Автор: Макарова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №30 комбинированного вида
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Волшебная ниточка."
Раздел: дошкольное образование
ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют
развитию мозга».
И. П. Павлов
С огромным интересом мы постоянно изучаем инновации в сфере
образования, интересуемся современными приемами и нетрадиционными
технологиями в обучении и развитии своих воспитанников. Все новое
интересно для нас, это помогает нам зажечь искру интереса в глазах своих
воспитанников к познанию, творчеству, осознанию радости общения.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе коррекционно-
развивающей педагогики. Это проверенные временем, известные и
эффективные в работе технологии.
В последнее время количество детей, у
которых имеются нарушения речи,
увеличилось. Тренируя тонкие движения
пальцев рук, мы стимулируем развитие речи
детей, что оказывает большое влияние на
развитие головного мозга. Если у ребенка
хорошо развиты мелкие движения рук, у него
лучше сформированы мышление, внимание,
восприятие и речь. Для этого очень важно с
раннего возраста развивать мелкую моторику рук детей.
Работая с детьми дошкольного возраста, у которых имеются тяжелые
нарушения речи, одним из методов развития мелкой моторики, который мы
используем в работе является нетрадиционнный метод - ниткография.
Ниткография – это
один из способов детального
представления детей об окружающих предметах,
способствующий
проявлению
умственной
и
речевой
активности,
и
предпосылок
развития
инженерного
мышления
- рисование
нитью.
Работа с ниткой доставляет особую
радость
детям.
Эта
техника
помогает
раскрыть
в
детях
творческий
потенциал,
организовать
занятие
интереснее
и
разнообразнее,
превращает
скучную
работу в творческую.
Работая с нитками, ребёнок сосредоточен, усидчив, учится доводить начатое
дело до конца. У него развивается связная речь, пополняется словарный
запас.
Дети заинтересованы на протяжении всего процесса обучения, усваивая
программный материал в полном объеме. Это помогает достигнуть
положительных результатов в формировании предпосылок учебной
деятельности. Применяя эту технику, неудачных работ не бывает.
В нашем ДОУ разработана программа кружковой работы «Веселая ниточка»
для детей старшего дошкольного возраста. Кружок
ведется 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Совместная деятельность ребенка и педагога
осуществляется как в подгруппах, так и индивидуально.
Численность подгруппы варьируется от 3до 5 человек.
Предлагаемый материал мы используем в соответствии с
запланированными темами образовательной
деятельности
.
Во время коллективных занятий создаются
благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми. Так
были созданы общие композиции и картины - «Пришла зима»,
поздравительная открытка «Символ года», папам ко Дню защитника
Отечества, сувениры для мам к Международному женскому дню и др.
На первоначальном этапе мы используем игры с клубочками. Затем
наматываем нити на катушку или специально заготовленные формы.
Виды ниткографии разнообразны:
- аппликация нитками (нити нарезаются небольшими кусочками, которыми
засыпается пространство рисунка)
- ниткопись (можно выполнять на ткани просто выкладывая нитки на основу,
клей использовать не нужно)
- изонить (рисование нитью при помощи иглы)
- техника спирелли (это изонить без иглы, техника заключается в
наматывании нити на картон, по контуру которого вырезаны зубчики,
чтобы нитка не соскальзывала).
Также мы привлекаем родителей в использовании различных видов
ниткографии, проводим конкурсы и
выставки.
Анализируя свою работу, мы можем сказать, что
занятия ниткописью помогли развить мелкую
моторику пальцев рук. У детей выработались
такие качества, как усидчивость, трудолюбие; научились распоряжаться
временем и пространством, помогать друг другу. Активизировался
художественный словарь детей.
Нами достигнуты определенные качественные результаты в своей работе, но
мы уверены, что это не вершина. Мы считаем, что использование
здоровьесберегающей технологии «Ниткография» является значимой для
воспитанников ДОУ. Поэтому считаем в перспективе продолжить работу по
развитию мелкой моторики с детьми старшего возраста.