Решение социально-нравственных задач через игровую деятельность воспитанников
Автор: Новокрещинова Нина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Новопортовский детский сад "Теремок" Населённый пункт: Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Новый Порт Наименование материала: методическая разработка Тема: Решение социально-нравственных задач через игровую деятельность воспитанников Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКЙ САД «ТЕРЕМОК»
Обобщение опыта работы для воспитателей д/с «Теремок»
«Решение социально- нравственных задач
через игровую деятельность
воспитанников»
Подготовила: воспитатель Новокрещинова Нина Николаевна
с. Новый Порт
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. В свободное время
дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи отмечают, что
именно
самостоятельные
формы
игры
имеют
в
педагогике
самое
важное
значение
для
развития
ребёнка.
В
таких
играх,
называемых
«жизненной
лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребёнка,
поэтому
игра
является
средством
всестороннего
развития
(умственного,
эстетического, нравственного, физического).
К.Д.
Ушинский
определил
игру
как
посильный
для
ребёнка
способ
вхождения во всю сложность окружающего мира взрослого. Путём подражания
ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные
ему формы поведения и деятельности взрослых..Создавая игровую ситуацию,
дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые
будут реализованы впоследствии.
Цель.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать
игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого
отношения к окружающим. Формировать доброжелательное отношение друг к
другу,
умение
делиться
с
товарищем,
опыт
правильной
оценки
хороших
и
плохих поступков.
Задачи.
Развивать интерес к различным видам игр.
Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе
личных симпатий.
Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила.
В
процессе
игр
с
игрушками,
природными
и
строительными
материалами
развивать у детей интерес к окружающему миру.
Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками,
книгами.
Игровая деятельность
Личностное
становление
ребёнка
начинается
очень
рано.
В
дошкольном
возрасте
наибольшее
влияние
на
нравственное
развитие
ребёнка
оказывает
взрослый.
Интенсивное
усвоение
примера
взрослых,
подчинение
действий
образцу формирует произвольное поведение, а также способствуют усвоению
этических
норм
(то
есть
складывается
новый
тип
личностного
поведения).
Значительная
роль
в
этом
процессе
принадлежит
игре
как
ведущему
виду
деятельности в развитии ребёнка.
Игра
–
одно
из
наиболее
эффективных
средств
нравственного
воспитания
дошкольника, она – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой
формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события,
полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра
помогает
малышу
ознакомиться
со
многими
свойствами
и
качествами
окружающих его предметов; подражать взрослым в поступках, речи, мимике,
жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение
того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить
его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудрёный
сюжет (например, кормление куклы), ребёнок закрепляет формы поведения и
отношения между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой
роли
он
подражает
не
только
действия,
но
и
отношениям,
чувствам,
переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать
нравственные понятия.
Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся
под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то
у четырёхлетнего ребёнка будет отсутствовать умение играть самостоятельно,
так и с со сверстником. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том
случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном
общении взрослых (родителей, бабушки и т.д.) с ребёнком. В играх с близкими,
а затем и в самостоятельной игре ребёнка реализуется его нравственный опыт,
накопленный в детском саду и семье.
Приобретённые дошкольниками знания, умения, представления включаются в
игру,
в
результате
чего
формируются
динамические
характеристики
ума
(например,
ребёнок
быстро
переключается
на
новую
роль,
конструирует
оборудование для игры из имеющихся предметов и пр.) В игре формируется
механизм
личностного
поведения,
подчинённого
образцу,
раскрывающему
нравственную сторону человеческих отношений.
В своей работе по нравственному воспитанию опираюсь на деятельный подход,
то есть использую разные виды деятельности детей. Младшие дошкольники,
опираясь
на
пример
воспитателя,
слово,
показ,
овладевают
определёнными
действиями, нормами поведения. Приобретённый опыт служит основой для
осуществления целостной деятельности, прежде всего игры. Обучение детей
нормам
нравственного
поведения
осуществляю
в
совместной
игре
или
совместном труде. Так, например, учу детей ухаживать за куклой (одевать,
кормить,
укладывать
спать
и
т.д.),
передаю
своё
отношение
к
отдельным
действиям
(забота,
помощь),
поддерживаю
самостоятельность
малыша,
помогаю
устанавливать
игровые
и
личностные
взаимоотношения
в
самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
Игры, в которые играют дети дошкольного возраста можно разделить на три
основные группы:
- подвижные игры ( игры с мячом , скакалкой и т.д.).
В
подвижных
играх
я
стараюсь
учить
своих
воспитанников
подчиняться
правилам. У них во время игры исподволь воспитываются навыки поведения в
коллективе.
- дидактические (лото, настольно-печатные игры, игры с пирамидками и т.д.). У
каждой такой игры своя образовательная задача. Играя в дидактические игры, я
знакомлю
своих
воспитанников
с
различными
предметами
и
явлениями
действительности.
Во
время
игры
у
воспитанников
формируются
представления,
развивается
память,
наблюдательность,
мышление.
Дидактические игры имеют большое влияние прежде всего для умственного
развития детей.
- сюжетно-ролевые игры.
Играя в сюжетно-ролевые игры со своими воспитанниками, я стараюсь им
помочь изобразить жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к
своему воображаемому труду, игрушкам и сверстникам по игре так, как в
действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.
Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что в процессе повседневного
общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и
доброжелательность,
но
и
грубость,
что
приводит
к
ссорам.
Преодолевая
негативные проявления детей я стараюсь не только оценивать их поступки, но и
показываю образцы поведения: «Посмотри, как хорошо играют Женя и Юра.
Они молодцы»
Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди
игрушек
занимает
кукла
как
носитель
человеческих
качеств.
Подражая
взрослым,
маленькая
Настя
качает
куклу,
обнимает,
кормит,
лечит,
сопровождает свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой,
поощрение
доброго
и
ласкового
обращения
с
ней
она
приобретает
положительный
опыт.
После
игры
подвожу
итог:
«
Вот
Наташа
и
Катя
пригласили
гостей,
угощали
их
пирожками.
Вот
какие
хозяюшки!
Потом
покатали их на машине». В результате использования такого приёма мои сами
начинают с гордостью говорить, что они сделали для кукол и что собираются
сделать.
Моя
положительная
оценка
игрового
действия
подкрепляется
проявлением
заботы,
внимания,
добрых
чувств
к
детям.
Образцы
доброго
отношения из игры мы переносим в повседневную жизнь. Коллективные игры с
куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми.
Положительный
опыт
внимательного,
заботливого
отношения
к
родным,
товарищам
обогащается
в
коллективной
игровой
деятельности.
В
игре
как
ведущем
виде
деятельности
совершенствуются
представления,
полученные
ребёнком
в
реальной
жизни,
из
литературы.
Проявление
внимания
к
окружающим
отражается
в
таких
коллективных
играх,
как
дочки-матери,
больница,
стройка,
детский
сад.
Например,
стоя
самолёт,
малыши
сперва
определили место, где будет стоять их сооружение. Затем одни дети принесли
строительный материал. Другие стали их укладывать. Ребята обсудили, что ещё
нужно для постройки и принесли дополнительный материал. Играя, они не
мешали друг другу. Глядя, как ребята строят самолёт, Илья попросил принять
его в игру. «Нельзя», - ответил Даниил. Услышав это, я предложила взять
Ильюшу в игру, он будет хорошим помощником, потому что он ваш товарищ.
Моё вмешательство помогло получить согласие детей, и Илья включился в
совместную игру. В игре «Машина» дети толкались, мешали друг другу при
посадке
в
машину,
я
и
на
это
тогда
старалась
обращать
внимание:
«Надо
уступать
дорогу,
сказать:
«Проходите,
пожалуйста».
В
первую
очередь
пропускают пожилых, пассажиров с детьми (с куклами)».
Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию
коллективных чувств, элементов коллективисткого поведения.
Индивидуальная работа.
В индивидуальной работе закрепляю умение детей играть в совместные игры
дружно, спокойно, вместе пользоваться игрушками, помогать друг другу.
Стараюсь, чтобы дети относились друг к другу доброжелательно, поощряю
попытки пожалеть свёрстника, обнять его, помочь. Во время игры стараюсь
закрепить у детей элементарные представления о том, что хорошо и что плохо,
стараюсь, чтобы дети в дидактических играх придерживались игровых правил.
Работа с родителями.
В работе с родителями по воспитанию у детей нравственных качеств обращала
их внимание на папку-передвижку, где помещала консультации на тему:
- «Игра как средство нравственного развития ребёнка»;
- «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»;
- «Игрушки в жизни вашего ребёнка».
Обращала внимание родителей на советы: «Игра в жизни Вашего ребёнка»
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года наши воспитанники дети смогут уметь:
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со
свёрстниками
от имени героя;
- придерживаться игровых правил в дидактических играх;
- в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать
контакты, взаимодействовать со свёрстниками;
- объединяться со свёрстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе
личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение
взаимодействовать и ладить со свёрстниками в непродолжительной совместной
игре.