Напоминание

Социализация ребенка c ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) дошкольного возраста


Автор: Погорелко Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Социализация ребенка c ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Социализация ребенка

c ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

дошкольного возраста
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и нормально развивающиеся дети, согласно «Конвенции о правах ребенка» имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей. Однако, множество детей с ограниченными возможностями здоровья часто не находят своего места из-за психофизических ограничений. Это связано с поражением центральной нервной системы, слабыми возможностями познания внешнего мира. Развитие речевой патологии у детей с диагнозом ДЦП обусловлено несколькими причинами. В основном это вызвано развитием тяжелых поражений отдельных корковых и подкорковых структур головного мозга, принимающих участие в формировании речевых функций. Второй важный момент – развитие вторичных нарушений, медленные темпы формирования зрительно-слуховых и зрительно-моторных нервных с в я з е й . Раннее вовлечение детей с диагнозом ДЦП в образовательный процесс позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Работа учителя-логопеда заключается в обеспечении оптимальных условий социализации ребенка с ОВЗ, так как такой ребенок особенно нуждается в поддержке взрослого в процессах становления успешного его взаимодействия со здоровыми сверстника. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд проблем:  ограниченные способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению;  речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном объеме;  излишняя впечатлительность, тревожность;  уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество. Основными задачами работы учителя-логопеда являются: развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения. Для развития речи ребенка важную роль играет создание оптимальных социальных условий, а также проведение систематических занятий с учителем-логопедом. Понимание родителями важности их тесной взаимосвязи с учителем- логопедом играет важную роль в формировании у ребенка правильных моторных, сенсорных и речевых функций. Специальные методики, разработанные учителем-логопедом, направлены на постепенное осваивание ребенком новых функций и закрепление пройденного материала, помогают исправить ситуацию. Однако родители должны заниматься с ребенком и самостоятельно: использовать пальчиковые игры, активную мимику, жесты. Занятия обязательно должны проводиться на положительном эмоциональном фоне. Постепенно и дети с ДЦП и их родители становятся более уверенными в своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах деятельности. Таким образом, у детей формируются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.
Проблему речевого и интеллектуального развития детей с ДЦП невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении. Особое внимание уделяется возможности общения ребенка с детским церебральным параличом со здоровыми сверстниками. Они с удовольствием общаются, играют, рисуют вместе. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья формируют в себе такие положительные черты, как умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним. Ребенок с ДЦП имеет возможность посещать и принимать участие в праздниках совместно с детьми из других групп, что оказывает стимулирующее воздействие на детей, способствует их социальной интеграции, а у здоровых детей формируются гуманные личностные качества. Таким образом, всестороннее изучение ребенка, оценка его реальных возможностей, координация в работе специалистов учреждения, а также тесная связь с семьей дают возможность учителю-логопеду оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 2003. 2. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001. 3. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М., 2007.
4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985. 5. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.


В раздел образования