Напоминание

Роль предмета Основы Безопасности Жизнедеятельности в процессе здоровьесбережения учащихся


Автор: Сажин Александр Сергеевич
Должность: учитель ОБЖ и физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №45"
Населённый пункт: Алтайский край, г.Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Роль предмета Основы Безопасности Жизнедеятельности в процессе здоровьесбережения учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Роль предмета Основы Безопасности Жизнедеятельности в

процессе здоровьесбережения учащихся.
Каждый человек ответственен перед природой и обществом за свое здоровье и, как говорил Гегель 200 лет назад, не имеет права пренебрегать им. Правда, проблем у человека в нашем обществе столько, что нам в массе своей не до здоровья. Вероятно поэтому утверждению, что «важнейший путь к здоровью – через физические упражнения, физическую культуру в широком ее понимании, а не через медицинскую опеку», отдают предпочтения всего чуть более 6 % сознательного, дееспособного населения. Когда наше общество станет более зрелым, у нас эта цифра, как и во всех развитых странах, должна превысить 50%. Изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей: 1. Освоение знаний о здоровом образе жизни; 2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; 3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни. Выпускники должны знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья. И уметь вести здоровый образ жизни. В нашей гимназии занятия по Основам Безопасности Жизнедеятельности ведутся по программе А.Т. Смирнова. В основу своей работы включил направление здоровьесбережения. В неё входит подбор и систематизация обширного материала о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие
в реальной окружающей среде и активное долголетие, пополняется банк литературы по проблеме здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. В числе учителей-предметников преподаватель ОБЖ занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях "здоровье" и "ЗОЖ", прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний. Вообще здоровье держится на трех китах: с
оциальное

благополучие
, п
сихический уровень здоровья
,
физический аспект
. Преподавателем ОБЖ (НВП) я работаю уже 10 год. Понимая важность сохранения здоровья у учащихся в своей практике я использую следующие методы: метод убеждающей речи, наглядный метод, метод приобретения опыта, путем целенаправленных заданий (определить уровень своего здоровья), метод анализа возможных прогностических решений, метод привлечения экспертов и специалистов (психологов, врачей), метод проектов. Использование этих методов в процессе воспитания безопасности при глубоком знании индивидуальных особенностей учащихся позволяет сохранить здоровье детей. Важно отметить, что воспитательный потенциал в процессе здоровьесбережения очень высок, если уроки ОБЖ и физкультуры и внеклассные мероприятия проводятся согласованно. В нашей гимназии такая система складывалась годами, развивалась, претерпевала изменения, диктуемые временем, и бережно хранила добрые традиции.
Ведётся пропаганда спортивных успехов и достижений как отдельных учеников, так и школьных команд, популяризация спортивных школьных традиций. Много лет на базе гимназии проводятся спортивные мероприятия: «День здоровья», «Зарница», «Военные сборы», «Шиповка юных», «Фестиваль ГТО», «Неделя ЗОЖ», районные и городские соревнования по различным видам спорта и др. На мой взгляд, из трех составляющих здоровья самой важной является нравственная (духовная) составляющая. Я бы сказал, личная заинтересованность человека в своем здоровье. В каждом человеке с детства надо воспитывать духовный стержень, стойкость против соблазнов и вредных привычек. В этом нам помогут наши исконные христианские ценности, т.е. библейские заповеди. Так смертными грехами считаются: гордыня (самообожание), сребролюбие, блуд (распутная жизнь), зависть, чревоугодие (не знающее постов), гнев, леность души (беспечность). Значит, задача родителей и школы - воспитывать в детях простоту, щедрость, воздержание, воздержание в еде, доброту, чувство ответственности за себя, за семью, за страну. Это и есть естественное стремление нормального человека к самосовершенствованию, к идеалу, к гармонии, т.е. к Здоровью. Личность воспитывается личностью. К счастью, хороший пример так же заразителен, как и дурной. И если руководитель ОБЖ и учитель физкультуры (как, впрочем, и другие учителя) являют собой хороший пример (не курят, не пьют, ведут здоровый образ жизни), то и многие ученики пойдут по их стопам, даже если в семье есть пьющие, курящие родители, старшие братья.
Не будет доверия учителю, если он на уроке говорит о вреде курения и алкоголя, а после уроков вместе с учениками курит и выпивает. Как на уроках, так и во внеурочной работе я пропагандирую опыт различных систем оздоровления. Суть этих систем – жизнь в гармонии с природой (закаливание водой, правильное питание, лечение голоданием, ходьба, бег, отсутствие вредных привычек). Самым мощным оружием в борьбе за здоровье молодежи я считаю использование видеоматериалов с записью лекции профессора В.Г. Жданова из Сибирского гуманитарно-экологического университета г. Новосибирска «Алкогольный и наркотический террор против России», а также диск под названием «Русский крест» (о демографической катастрофе в России и о вреде абортов) и видеофильм BBC «Тайны воды» и др. Несмотря на все принимаемые меры, есть проблемы, которые трудно решить только на уроках ОБЖ. В первую очередь - это курение части старшеклассников, употребление спиртных напитков (пиво и коктейли), чем грешат и девушки, а также достаточно большой процент простудных заболеваний. Исходя из этого, любое общеобразовательное учреждение должно понимать важность проблемы здоровьесбережения и с детства формировать мотивацию безопасного поведения и ведения здорового образа жизни, вырабатывать практические навыки по сбережению и укреплению собственного здоровья, по поведению в чрезвычайных ситуациях, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека у учащихся.
Вообще, система организации здоровьесбережения участников образовательного процесса в рамках предмета ОБЖ приносит положительные результаты. Учащиеся школы принимают активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях и занимают призовые места. Таким образом, необходимо помнить, что наше здоровье – в наших руках. Медицинское вмешательство в него – это лишь крайний, поистине аварийный случай. От нашей мыслительной деятельности, физической активности, от наших стремлений искать и находить пути оздоровления учащихся и себя в том числе, зависит величина той ценности, которая несравнима ни с чем, - нашего с вами здоровья, одной из основных возможностей действительно полнокровной жизни. Здоровый образ жизни - это наше здоровое будущее. Если люди будут знать это, понимать и делать, они перестанут болеть. Здоровье до того перевешивает все блага, что поистине здоровый нищий счастливей больного короля. Поэтому очень важно с детства прививать потребность к ЗОЖ: закаливанию, тренировке силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного и незакаленного, а главное – морально неустойчивого.



Секрет здоровья
Секрет здоровья очень прост: Спасёт тебя духовный рост, Погубит жадность, зависть, лень, Безделье, скука целый день, А также гнев, обжорство, блуд. Терпенье, выдержка и труд Всегда упорного спасут И все соблазны перетрут! Чтоб совершенным телом стать, Тебе на лыжи надо встать. А докторам не доверяй И даром время не теряй. Стальными руки будут пусть, Уйдёт из сердца злая грусть. Пусть умной будет голова, Ведь мир не прост, как дважды два. Лечиться надо добротой, Душа должна быть золотой. Тогда и станешь ты здоров. Не надо будет докторов. (1998 год)


В раздел образования