину от количества монет, образовавшегося у него
после первой партии
второй проиграл половину от количества монет, образовавшегося у него
после второй партии
В результате у первого оказалось 32 монет, а у второго – 13. Сколько монет было у первого
пирата до начала игры?
Составим дерево игры с конца
После 3-х партий
№ партии
1 игрок
2 игрок
32
13
3
32-13=19
19+7=26
2
38
7
1
38-7=31
14
1.3 Ответ 31
2.1 В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному
алгоритму. Полученное слово обозначает:
1) файл, хранящий информацию о системе;
2) способ обработки информации;
3) скорость передачи данных в компьютере;
4) файл, мешающий работе компьютера
П меняем на В, А меняем на И, остальные буквы остаются, получается ВИРУС.
Ответ 4
3.2 Изменить или добавить команду
Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Система команд Кузнечика:
вперед N –прыгнуть по числовой оси вперед на N единиц
назад N – прыгнуть по числовой оси назад на N единиц
закрась - закрасить текущую точку на числовой оси
повторить число раз команды, которые необходимо выполнить
кц – оператор конца повторения (цикла)
Кузнечик выполнил программу:
Повторить 2 раз
Назад 2; закрась;
Повторить 3 раз;
Вперед 3; закрась;
Кц;
Закрась;
Кц;
А). Сколько точек закрасил кузнечик? Здесь цикл в цикле, но последняя команда
закрась лишняя, так как кузнечик не перемещается ни вперед ни назад. Поэтому он
закрашивает 8 точек.
Б). Кузнечик
закрасил
15 точек. Исправь программу так, чтобы это получилось
оставляя цикл в цикле, и убери лишнюю команду.
Повторить 3 раз
Назад 2; закрась;
Повторить 4 раз;
Вперед 3; закрась;
Кц;
Кц;
4
«Алгоритмы управления компьютерным исполнителем
(виртуальным роботом)». (100 баллов)
3.1
Задан лабиринт, изображенный на рисунке.
В лабиринте находится Робот, которого необходимо провести из
ячейки В в ячейку Е не повредив его (робот не должен врезаться
в стенки лабиринта – не должен проходить через них).
Для робота был разработан язык команд:
- для перемещения влево необходимо выполнить команду: Влево
- для перемещения вправо необходимо выполнить команду: Вправо;
- для перемещения вверх необходимо выполнить команду: Вверх ;
- для перемещения вниз необходимо выполнить команду: Вниз );
Робот изначально стартует из ячейки с указателем В. Напишите программу, которая
завершившись, приведет робота в ячейку
с указателем Е, не повредив его.(25 баллов)
использовать Робот
алг
нач
вправо
вверх
влево
влево
вверх
влево
вверх
влево
вверх
вправо
кон
Если используются команды цикла пока или повторить то 50 баллов.
использовать Робот
алг
нач
вправо
вверх
влево
нц 3 раз
влево
вверх
кц
вправо
кон
Или
использовать Робот
алг
нач
нц пока сверху стена и справа свободно
вправо
кц
вверх
влево
нц 3 раз
влево
вверх
кц
нц пока справа свободно
вправо
кц
кон
Может быть другой вариант, но чтобы из В робот попал в Е
3.2 Начертите фигуру, изображенную на рисунке, используя вспомогательный алгоритм
рисования отдельного элемента.(50 баллов)
использовать Чертежник
алг
нач
. елочка
. сместиться на вектор(3,-2)
. елочка
. сместиться на вектор(2,1)
. елочка
кон
алг елочка
нач
. треуг
. сместиться на вектор(0,1)
. треуг
кон
алг треуг
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор(1,1)
. сместиться на вектор(1,-1)
. сместиться на вектор(-2,0)
. поднять перо
кон
Допустимы другие варианты
Задачи школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по
информатике 5-6 классы 2018-2019 учебный год
Представление результатов решения олимпиадных задач для обучающихся 5–6 классов
– это запись решения в компьютерной форме, предполагаемой достаточно
распространенными компьютерными алгоритмическими средами учебного назначения,
которые вполне доступны для младших школьников.
Время выполнения 3 часа. Максимальное количество баллов 220.
3.
«Алгоритмические и логические сюжеты» (50 баллов)
1.1
Составьте простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой
букве
её
порядковый
номер
в
алфавите,
и
расшифруйте
известную
всем
скороговорку:
16 20
20 16 17 16 20 1
12 16 17 29 20
17 29 13 30
17 16
17 16 13 32
13 6 20 10 20
(10 баллов)
1.2 К реке подошли Волчица с двумя волчатами и Лисица с двумя лисятами. У
берега привязана лодка, которая вмещает только двух зверей. Ситуация осложняется
тем, что Волчица с Лисицей не доверяют друг другу и не оставят своих детей в своё
отсутствие с другой мамой ни на берегу, ни в лодке. Грести умеют только Лисица и
один из лисят. Как им переправиться? (20 баллов)
1.3 можете ли вы установить, по какому принципу выстроена данная
последовательность : 8 2 9 0 1 5 7 3 4 6 (20 баллов)
4.
«Алгоритмические задачи» (70 баллов).
Участник сможет выбрать программную систему и
оформить решение в знакомой ему среде на компьютере.
( Скретч, FreeBasic, Лого, Кумир)
2.1. Определите, какое действие выполняет данный цикл (20
баллов)
2.2 Чему будет равно значение переменной К после выполнения
следующих действий? (10 баллов)
K:=10;
S:=K+K+5;
K:=S;
S:=k-10;
2.3 Имеется исполнитель Стрелочка, которая может двигаться по часовому
циферблату, исполняя два типа команд:
Л- движение влево(против часовой стрелки) на заданное количество часов;
П- движение вправо(по часовой стрелке) на заданное количество часов.
Стрелка находится на 12(0) часов. Есть ограничение на движение: команды Л и
П должны чередоваться. Стрелка выполнила следующую программу: П5, Л8,
П16, Л7, П4. Какую команду следует дописать, чтобы вернуть Стрелочку в
исходное положение? (10 баллов)
2.4
Исполнитель
КУЗНЕЧИК
прыгает
вдоль
числовой
оси
на
заданное
число
делений. КУЗНЕЧИК имеет только две команды, которым присвоены номера:
1.
Вправо 4
2.
Влево 1
Выполняя команду номер 1 кузнечик прыгает на 4 единицы вправо, а выполняя
команду номер 2, прыгает на 1 единицу влево. В настоящий момент КУЗНЕЧИК может
прыгать только в пределах отрезка от 0 до 5. Напишите для КУЗНЕЧИКА программу, с
помощью которой он побывает над числами 1, 2, 3, 4 и 5, если начальное положение 0, а
конечное положение 5. Укажите лишь номера команд.(30 баллов)
3
«Алгоритмы управления компьютерным исполнителем
(виртуальным роботом)». (100 баллов)
Использовать «КуМир» с исполнителями Робот и Чертежник (в открытом доступе), Лого
исполнитель Черепашка) и подобные им.
3.1
Задан лабиринт, изображенный на рисунке.
В лабиринте находится Робот, которого необходимо провести из
ячейки, где он на рисунке в ячейку А не повредив его (робот не
должен врезаться в стенки лабиринта – не должен проходить
через них).
Для робота был разработан язык команд:
- для перемещения влево необходимо выполнить команду: Влево
- для перемещения вправо необходимо выполнить команду:
Вправо;
- для перемещения вверх необходимо выполнить команду: Вверх ;
- для перемещения вниз необходимо выполнить команду: Вниз );
. Напишите программу, которая завершившись, приведет робота в ячейку
с указателем А, не повредив его.(25 баллов). Если используются команды цикла то 50
баллов.
3.2 Начертите фигуру, изображенную на рисунке, используя вспомогательный алгоритм
рисования отдельного элемента.(50 баллов). Без вспомогательного алгоритма - 25 баллов
Ответы и решения
Задание 1.1
ОТ ТОПОТА КОПЫТ
ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ
Задание 1.2
Обозначим лисенка, который умеет грести как «лисенок1». Возможный план перевозки.
1.
Перевезти лисенка1 и лисенка.
2.
Перевезти лесенка1
3.
Перевезти Лисицу и лисенка1
4.
Перевезти Лисицу
5.
Перевезти Лисицу и Волчицу
6.
Перевезти лисенка1
7.
Перевезти лисенка1 и волчонка
8.
Перевезти лисенка1
9.
Перевезти лисенка1 и волчонка
Критерии оценивания
Полностью правильное описание перевозки без лишних действий – 20 баллов.
При наличии не более 2 лишних действий – 15баллов.
Любой правильный алгоритм перевозки без учёта числа лишних действий – 10
баллов
Задание 1.3
Все цифры следуют друг за другом в соответствии с алфавитным порядком их названий
(восемь, два, девять, ноль и т.д.).
Задание 2.1 Складывает не отрицательные числа(положительные и 0), при вводе
отрицательного числа, выходит из цикла и выводит сумму положительных чисел.
Задание2.2 S=15
Задание 2.3 Л10
Задание 2.4 1 2 2 2 1
«Алгоритмы управления компьютерным исполнителем
(виртуальным роботом)».
3.1
Если используются команды цикла пока или повторить то 50 баллов.
использовать Робот
алг
нач
нц 3 раз
вверх
вверх
вправо
кц
кон
Может использоваться цикл пока, но если линейный - то 25 баллов
использовать Робот
алг
нач
вверх
вверх
вправо
вверх
вверх
вправо
вверх
вверх
вправо
кон
3.2 Начертите фигуру, изображенную на рисунке, используя вспомогательный алгоритм
рисования отдельного элемента.(50 баллов)
использовать Чертежник
алг
нач
сместиться в точку(1,2.5)
нц 3 раз
. ромбик
. сместиться на вектор(2,1)
кц
кон
алг ромбик
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор(2,2)
. сместиться на вектор(2,-2)
. сместиться на вектор(-2,-2)
. сместиться на вектор(-2,2)
. поднять перо
кон
Допустимы другие варианты