Напоминание

"Формирование информационной культуры обучающихся"


Автор: Булдакова Людмила Леопольдовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Уканская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Укан
Наименование материала: Программа
Тема: "Формирование информационной культуры обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Уканская средняя общеобразовательная школа Программа Формирование информационной культуры обучающихся Разработчик: библиотекарь Булдакова Л.Л. Село Укан, 2015
«Школа и библиотека есть альфа и омега образования» Доминго Ф. Сармиенто 1.Паспорт программы.
Наименование программы
«Формирование информационной культуры обучающихся» на период с 2015-2017
Заказчик
– МКОУ Уканская средняя общеобразовательная школа
Разработчик
– Булдакова Л.Л. библиотекарь
Основание для разработки
- отсутствие в образовательном учреждении системы информационного образования обучающихся
Срок реализации программы -
2 года
Обоснование
Информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать. В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры обучающихся. Педагог должен не только сам владеть информационными знаниями и умениями, но и передавать их обучающимся, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам. К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Существуют отдельные направления в работе библиотек по формированию библиотечно-библиографических знаний, обучению обучающихся работе с книгой, с каталогами, электронными носителями информации. Но все они носят локальный характер и не решают проблему в целом – формирование информационной культуры личности. Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры зависит от целого ряда факторов:
- теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной самого объекта изучения – феномена информационной культуры. - методическая неразработанность, отсутствие методики обучения основам информационной культуры, дефицит учебной, учебно-методической литературы по данному направлению. - отсутствие специально подготовленных педагогических и библиотечных кадров, способных обеспечить квалифицированное обучение основам информационной культуры. В результате школа не формирует у обучающихся убеждений в значимости информационных знаний и умений как основы достижения успехов в любом виде деятельности человека. Как следствие этого – неуспешность, неэффективность в обучении. Рациональным способом решения проблемы может стать внедрение программы «Формирование информаионной культуры обучающихся» при- званной сформировать у обучающихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Главная
ц е л ь
программы «Формирование информационной культуры обучающихся» - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер программы, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, функциональной стилистики, теории текста, культуры чтения. Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, библиотека должна сформировать политику информационной поддержки образования. От библиотекаря зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры обучающихся. Школьная библиотека предоставляет всю необходимую информацию для удовлетворения запросов обучающихся, учит самостоятельности в поиске информации, побуждает к чтению и потреблению информации. Понимая важную функцию школьной библиотеки в формировании информационной культуры обучающихся разработана программа Формирование информационной культуры обучающихся. В структуре программы выделяется пять основных разделов:  «Информационные ресурсы общества и информационная культура»,
 «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации»,  «Аналитико-синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся»,  «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной деятельности учащихся»,  «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих разделов в состав программы объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают обучающимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах. По сложности программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся Предполагаются различные формы проведения занятий: презентация, беседа, практикум, тренинг. Мероприятия строятся таким образом, чтобы они были доступны по содержанию, интересны. При изложении материала активно будут использоваться наглядные методы, различные информационные источники, электронные продукты. При изучении раздела программы «Информационная культура и новые информационные технологии» планируется привлечь специалиста- информатика. Внедрение данной программы стало возможным благодаря тому, что имеется, во-первых, достаточная материально-техническая база, т.е. фонд библиотеки укомплектован основной справочной, энциклопедической литературой, необходимой для удовлетворения запросов обучающихся. В библиотеке есть система каталогов и картотек для проведения практических занятий, сформирован медиа-фонд, есть компьютеры, выход в Интернет. Основные функции библиотеки: образовательная, кул ьту р н а я , информационная. Именно в школьной библиотеке школьники получают знания и навыки информационной грамотности. Знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, от класса к классу, обеспечивая преемственность в обучении. Предполагается, что введение программы «Формирование информационной культуры обучающихся» будет плавным продолжением работы по формированию информационной культуры школьников классными руководителями на классных мероприятиях.
Цель: С
оздание в школьной библиотеке системы информационного образования, призванной дать обучающимся знания, умения и навыки информационного обеспечения их учебной деятельности.

План работы по реализации программы
№п/п
Пошаговые (основные) действия

Сроки

Ответст-

венные
Нормативно-организационное обеспечение проекта: - изучение проблемы и определение содержания сентябрь библиотекарь - разработка программы сентябрь библиотекарь формирование творческой группы для работы над разделами октябрь обсуждение и утверждение мероприятий разделов программы октябрь библиотекарь распределение конкретных работ среди участников творческой группы ноябрь библиотекарь Разработка и проведение мероприятий : - работа с информационными источниками - сбор и накопление информации - разработка практических занятий - оформление наглядных и демонстрационных материалов -оформление полученных данных оформление компьютерного сопровождения Издательская деятельность:
- издание методических и дидактических материалов, конспектов мероприятий, наглядных пособий - создание компьютерной презентации - освещение результатов программы на сайте школы - участие в общешкольных мероприятиях май май библиотекарь Работа с учащимися, педагогическим коллективом: - презентация программы на педсовете 1.Анализ проделанной работы . 2. Обобщение основных результатов проектной деятельности, мониторинг. 3. Составление и оформление методических материалов, обобщающих опыт работы 4. Обобщение опыта работы по программе на страницах сайта библиотекаря май По мере необходимости библиотекарь
Предполагаемые результаты
В результате претворения в библиотечную практику данной Программы предполагается, что дети научатся: -ориентироваться в мировом информационном потоке -правильно формулировать информационные запросы -рациональным приемам работы с книгой -самостоятельному поиску, анализу, синтезу информации
-овладению традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной деятельности (докладов, рефератов, обзоров) Формирование информационной культуры позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию, т.е. умению учиться.
Перспективы программы
Актуальность темы предполагает ее дальнейшее развитие по мере накопления материала и приобретения практического опыта.
Список литературы
1. Библиотечные уроки обычные и необычные: Комплект из трех книжек// Библиотека в школе: прил. к газ. «ПС».-2002.-№16. 2. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н.И.Гендина // Школьная библиотека.-2002.-№1.-С.24-27. 3. Гендина Н.И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И.Гендина // Школьная библиотека.-2002.-№10.-С.24-31. 4. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова.- М.: Школьная библиотека.-2003.-295с. 5. Дидактические и методические основы разработки учебных программ по формированию и повышению уровня информационной культуры различных читательских групп школьных библиотек// Краткий справочник школьного библиотекаря.- СПб.: Профессия.-2001.-С.337-343. 6. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности /Н.Крук // Школьная библиотека.-2001.-№8.-С.16-22. 7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности /А.С.Пилюгина // Школьные технологии.-2002.- №2.-С.196-200.
8. Формирование информационной культуры школьников: Программа и результаты исследования// Школьная библиотека.-2000.-№5.-С.27-31. 9. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам /Г.Чулкина // Школьная библиотека.-2001.-№1.-С.8-13. 15. Щерба И. Бросок вперед, или Второе пришествие метода проектов /И.Щерба// Директор школы.-2003.-№7.-С.3-11. Приложение 1
Примерные мероприятия программы

«Формирование информационной культуры обучающихся»



Наименование

срок

ответственный
1 Исходные понятия «Основы информационной культуры» сентябрь библиотекарь 2 Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества сентябрь Учитель информатики 3 Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации октябрь Совет библиотеки 4 Библиотека как система организации ноябрь библиотекарь
информационных ресурсов общества 5 Адресный поиск и алгоритм его выполнения декабрь Кл рук 6 Фактографический поиск и алгоритм его выполнения январь библиотекарь 7 Тематический поиск и алгоритм его выполнения февраль Совет библиотеки 8 Библиотека как информационно- поисковая система март библиотекарь 9 Логическая структура и свойства текста как объекты аналитико- синтетической переработки апрель Учитель информатики 10 Логико-психологические основы чтения Сентябрь16 Кл рук 11 Основные приемы интеллектуаль- ной работы с текстами учебных и научных документов Октябрь16 Учит русского языка 12 Формализованный метод анализа учебных и научных текстов Ноябрь16 библиотекарь 13 Формализованный метод подготовки вторичных документов декабрь библиотекарь 14 Технология подготовки реферативного обзора январь Учитель- предметник 15 Технология подготовки доклада, февраль Учитель-
реферата, проекта предметник 16 Новые информационные технологии как основа информационного общества март библиотекарь 17 Автоматизированные информационные ресурсы апрель библиотекарь 18 Телекоммуникативные технологии и производство новых видов информационных продуктов и услуг май библиотекарь


В раздел образования