Автор: Мугурбанова Римма Рамиловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района, Республики Башкортостан Населённый пункт: село Месягутово, дуванский район, Республика Башкортостан Наименование материала: Разработка урока русского языка в 8 классе Тема: Односоставные предложения (обобщение) Раздел: среднее образование
(обобщение изученного материала с описанием содержания слайдов
презентации с аудиозаписью)
Составила: Мугурбанова Р. Р.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с.Месягутово
2015г.
Тема: односоставные предложения и их роль в разных стилях (обобщение
изученного)
Цели :
обеспечить
системные
знания
и
умения
по
определению
односоставных предложений и выявлению их роли в речи;
-отработать
навыки
правильного
применения
ОП,продемонстрировать
текстообразующую рольОП, проиллюстрировать их стилевые функции
-обучать выбирать ответы на вопросы классификсатора при выполнении
заданий в форме ГИА.
Задачи :
Образовательные:
формирование
прочных
знаний
об
особенностях
односоставных конструкций;
-формировать практические навыки находить и определять вид ОП;
-формировать навыки литературоведческого и языкового анализа текста с
селью нахождения и определения роли ОП.
Развивающие:
-развитие
умения
восстанавливать
причинно-следственных
связей
при
анализе;
-обучать умению связно излагать свои мысли;
- развитие речевых, мыслительных и коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-формировать
целеустремленность,
способность
высокой
самооценки,
учить видеть и чувствовать красоту и силу русской речи, анализ текстов с
учетом постижения доминантных образов- национальной картины мира и
духовной ценности ее народа;
-выявление авторского видения мира и его эмоционально-ценностного
отношения к миру и человеку.
Тип занятия : обобщающий урок
Формы
организации
деятельности :
р а б о т а
в
к о л л е к т и в е ,
индивидуальная работа, взаимообучение, самостоятельная работа.
Оборудование урока : презентация, выставка книг В.Астафьева, яблоки.
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Я говорю вам всем снова: Здравствуйте!
Это значит желаю всем
И добра, и любви, и здравия,
Чтобы было общаться с кем.
В жизни родным дарите радость,
Счастья в мире желайте всем.
Чаще людям говорите «Здравствуйте!»,
И не будет у вас проблем
-Сегодня у нас работает со мной самый лучший класс, рада вас видеть и
приветствуем наших гостей на нашем занятии
(работа со слайдами, комментарии к ним идет в течение всего урока)
Слайд 1 :удачи тебе и хорошего настроения)
Слайд 2 : Я знаю, КАК
- самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и
ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
-КАК ОРГАНИЗОВАТЬ свою работу
-КАК результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ
-КАК ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с другими
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Слайд 3 : портрет Виктора Астафьева и книга «Затеси»
-проверим нашу с вами работу с миниатюрами Виктора Астафьева «Долбят
гору» и «Приветное слово» на наличие односоставных конструкций
Слайды 4 и 5: изображение
изуродованной горы, пожилой мужчина,
идущий по аллее и маленькая девочка на велосипеде)
Виктор Астафьев . Долбят гору
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули.
Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В
юности,
еще
в
войну,
мы,
фэзэушннки,
слабые
от
долгой
зимы,
полуголодной
житухи,
карабкались
на
ту
крутую
гору
за
первыми
подснежниками и затихали в теплом поднебесье.
Нам хотелось жить, любить, надеясь на лучшее.
Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно
сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесем.(все виды односоставных пр.)
(проверка
различными
методами
объема
и
качества
усвоения
материала;
проверка
характера
мышления
учеников;
комментирование
ответов
учащихся; создание при опросе нестандартных ситуаций;
создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе).
Виктор Астафьев. Приветное слово
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду.
Кашляю.
Скриплю.
Надо
мной
пустынно
шумят
березы,
никак
не
разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых
почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но
вот
навстречу
по
вытоптанной
тропинке
чешет
на
трехколесном
велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама
коляску катит с малышом
. — Длястуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует
дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и
мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, — боится застудить грудь,
поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
— Ей пока еще все люди — братья!
Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему
березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.(опр.-личн,
безл.)
3.ЭТАП МОТИВАЦИИ К УРОКУ
Слайд 6 : что я знаю об односоставных предложениях
что еще хочу узнать сегодня, сейчас и здесь?
(совместное формулирование темы урока;
Значит наша цель :
-узнать…
-сравнить…
-найти…
-доказать…
-применять…
-развивать...
сообщение темы
слайд 7: зададим уроку оригинальную тему
( показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной
проблемы)
4.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
(организация действий школьников, направленных на решение проблем и
достижение целей урока работа с поэтическими текстами)
-как
вы
думаете,
с
какой
целью
я
привела
примеры
именно
этих
стихотворных
текстов,
что
их
объединяет?
Подчеркните
особенности
каждого текста и творчества авторов
слайд 8: портрет Блока и стихотворение
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.(назывные пр.)
слайд 9 :портрет А Фета и стихотворение (с аудиозаписью)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..(назывные предложения)
слайд 10:портрет К Бальмонта и стих(с аудиозаписью)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется.
Чуждый чарам черный челн.( анафора-фигура речи, назывные пр.)
слайд 11: портрет Тимера Юсупова и стихотворение(с аудиозаписью)
Оседлайте, джигиты, коней
Крылья наши, расправив, раскроем
Лишь зардеется день над горою
Понесемся простором полей.
Пойте песни байги -не перечу,
Пейте пенный кумыс, но молю:
Не держите ненужные речи
О рекордах… Я их не люблю.
День в разгаре. Еще до заката
Можно много всего сотворить,
Не просите меня как когда-то-
Я не буду речей говорить.(определенно-личные пр.)
Слайд 12: рисуем наши знания в виде кластера-новогодней елочки:
На самом верху в виде елочных игрушек ( любой формы, внутри пишем
слова) 3 стиля-художественный: официально –деловой и разговорный;
- в середине : область применения односоставных конструкций :реклама,
таблички,
объявление,
документация,призыв,
запреты,
пословицы
и
поговорки, инструктажи, SMS-сообщения, дневниковые записи, признани,
записки, просьба, время и дата, рецепты и т.д.
-внизу 3 кита: объект-субъект, действие и состояние
5.ЭТАП применения на практике новых знаний
Организация внимания
Слайд 13 :Вопрос на засыпку
Придумайте вопрос с данным текстом и найдите решение:
Как-то встретились немец Иоганн, фин и эстонец Юхан, итальянец
Джованни, англичанин Джон, поляк Ян, француз Жан, грузин Иванэ,
ереванец Ованес , португалец Жоан,Он из Болгарии, грек Иойннэс и…
(русское имя ИВАН призносится в других языках в таких вариантах)
Слайд 14 :Что объединяет данные слова на ваш взгляд?
-рукояткумеча
-кадык
-спор
-мишень
-тесноту
-коней
-шар
-шарлотку
-берцовую кость? (их объединяет слово ЯБЛОКО)
Значит, мы имеем дело с рассказом Ивана Бунина «Антоновские яблоки»
сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания,
систематизации и обобщения материала учащимися
Слайд 1:5 Портрет Ивана Бунина и сорт антоновских яблок
Слайды 17-24 : памятники яблоку
ИВАН БУНИН АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ
(1)Вспоминается мне ранняя погожая осень. (2) Помню раннее, свежее, тихое
утро...(3)
Помню
большой,
весь
золотой,
подсохший
и
поредевший
сад,
помню
кленовые
аллеи,
тонкий
аромат
опавшей
листвы
и
—
запах
антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
(4) Воздух так чист,
точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (5)Это
садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их
в город. (6) Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно. (7) К ночи в
погоду
становится
очень
холодно
и
росисто.
(8)Надышавшись
на
гумне
ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину
мимо садового вала. (9) Темнеет.(10) И вот еще запах: в саду — костер, и
крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (11)Поздней ночью, когда
на деревне погаснут огни, еще раз пробежишь в сад.
(12) А черное небо
чертят огнистыми полосками падающие звезды. (13)Долго глядишь в его
темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля
под
ногами.
(14)Тогда
встрепенешься
и,
пряча
руки
в
рукава,
быстро
побежишь по аллее к дому... (15)Как холодно, росисто и как хорошо жить на
свете!
(16)Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже
другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с
июня
лежит
на
окнах..(.17)
Во
всех
комнатах
прохладно
и
сумрачно.
(18)Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и
зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места...
(19). Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.(20)Крепко
пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой
древесной корою. (21)И сырость из оврагов становится все ощутительнее, в
лесу холоднеет и темнеет...
(22)В светлом и людном доме очень тепло после целого дня на холоде в поле.
(23)После еды чувствуешь такую сладкую усталость, такую негу молодого
сна, что как через воду слышишь говор..(24) А когда ляжешь в постель, в
мягкую перину, где-нибудь в угловой старинной комнате с образничкой и
лампадой, замелькают перед глазами призраки огнисто-пестрых собак, во
всем теле заноет ощущение скачки, и не заметишь, как потонешь вместе со
всеми этими образами и ощущениями в сладком и здоровом сне.
(25)Проснешься и долго лежишь в постели.(26) Во всем доме — тишина.
(27)Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи,
и
как
дрова
трещат
и
стреляют.(28)
Впереди
—
целый
день
покоя
в
безмолвной уже по-зимнему усадьбе. (29) Не спеша оденешься, побродишь
по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое
яблоко,
и
почему-то
оно
покажется
необыкновенно
вкусным,
совсем
не
таким, как другие.
Определите в данном отрывке:
- стиль
-тип речи
-жанр
-тему
-основную мысль
-основные образы
ключевые слова
Выделите главное из того, что вы узнали и почему для вас это является
главным?
Выполнение заданий ГИА по данному тексту:
-В
каком
варианте
ответа
содержится
информация,
необходимая
для
обоснования ответа на вопрос: «Что заставляет автора рассказа вспомнить
свое прошлое и является образом Родины?»
-найдите в предложении 2 троп
-замените
словосочетание
«древесной
корой»
из
предложения
20,
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление
-выделите грамматическую основу предложения 13
-среди
предложений
13-16
найдите
предложение
с
обособленным
обстоятельством
-в приведенном ниже предложении из данного текста пронумерованы все
запятые , назовите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:
Всюду тишина и чистота,
1
хотя,
2
кажется,
3
кресла,
4
столы с инкрустациями и
зеркала узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места.
Из такого прекрасного сада нельзя уйти с пустыми руками ( раздаю всем
яблоки
(вычленение
в
изучаемых
объектах,
явлениях
наиболее
существенных
п р и з н а к о в
и
ф и к с а ц и я
н а
н и х
в н и м а н и я
учащихся; запись в тетрадях формулировок,
использование
приемов
мышления,
анализа,
синтеза,
сравнения,
абстрагирования,
обобщения,
конкретизации;
Постановка
перед
воспитанниками
учебной
проблемы
и
создание
проблемной
ситуации,
постановка
эврестических
вопросов
и
словарная
работа
6.ЭТАП
ПРОВЕРКИ
УСВОЕНИЯ
воспитанниками
НОВОГО
МАТЕРИАЛА
(постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности
учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний);
-заполним таблицу в виде портрета видов односоставных предложений
наших открытий и обобщим изученное:
Слайд
26
можно
дать
задание
ярмарки
вакансий
:(придумать
советы
библиотекаря воспитанникам; состав таблетки от лени, чтобы появилось
БОЛЬШОЕ желание учиться, инструктаж для экзаменующегося, меню для
ЗОЖ или составить портреты односоставных предложений:
Портрет
назывного
предложения
Фиксирует
мгновение,
к р а с к и
и
звуки,
Они
не
любят
г л а г о л а ,
н е
д р у ж а т
с
обстоятельство
м
и
дополнением;
выражают
все,
ч т о
и м е е т
значение,
главный
член
распространяет
ся
прилагательным
,числительным ,
притяжательны
м
местоимением
указательными
и
эмоциональным
и
ч а с т и ц а м и ;
всегда
полное,
бывает
распространенн
ы м
и
Портрет
определенно-
личного
предложения
В
них
в с е гд а
можно
угадать
таинственного
деятеля, хотя его
н е
н а й д е ш ь ;
имеет
обобщенное
значение;
касается
узкого
к р у г а
л и ц ; н е
имеет
прошедшего
времени;
любит
приказывать
и
обладает
даром
убеждения;
встречается
в
р е ц е п т а х
и
инструктажах;со
ветах,
письмах,
просьбах-
записках,
наблюдениях
и
воспоминаниях;
излюбленная
конструкция
о р а т о р о в
и
руководителей
.
Портрет
неопределен
но-личного
предложени
я
В
нем
много
незнакомых
л и ц
и
о н и
в с е г д а
в
движении;
любит
массовость, все
времена
активно
работ ают
н а
н е г о ;
н е
признает 1 и 2
л и ц а ;
н о с и т
обобщенное
значение,
одинокие
деятели не для
него-все
они
действуют
с о о б щ а
и
дружно;
оставляет
много
м е с т а
для
фантазии,
собранный
и
широкомасшта
бный,
Портрет
обобщенно
-личного
предложен
ия
Самое умное
и
мудрое
из
всех:
в
нем
житейская
мудрость
и
опыт;
любит
философство
вать,
учить,
рассуждать,
делится
о п ы т о м
и
обобщает
любые
жизненные
явления;
ж и в е т
в
разговорном
речи,
действие
относится
к
любому
лицу, дружит
с
ч а с ти ц е й
БЫВАЛО,
повелительн
ое
наклонение
хорошо
себя
Портрет
безличного
предложени
я
самое
богатое
п о
с в о е й
семантике;
в
нем
нет
места
деятелю;
обилие
чувств,
эмоций;
любит
о т р и ц а т ь
и
говорит просто
и
я с н о
н е т ;
процессы в нем
протекают
как
б ы
с а м и
п о
с е б е ,
н о
деятель
з а в и с и м
о т
остановки;
нет
з а с т о я ,
в с е
постоянно
меняется в нем
жизнь
во
всех
проявлениях;ре
ш а е т ,
ч т о
можно
и
чего
нельзя
делать;
м н о го
е го
в
публистическо
м стиле
;
нераспростране
нным;
утверждает
н а л и ч и е
и
существование,
самый
спокойный
вид,
но
точный
и
конкретный;
мало
общего
с
другими
собратьями,
любит
драматические
произведения,
являются
немыми
вариантами
дорожных
знаков,
встречается
везде:,если
за
главным членом
поставить
определение
или
изменить
в р е м я
и
наклонение
нулевого
глагола,
превратится
в
двусоставное
предложение
Любит
н а у ч н ы й
и
разговорный
сти
ли.
чувствует
в
таких
предложения
х.
7.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 25:
Делаю вывод. Завершу фразы:
Таким образом, односоставные предложения
1)на 1-й план выдвигают и сжато характеризуют…
2)выделяют и обращают внимание на…
3)дают простор для …
4)усиливают…
5) придают речи…(яркость, сжатость, гибкость, индивидуальность)
6) являются любимой конструкцией…
8. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Слайд 26: (информация о 3-хуровневом домашнем задании; инструктаж по
его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и
способы ее выполнения);
Продолжаем работать вне урока: домашнюю работу выбирайте
по желанию !)))
1-й легкий уровень : найти и выписать примеры односоставных
предложений из других источников, ссылка обязательна
2-й практический уровень : написать мини-сочинение об односоставных
предложениях
3-й творческий уровень : составить свой текст , употребляя односоставные
конструкции
9.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
(организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности,
кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке),
Слайд 27: Без баллов, без слов ХОРОШО ИЛИ плохо оцените себя и свою
работу
Слайд 28: напишите формулу сегодняшнего урока
Урок: …..+…….+….+……+…….+……+….+
Важное и нужное, интересное кладем в сундучок памяти
Непонятное отправим в комбайн для переработки
Скучное кидаем в корзинку
-Спасибо всем за работу!