Напоминание

Интегрированный подход к реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"


Автор: Белобородова Людмила Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Алёнушка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Интегрированный подход к реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Белобородова Людмила Валерьевна, воспитатель, первой квалификационной категории, ДОУ «Алёнушка», г. Куйбышев, Новосибирская область
Интегрированный

подход

к

реализации

образовательной

области

«Художественно-эстетическое развитие».
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач ОО «Художественно- эстетическое развитие» является развитие самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. В дошкольном возрасте кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе
умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек – ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в ветреную). Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по - сырому, рисование в технике набрызга).
Интеграция с ОО «Речевое развитие».
Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Во всех возрастных группах образовательная деятельность, начатая с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений – способствует обогащению словаря. Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается еще и в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно- волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Интеграция с ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников.
Правильная организация изобразительной деятельности положительно влияет на физическое развитие ребенка. Она способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Принцип интеграции реализуется через организацию различных форм образовательного процесса: 1.Совместная деятельностьпедагога с детьми. 2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе. 3. Взаимодействие с семьей. Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция ОО «Художественно- эстетическое развитие» способствует всестороннему развитию детей, формированию основ базовой культуры личности ребенка. Список литературы: 1. Комарова Т.С. ,Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 160 с. 2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014– 336 с.


В раздел образования