Напоминание

Народная культура как основа патриотического воспитания дошкольников


Автор: Нестеренко Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Алёнушка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Народная культура как основа патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нестеренко Татьяна Анатольевна, воспитатель, ДОУ «Алёнушка», г. Куйбышев, Новосибирская область.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данной направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Наше дошкольное образовательное учреждение находится в небольшом городке, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали духовное и культурное наследие нашей страны. Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно -образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности привить любовь к малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии наша цель которую мы выдвинула как приоритетную в работе с дошкольниками.
Добиться определенного результата можно только тогда когда работа ведется систематически. Мы разработали перспективное планирование. Оно представляет систему, охватывающую развитие познавательных интересов ребенка, его музыкально - эстетическое и трудовое воспитание, ознакомление с основами отечество ведения, краеведения и экологии для детей, позволяющую знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, краем. Организация экскурсий по родному городу дает возможность познакомить воспитанников с достопримечательностями малой родины с профессиями города. Первыми проводниками в мир истории родного края для наших воспитанников стали сотрудники Куйбышевского историко ¬краеведческого музея. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, так как они способствуют формированию духовно- нравственных качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, поэтому в детском саду открыт музейный уголок «Прикасаясь к истории», куда с удовольствием ходят наши дети и родители. Мы так же заметили, что любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т.д.) перекликается с народными приметами. Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы: «Домашние и дикие животные», Перелетные и зимующие
птицы», «Времена года», и др. Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме. В процессе общения с воспитанниками включаю в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников - календарных и христианских. Именно фольклор, на мой взгляд, должен быть основой основ воспитания, ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь ребёнка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление, трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего того, что мы называем Родиной. Народным праздникам у нас уделяется особое внимание. Они тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах, хороводов, частушек, народных игр. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе на музыкальных занятиях, но для подготовки фольклорного праздника недостаточно времени основных занятий, поэтому был организован фольклорный кружок «Скоморохи». Участники кружка стали заводилами на праздниках. Фольклорный кружок «Скоморохи» готовит для детей развлечения, посиделки. Это целые театрализованные действия, где дети водят хороводы, поют песни, играют в игры, знакомятся с традициями и обрядами. Календарный праздник в детском саду - важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные
в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Мы создали сборник народных игр, который стал верным помощником воспитателей при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней. Одной из актуальных технологий сегодня является проектная деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями. За годы работы по данному направлению участниками воспитательно - образовательного процесса разработан проект: «Здравствуй хлебушек душистый». В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция наших педагогов нашла реализацию в том, чтобы воспитывать детей в духе любви к малой Родине, народу, его культуре. Список литературы: 1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998. 2. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005. 3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Ск. 2003. 4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. .


В раздел образования