Интегрированный подход к реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Автор: Белобородова Людмила Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Алёнушка" Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область Наименование материала: Статья Тема: Интегрированный подход к реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Раздел: дошкольное образование
Белобородова Людмила Валерьевна,
воспитатель,
первой квалификационной категории,
ДОУ «Алёнушка»,
г. Куйбышев, Новосибирская область
Интегрированный
подход
к
реализации
образовательной
области
«Художественно-эстетическое развитие».
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
одной
из
задач
ОО «Художественно-
эстетическое
развитие»
является
развитие
самостоятельной
творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего
развития
детей.
Обучение
рисованию,
лепке,
аппликации
способствует
умственному,
нравственному
эстетическому
и
физическому
воспитанию
дошкольников.
Изобразительная
деятельность
тесно
связана
с
познанием
окружающей
жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов,
познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок
начинает
приобретать
знания
об
окружающих
предметах,
о
материалах
и
оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением
передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего
мира.
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о
нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом,
форму и цвет.
В
процессе
изобразительной
деятельности
уточняются
и
углубляются
зрительные представления детей об окружающих предметах.
В
дошкольном
возрасте
кроме
наглядно-действенных
форм
мышления,
связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более
высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе
умственных операций может представить результат своей работы и затем начать
действовать.
Для умственного развития детей и роста их познавательной активности
большое
значение
имеет
постепенно
расширяющийся
запас
на
основе
представлений
о
разнообразных
формах
и
пространственном
положении
предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков
цветов. При организации восприятия предметов и явлений внимание также
обращено
на
изменчивость
форм
и
величин
(человек
–
ребенок,
человек
–
взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов
(спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное
время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное
положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в
спокойную погоду или в ветреную).
Занимаясь
рисованием,
дети
усваивают
опыт
работы
с
некоторыми
орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы).
Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по -
сырому, рисование в технике набрызга).
Интеграция с ОО «Речевое развитие».
Художественный
образ,
воплощенный
в
слове
обладает
своеобразной
наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно
данному
явлению
и
выделяет
его
среди
других.
Выразительное
чтение
художественных произведений способствует созданию творческого настроения,
активной работе мысли, воображения.
Во
всех
возрастных
группах
образовательная
деятельность,
начатая
с
загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для
оживления
в
памяти
детей
ранее
воспринятых
образов
можно
использовать
короткие
стихотворения
и
отрывки
из
художественных
произведений.
В
некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов
изображения.
При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается
речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений – способствует обогащению словаря.
Высказывания
во
время
наблюдений
предметов
и
явлений,
при
обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций,
репродукций
с
картин
художников
положительно
влияют
на
формирование
связной речи.
Значение
изобразительной
деятельности
для
нравственного
воспитания
заключается еще и в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно-
волевые
качества:
умение
и
потребность
доводить
начатое
до
конца,
сосредоточенно
и
целенаправленно
заниматься,
помогать
товарищу,
преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей
воспитываются
умения
объясняться,
договариваться
о
выполнении
общей
работы, стремление помочь друг другу.
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к
рисунку,
лепке
товарищей,
справедливо
и
благожелательно
их
оценивать,
радоваться не только своей, но и общей удаче.
Интеграция с ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Общественная
направленность
детского
изобразительного
творчества
проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети
передают явления общественной жизни.
Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне,
выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.
В
изобразительной
деятельности
сочетаются
умственная
и
физическая
активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить
усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать,
рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками
обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином.
У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого
результата.
Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников.
Правильная
организация
изобразительной
деятельности
положительно
влияет на физическое развитие ребенка. Она способствуют поднятию общего
жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно
важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности
активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная
посадка,
так
как
изобразительная
деятельность
почти
всегда
связана
со
статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность
способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев,
что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Принцип
интеграции
реализуется
через
организацию
различных
форм
образовательного процесса:
1.Совместная
деятельностьпедагога
с
детьми.
2. Самостоятельная
деятельность
детей.
В
самостоятельной
деятельности
мы
используем
эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций,
игра,
задания
для
самостоятельных
наблюдений,
рисование
по
замыслу,
рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция ОО «Художественно-
эстетическое
развитие»
способствует
всестороннему
развитию
детей,
формированию основ базовой культуры личности ребенка.
Список литературы:
1.
Комарова
Т.С.
,Зацепина
М.Б.
Интеграция
в
воспитательно-
образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:
Мозаика – Синтез, 2015. – 160 с.
2.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014– 336 с.