Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Легачёва Евгения Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Алёнушка" Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область Наименование материала: Статья Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Легачёва Евгения Сергеевна,
воспитатель, ДОУ «Алёнушка»,
г. Куйбышев, Новосибирская область
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего
дошкольного возраста
Наша
страна
населена
людьми,
отдельными
простыми
людьми,
в
большинстве своем неспособными на подвиг. Пусть так, да и где проявлять
героизм, можно спросить? В очереди в кассу супермаркета? Однако у человека
есть
потребность
изменять
окружающий
мир
в
соответствии
со
своими
нравственными качествами, так пусть эти качества будут не отрицательными.
Чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и
усваивая духовные ценности, накопленные веками.
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается
с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а
со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду - в семье, СМИ, на
улице,
на
народных
праздниках,
мероприятиях
-
и
в
детском
саду,
под
руководством воспитателя. Все начинается с детства: первые шаги, первые
знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно,
зависит вся его дальнейшая судьба.
Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь
ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце
своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят
сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.
Все дети приходят в мою группу из дома. Детский сад - это их первый
опыт общения с "чужими тетями", со сверстниками и, наконец, многие впервые
вынуждены расстаться с мамой. Эмоциональные проблемы малыша требуют
разрешения в первые же дни его пребывания в группе.
Чтобы устранить негативные эмоции ребенка в период привыкания его к
детскому саду я использую следующие приемы:
1. Родители могут находиться с ребенком до тех пор, пока это необходимо.
Некоторым
детям
достаточно
часа,
дня,
некоторым
-
неделя
и
больше.
Предлагаю родителям, по возможности, обеспечить ребенку "короткий день".
Родители могут увести малыша домой через час пребывания его в группе,
забрать
после
обеда
(по
необходимости).
Ребенок
постепенно
привыкает
к
разлуке с мамой. Он понимает, что его не оставляют навсегда, осознает, что в
детском саду интересно, вовсе не страшно, ему здесь рады.
2.
В
период
адаптации
стараюсь
проявить
максимум
внимания
к
"страдающему" ребенку. Подчеркнуто радостно встретить его утром, сказать о
том, что именно он самый желанный и долгожданный. Для него приготовлены
игрушки, с ним хотят поиграть дети, птички и рыбки ждут, не дождутся, когда
он их покормит. Чем скорее поймет маленький человек, что он необходим
воспитателю и детям, любим ими, тем скорее преодолеет он тяжкий барьер
расставания с мамой.
3. Интересным педагогическим приемом считаю помещение фотографии
мамы в шкафчике для одежды каждого малыша. Загрустил ребенок, обиделся на
что-то, - вот она, мама, рядом, посмотришь на родное лицо, и станет легче.
Создание эмоционально-комфортных условий в группе я полагаю залогом
успешности решения всего комплекса и образовательных задач и формирования
эмоциональной сферы детей, в частности.
Наша группа красочно оформлена. Панно на стенах, множество игрушек,
оборудование специальных зон для разнообразной деятельности привлекают
внимание малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс
их развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с
такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его душе.
Значительную часть времени я уделяю театральной деятельности детей,
изготовлению
множества
атрибутов
для
детского
театра.
Старые
перчатки,
варежки, бросовый материал, все годится для этого. Результат - эмоциональный
отклик детей с лихвой оправдывают потраченное время и силы. Дети любят
играть
в
театр
и
часто
делают
это
самостоятельно,
очень
любят
сами
организовывать игры-переодевания.
Как уже упоминалось, формирование эмоций происходит во всех видах
деятельности детей. Например, на любом занятии я не упускаю возможность
поставить перед детьми проблемные задачи, решение которых является, по
сути, эмоциональным тренингом. Замечу, что это не требует от педагога особых
ухищрений.
Ход
занятия
практически
не
меняется
иначе
расставленные
акценты, вовремя поставленный вопрос и вот положительный эффект.
Думаю,
что
полученные
мною
результаты
позволяют
говорить
об
успешности образовательных и воспитательных действий. Оказывает влияние
практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения,
когнитивная
сфера,
овладение
ребенком
средствами
и
способами
взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и
овладение им социальным опытом.
Список литературы:
1.
Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию
дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 7. – С. 50-
54.
2.
Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка //
Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2. - С.
92-106.
3.
Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м.
“Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).