Автор: Гусева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа "Кузьминки"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Социально-коммуникативное развитие
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Социально-коммуникативное развитие
Подготовительная группа
Тема: «Дружба»
Цель : обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное
развитие»:
- развивать у ребенка осознанное эмоционально - положительное
отношение к себе, другим людям, окружающему миру
-формировать умение понимать и принимать эмоциональное состояние,
мнения и желания других людей
- формировать навыки поведения, умение регулировать свое поведение
в соответствии с ситуацией
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками,
взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной деятельности.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:
- обобщить и уточнить знания детей по теме « дружба.»
- формировать умение работать в команде.
Задачи образовательной области: «Развитие речи»:
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе
-формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос
Задачи образовательной области: «Физическая культура»:
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во
время динамических пауз.
Оборудование и материалы: магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И
Шаинского, аудио запись песни о дружбе из мультфильма « Тимка и Димка»
наборы цифр в корзинках, « правила дружбы в картинках» , ватман,
цветные листочки-смайлики, вырубной плакат дерева, клубок ниток.
Ход НОД
Вводная часть:
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Воспитатель вместе с детьми:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель:
- А еще мы должны сначала со всеми поздороваться:
( проговариваем слова, сопровождая их соответствующими движениями)
Здравствуйте, здравствуйте –говори скорей
Это приветствие для всех людей…
Для больших и маленьких (показ…)
Для сильных и для слабеньких( показ…)
Для низких и высоких ( показ…)
Для близких и далеких ( показ…)
Добрый день, добрый день-говори скорей
Это приветствие для всех людей….
(Далее-повтор текста)
А «привет» ,а « привет»-говори скорей
Это приветствие только для друзей
( Далее-повтор текста)
Воспитатель:
- ребята, сегодня к нам пришли гости, как вы думаете, как мы можем с
ними поздороваться? ( доброе утро, здравствуйте, приветствуем вас…)
А можем мы сказать « привет?» ( конечно же – нет. Так мы здороваемся
только со своими друзьями, сверстниками)
Ребята, а у вас много друзей? ( ответы детей)
- Ребята, вы знаете, однажды на детской площадке я встретила мальчика.
Он сидел один на качелях и плакал. Я его спросила: «Почему ты
плачешь?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не
знает, что такое дружба.
Основная часть
Беседа на тему «Что такое дружба?»
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)
( нужно быть добрым и отзывчивым, проявлять внимание к людям, не
ссориться, не завидовать, делиться, помогать, не хвастаться, не
обманывать, не обижать друг друга, не драться)
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу,
заботимся, играем вместе,стараемся делать так, чтобы не обижать друг
друга)
- А как вы думаете: с чего начинается дружба?
Аудио запись отрывка песни « Улыбка….»( с голубого ручейка
начинается река, ну а дружба начинается с улыбки…)
(с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью,
канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)
- Ребята, а вы знаете, что есть несколько секретов настоящей дружбы?
Давайте их разгадаем .
Первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)
- Мы о нем сегодня уже говорили. Может кто то догадается, с чего
начинается настоящая дружба? Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали
первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем,
который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому
давайте улыбнемся друг другу.Когда человек подходит к тебе здоровается и
улыбается и тебе тоже хочется улыбнуться в ответ…
- Итак, вы разгадали первый секрет.
Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.( выкладываем на
мольберт картинку улыбающийся смайлик)
И в самом деле открытая улыбка всегда привлекает других людей. Как
вы думаете, почему?
Верно! Улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово
« доброжелательность» состоит из каких двух слов? Верно. « добро» и
« желать», значит человек, который вам улыбается желает вам добра. И
если вы тоже улыбнетесь ему в ответ, это и будет началом вашей дружбы.
Второй секрет дружбы.
( Показ картинки двух детей, один из которых помогает другому.)
Что делают ребята? А почему вы так решили? Правильно, друзья
должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как
назовем этот секрет? Помощь.( выкладываем картинку)
Недаром даже в уже известной нам песне есть такие слова:
« в полдень или в полночь друг придет на помощь….»
( звучит отрывок из песни)
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Третий секрет дружбы.
Воспитатель:
А теперь хочу узнать, как вы умеете выполнять разные задания.
Насколько вы – дружные ребята? Посмотрите, у меня есть три коробочки с
цифрами. Вам нужно будет разделиться на три команды и по моему сигналу
вы будете на ковре выкладывать цифры в нужной последовательности от
самой маленькой до большой.
Смотрите ребята, пока вы собирали цифры,я внимательно наблюдала
за вами. Некоторые из вас отбирали цифры у других, ругались. Это
правильно?( Ответы детей.) Но все же вы все справились с заданием.
Молодцы. А вы еще не догадались для чего было это задание? И что это за
секрет дружбы?
Бывают же некоторые ситуации, когда вы все таки ругаетесь друг с
другом, обижаетесь, иногда даже плачете?
Что нужно сделать в таких случаях?
(Помириться. Попросить прощения.)
- Кто из вас умеет мириться?
«Мирилка»:
Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.
Давайте мы сейчас все попросим друг у друга прощения…
- Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет?
Мир.( выкладываем картинку)
Четвертый секрет дружбы
Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А вы –дружные ребята? Давайте
покажем, какие мы дружные и добрые (дети встают на ковре). Я предлагаю
вам «сплести паутину добрых слов».
- Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ
детей)
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ
детей)
- У меня есть клубочек ниток, который я передам кому то из вас. Он
намотает его себе на ладонь и передаст клубок кому то из ребят, но нужно
еще сказать что то хорошее об этом человеке. Тот из вас, у кого оказался
клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает
клубок другому ребенку и т. д.( какой ты умный, добрый, красивый,
вежливый, ласковый, отзывчивый, терпеливый, хороший, смелый, ловкий,
быстрый, упорный, настойчивый и т.д.)
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась.
Воспитатель:
Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей).
Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.( Как вы
понимаете эту пословицу?)
Пятый секрет дружбы
Воспитатель:
Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас прочитаю стихотворения, а вы подумайте о каком еще
секрете дружбы может идти речь:
Хорошо быть красивым иль стать всех сильней,
Славно быть богачом или стать известным!
А каким быть на свете всего трудней?
- Честным...
Как лучше жить: быть честным или лгать?
Быть честным легче. С правдой — как на крыльях.
А лжец — бедняга — вынужден страдать
И ложь свою всегда запоминать,
Чтоб после вдруг его не уличили.
Воспитатель:
Запомните, ребята, друзья по отношению друг к другу всегда должны
быть честными. Обман может разрушить дружбу.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот
секрет? Честность.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь вы будете всегда
следовать этим правилам и выполнять их. Давайте вспомним их:
• улыбка
• помощь
• мир
• доброта
• честность
Заключительная часть
Воспитатель:
Я сегодня очень рада, что сегодня мы узнали с вами столько
нового.Всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие
верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить!
Как говорили герои известного мультфильма:
Ребята, давайте жить дружно!
И в завершении нашей сегодняшней встречи я хотела обратить ваше
внимание на наше дерево.( на ватмане- вырубное дерево без листьев).
Как вы думаете, чего на нем не хватает? ( листьев). Любое дерево не
может быть без листочков, так же, как и человек без друзей….
А здесь у меня приготовлены смайлики в виде листочков. Но они здесь у
меня разные: улыбающиеся и грустные. Я хочу чтобы вы подумали, есть ли
у вас настоящие друзья? Сколько у вас друзей?
Вспомните нашу сегодняшнюю беседу: понравилось ли вам, интересно
ли было, узнали вы что то новое?
Подойдите возьмите любой листочек и прикрепите к нашему дереву
( пока дети выбирают и прикрепляют листочки, звучит песня о дружбе из
мультфильма « Тимка и Димка»- дружба крепкая…..)
Посмотрите, какое красивое, яркое, необыкновенное оно у нас
получилось и стало радовать наш взор.
Я желаю вам чтобы у вас всегда было много друзей: добрых, верных,
которые вам всегда помогут и окажутся рядом…
Но чтобы и вами сами были очень хорошими друзьями!