Социализация ребенка c ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) дошкольного возраста
Автор: Погорелко Татьяна Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3" Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Социализация ребенка c ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
как
и
нормально
развивающиеся дети, согласно «Конвенции о правах ребенка» имеют право
на
всестороннее
развитие,
воспитание
и
образование
с
учетом
их
индивидуальных возможностей. Однако, множество детей с ограниченными
возможностями
здоровья
часто
не
находят
своего
места
из-за
психофизических ограничений.
Это связано с поражением центральной
нервной
системы,
слабыми
возможностями
познания
внешнего
мира.
Развитие
речевой
патологии
у
детей
с
диагнозом
ДЦП
обусловлено
несколькими
причинами.
В
основном
это
вызвано
развитием
тяжелых
поражений отдельных корковых и подкорковых структур головного мозга,
принимающих участие в формировании речевых функций. Второй важный
момент – развитие вторичных нарушений, медленные темпы формирования
зрительно-слуховых
и
зрительно-моторных
нервных
с в я з е й .
Раннее вовлечение детей с диагнозом ДЦП в образовательный процесс
позволяет
достичь
более
ощутимых
положительных
результатов
в
социальной адаптации и интеграции.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП
отводится логопедической работе.
Работа учителя-логопеда заключается в
обеспечении оптимальных условий социализации ребенка с ОВЗ, так как
такой ребенок особенно нуждается в поддержке взрослого в
процессах
становления успешного его взаимодействия со здоровыми сверстника.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд проблем:
ограниченные способности
к
самообслуживанию,
самостоятельному
передвижению;
речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном
объеме;
излишняя впечатлительность, тревожность;
уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти
проблемы
приводят
к
снижению
уровня
социализации
и
усложняют процесс интеграции ребенка в общество.
Основными задачами работы учителя-логопеда являются: развитие (и
облегчение)
речевого
общения,
улучшение
разборчивости
речи;
нормализация
тонуса
мышц
и
моторики
артикуляционного
аппарата;
развитие
речевого
дыхания,
голоса,
просодики;
формирование
силы,
продолжительности,
управляемости
голоса
в
речевом
потоке;
выработка
синхронности
дыхания,
голоса
и
артикуляции;
коррекция
нарушений
произношения.
Для развития речи ребенка важную роль играет создание оптимальных
социальных
условий,
а
также
проведение
систематических
занятий
с
учителем-логопедом.
Понимание родителями важности их тесной взаимосвязи с учителем-
логопедом
играет
важную
роль
в
формировании
у
ребенка
правильных
моторных,
сенсорных
и
речевых
функций.
Специальные
методики,
разработанные учителем-логопедом, направлены на постепенное осваивание
ребенком новых функций и закрепление пройденного материала, помогают
исправить ситуацию. Однако родители должны заниматься с ребенком и
самостоятельно: использовать пальчиковые игры, активную мимику, жесты.
Занятия обязательно должны проводиться на положительном эмоциональном
фоне.
Постепенно и дети с ДЦП и их родители становятся более уверенными в
своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах
деятельности. Таким образом, у детей формируются личностные качества,
необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм,
коммуникативность, уверенность в своих силах.
Проблему
речевого
и
интеллектуального
развития
детей
с
ДЦП
невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно
если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении.
Особое внимание уделяется возможности общения ребенка с детским
церебральным параличом со здоровыми сверстниками. Они с удовольствием
общаются, играют, рисуют вместе. Благодаря этому дети с ограниченными
возможностями здоровья формируют в себе такие положительные черты, как
умение
сопереживать
другим,
толерантность
к
окружающим,
желание
помогать ближним.
Ребенок с ДЦП имеет возможность посещать и принимать участие в
праздниках
совместно
с
детьми
из
других
групп,
что
оказывает
стимулирующее
воздействие
на
детей,
способствует
их
социальной
интеграции,
а
у
здоровых
детей
формируются
гуманные
личностные
качества.
Таким образом, всестороннее изучение ребенка, оценка его реальных
возможностей,
координация
в
работе
специалистов
учреждения,
а
также
тесная
связь
с
семьей
дают
возможность
учителю-логопеду
оказать
социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками,
создать
положительный
эмоциональный
настрой
как
важный
фактор
успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья в обществе.
Литература
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация детей
с
ограниченными
возможностями. – М., 2003.
2.
Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.,
2001.
3.
Кроткова
А.В.
Социальное
развитие и
воспитание
дошкольников
с
церебральным параличом. – М., 2007.
4.
Мастюкова
Е.М.,
Ипполитова
М.В.
Нарушения
речи
у
детей
с
церебральным параличом. – М., 1985.
5.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми
нарушениями речи. – М., 1980.