Автор: Юрина Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Образовательный центр29
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Конспект семинара-практикума для родителей
Тема: "Волшебство скороговорки"
Раздел: дошкольное образование
1
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально
принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических
представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка,
содействуют преодолению косноязычия.
Актуальность
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным
и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а
ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не
единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат
ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая»
окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что
говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между
словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле,
значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и
пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание
скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они
слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого.
Цель: Ознакомление и обучение родителей приёмам и методам работы со
скороговорками.
Задачи:
-Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной
и красивой речи.
-Формировать у родителей представление, что скороговорки для детей – это в
первую очередь игра, а не обучение.
-Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.
Материалы и оборудование:
-Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер;
-Стулья, столы;
-Карточки со скороговорками, памятки.
2
Ход семинара-практикума:
-Прежде, чем начать наш семинар-практикум, я предлагаю зарядиться
положительными эмоциями и поздороваться.
Вы к друг к другу повернитесь-улыбнитесь,
Крепко руку вы пожмите, «Здравствуйте!»-скажите
А в ответ прозвучит: «Привет! Привет!».
-А теперь уважаемые родители настроимся на работу.
Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми).
Выбор рук произвольный. Вслед за мной повторяйте следующий текст: «Все
плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и
сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на семинаре-
практикуме. Я спокоен и внимателен. Я хочу получить полезные знания от этого
семинара.
-Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Слайд
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не
прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение
произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению
и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного
общения.
-Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка
.Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный,
самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут
вашего совместного с малышом времени.
Как вы думаете какую пользу приносят скороговорки для развития речи детей?
(ответы родителей)
Слайд
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным
и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для
отработки четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию,
обогащают словарный запас. Скороговорки учат ребенка, торопящегося в речи,
произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его
понимали.
-
Внимание на экран. Слайд
Перед вами скороговорки. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим
скороговорку про себя. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно все вместе, в полный
голос. Быстро. Быстро-быстро. Начнём с простой:
1.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-Теперь сложнее, приглашаю для произношения желающих:
3
2. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
-
Произнося скороговорку, дети могут «отхлопывать» каждый слог или слово
ладошами или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме
игры, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий
хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса
будут получать от него настоящее удовольствие!
- Я приглашаю пару (мама и ребёнок),для показа.
Слад
Отхлопать ладошами:
На дворе — трава, на траве — дрова.
Проговаривать отстукивая мячом:
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
-Вы увидели и почувствовали, что скороговорки произносить с первого раза
трудно, поэтому разучивать скороговорки нужно поэтапно. Поэтому мы вам
приготовили памятки «Как проговаривать скороговорки с ребенком?»
Слайд (выделенным шрифтом)
Помни! Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их
вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе
разучивать стишок.
-Предлагаем вам для просмотра видеофрагмент с сайта Марины Титовой
(кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка).
Слайд с видеопоказом.
- Скороговорка – это игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи.
Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу
не только детям, но и взрослым. Давайте развлечёмся (встаньте в полукруг)
Слайд
Пропойте скороговорки
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Сшила Саша Сашке шапку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
У ежа и елки иголки колки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
На возу лоза, у воза коза.
Шел косой козел с козой, а пришел косой козел с косой.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
В живом уголке жили ежи да ужи.
4
Слайд
Вести диалог
На дворе трава, - на траве дрова.
- Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Дрова вдоль двора, дрова поперек двора.
- Не вместит двор дров.
-Дрова выдворить на дровяной склад.
- Цапля чахла,
- цапля сохла,
- цапля мокла,
- цапля сдохла.
- Рыла свинья тупорыла, белорыла,
- полдвора рылом изрыла,
- вырыла, подрыла.
Слайд
Инсценировать скороговорку
Ехал Грека через реку, видит Грека, в реке рак,
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Клавка искала булавку, булавка упала под лавку.
Черепашка, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицой не ужиться, уж уж от ужаса стал уже,
ужа ужица съест на ужин.
-Дорогие родители, вы на собственном примере убедились, что играя в
скороговорки, запоминать и проговаривать их легко.
-В практике же можно использовать ещё инновационные игровые приемы, и мы
вам покажем игру «Угадай и проговори». На примере этой игры вы можете
придумать свою игру.
Слайд (показ игры)
-Уважаемые родители, мы вам напоминаем, что в нашей видеотеки вы можете
взять диски с темами: «Скороговорки по возрасту», «Игры по скороговоркам»,
игра «Угадай и повтори». Также в электронный почтовый ящик группы
выставятся конкретные консультации «развиваем речь детей с помощью
скороговорки», «Азбука скороговорок», «Влияние скороговорок на развитие
речи». Предоставляется список методических пособий о работе со
скороговорками.
-
Итог семинара. Участникам предлагается встать в круг и закончить фразу
одним предложением. Пример: Сегодня я узнал…Меня сегодня удивило…Больше
всего мне понравилось… Хотелось бы добавить…У меня остались вопросы о……
5
Приложение
Памятка родителям «Как проговаривать скороговорки с ребенком?»
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на
слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте
внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень
важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого
из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно,
как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и
может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном
режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь
губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно
шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю
фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком,
без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая,
разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских
способностей.
6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро
и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку
повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка
Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под
колпаком
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н.
Егоров).
Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
6
-
7