Напоминание

"Правописание приставок и предлогов"


Автор: Головкова Татьяна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат
Населённый пункт: станица Староминская, Краснодарского края
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание приставок и предлогов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Конспект урока русского языка

"Правописание приставок и предлогов"
Учитель коррекционной школы Головкова Т.А.
Цель:
формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать предлог от приставки.
Задачи:
1) формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок; показать нецеле сообразно сть применения предлогов перед гл а го л а м и 2) развивать умение образовывать родственные слова, способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.
Оборудование:
индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, веера с буквами, карточки зеленого и красного цвета, конверты с предложениями, слова на карточках.
Ход урока

I. Организационный момент.
Начнем наш урок со слов М. Горького “…чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык”. Как вы понимает эти слова? На уроке мы покажем, как владеем родным языком.
II. Минутка чистописания.
Под солнцем подсолнух быстро подрос. – Прочитайте предложение, записанное на доске. – Какой одинаковый звук слышится в начале слов: под солнцем, подсолнух, подрос? – Дайте характеристику звуку. – Какой буквой обозначим звук [п]? – Посмотрите, как она пишется буква Пп. – Пропишем в воздухе. – Скопируйте как фотографы и пропишите одну строчку в тетради. – Найдите слова с приставкой в предложении. Докажите. – Найдите слова с предлогом. Докажите.
(Учащиеся доказывают, что между предлогом и словом можно подставить другое слово или вопрос)
Вывод:
– Что такое приставка? (приставка – это часть слова) – Что такое предлог? (предлог – это слово). – Сформулируйте тему урока.
III. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы закрепим правописание приставок и предлогов, вспомним о роли приставок в слове и предлогов в речи, докажем недопустимость применения предлогов перед глаголами.
IV. Словарная работа.
В словах первый слог мышки унесли в норки.
?
пуста,
?
тофель,
?
рох,
?
рёза,
?
ковь,
?
гурец. – Назовите эти слова? (капуста, картофель, горох, берёза, морковь, огурец) – Запишите их, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы. Проверка: - Покажите с помощью веера, какие буквы вы подставили в слова. – Подумайте, какое слово лишнее? (Берёза – дерево, огурец – ударение на 3-ем слоге). – Подберите к слову береза однокоренное с приставкой. (Подберёзовик). – Разберем его по составу. – Почему подберезовик так называют? - Подберезовик растет под березой. – Как напишите предлог с существительным? – Прочитайте данное предложение без предлога, получилось у вас предложение? Вывод: – Для чего служит предлог в речи? (для связи слов в предложении). – Для чего служит приставка в слове? (для образования новых слов) (Учащиеся делают сообщения о роли приставок и предлогов в речи) Перед корнем есть приставка Слитно пишется она.
А при помощи приставки Образуются слова. Предлог – это служебная часть речи, это слова отношений между словами. Предлоги служат для связи слов в предложении.
V. Работа по теме урока.
1. А сейчас мы с вами побудем волшебниками. Каждая парта – это группа. Возьмите карточки желтого цвета. Вам необходимо превратить слова с приставками в слова с предлогами, запишите на карточке. 1 группа. Наручная повязка > повязка на руке. 2 группа. Настенный календарь > календарь на стене. 3 группа. Подземный переход > переход под землей. 4 группа. Подводные камни > камни под водой. – Назовите слова с приставками, слова с предлогами. Докажите. 2. Составить предложение из слов. Составьте из слов Предложение. Мы можем сказать что это предложение ? Почему? дорожке, снежной, ребятишки, с, побежали, санками, по. (Нет, так как слова не связаны по смыслу). – Составьте предложение. По снежной дорожке побежали ребятишки с санками. (Комментированное письмо). – Выделить приставку, подчеркнуть предлоги. – Разобрать предложение по членам предложения – Все ли выполнили правильно.
VI. Физкультминутка.

VII. Работа по теме урока.

1)Работа с учебником.
с. 53 Упр. 71 Разберитесь, где приставка, а где предлог. Обратите внимание на место предлога в словосочетаниях. Фронтальная работа. Запись у доски по цепочки.
2) Игра “Заказ”. ( На столах лежат карточки, учащимся необходимо показать нужную карточку учителю и классу). – Мне нужны слова с приставками. – Посмотрите внимательно, все ли выполнили верно. – Мне нужны слова с предлогами. Слова с приставками: (в)ходить, (на)писать, (за)думать, (из)мерить, (по)дарить, (от)дать. Слова с предлогами: (в)классе, (на)болоте, (за)столом, (из)стали, (на)улице, (от)берега.
VIII. Итог урока.
Мы все повторили о приставке и предлоге. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, проведем тест.
Тест
1. Приставка – это слово. 2. Приставка со словом пишется слитно. 3. Предлог со словом пишется раздельно. 4. Предлог никогда не пишется с глаголами. 5. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово. 6. Приставка служит для образования новых слов.
IX.

Д/з.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники